"Речевое развитие малышей"
Речевое развитие самых маленьких.
Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет – одна из важнейших задач этого возрастного периода.
Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить малышу средством общения. Это и понимание обращенных к ребенку фраз и его первые самостоятельные слова.
В нашей группе создан, для решения этих проблем центр речи «Говорушки». Персонажи - хозяива центра— игрушки – Каркуша и Панда, побуждают детей к речевой деятельности: рассказывают забавные истории, приглашают к игре, задают вопросы. С помощью одушевлённых игрушек осуществляется демонстрация двигательных, дыхательных упражнений, и артикуляционной гимнастики. Поскольку игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте, мы играем всегда, и когда развиваем речь.
Одним из направлений этого центра является звуковая культура речи. Мы формируем правильное произношения, которое влияет на особую восприимчивость ребенка к речи, его стремление четко выговаривать звуки. Большую роль при работе с детьми 2-3 лет играют игровые упражнения на вызывание звуков, это «Волшебный кубик», говорящие панно, лэпбуки. В игре дети звукоподражают домашним животным, издают звуки транспорта.
Мы считаем, что для образца речи, культуры родного языка подходят малые формы фольклора. А если их обыгрывать персонажами, когда они становятся более понятны и доступны малышам и являются стимулом повторить звуки, сточки песенок, потешек, сказок. Поэтому в нашем центре собраны различные игрушки: мягкие, резиновые, бибабо. Различные театры: конусный, пальчиковый, кукольный. Каждая игрушка приходит к ребятам постепенно, с каким то стешком, песенком, которую мы пытаемся разучит, а потом остается в группе. Ребята часто обыгрывают то, как мы играли с игрушкой при нашей первой встречи, сейчас начинаю придумывать свой сюжет. Это говорит о том, что они набираются жизненного опыта, развивается словарь, речь.
Р азучиваем с детьми различные дыхательные упражнения, которые формируют навык правильного дыхания (через нос). Так же они способствуют насыщению внутренних органов кислородом. И являются одним из стимулов развития речи ребенка. Заинтересовываем детей различными дидактическими пособиями – «Метель», «Зимняя сказка», «Сдуй листок», «Подуй на бабочку», «Свечка» (безопасная, электрическая).
Особое внимание уделяется ежедневным разучиваниям чистоговорок, песенок - распевок, способствующие развитию силы голоса (громко, тихо). Одновременно у ребенка обогащается пассивный словарь, который постепенно переходит в активный. Сначала малыш узнает предметы на картинках, но не называет их. В возрасте 2-3 лет пассивный словарь малыша намного больше активного.
Обогащение словаря происходит с расширением и углублением знаний и представлений ребенка об окружающем мире. Этому способствует специально организованная словарная р абота.
Использование иллюстрационного материала с объектами, которые дети не могут наблюдать непосредственно (дикие и домашние животные, птицы), также расширяют словарь ребенка. Картина вместе с представлением о предмете несет представление, о слове, так как ее рассматривание всегда сопровождается практическими действиями: словом взрослого, чтение литературного произведения, постановкой вопросов, опорными игрушками, картинками, обыгрыванием сюжета.
Кроме того, сюжетные и предметные картинки дают большие возможности для формирования грамматически правильной речи.
Еще одно направление, которое мы применяем в работе с малышами это логоритмика. Сложный, но интересный путь. Логоритмика включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Для слухового внимания, фонематического слуха мы прослушиваем аудио звуки природы, голоса птиц, диких и домашних животных. Используем для ритмики песенки Е. Железновой. В работе применяем музыкальные инструменты – колокольчики, погремушки. Собрали небольшой набор для занятий, это и музыкальные палочки, шумовые мешочки, деревянные ложки.
Х орошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. В нашей группе мы учим детей разминать ручки, массажировать, поглаживать, выполнять упражнение с предметами (шишки, желуди, палочки, карандаши, прищепки…). Играем в сухом бассейне, в мозаику, вкладыши. И конечно любимые игры детей это вода и песок.
Речь развивается всегда, главное помнить, что перед нами цветы, еще маленькие и беззащитные. Их нужно вырастить, «поливать» их развивающими играми, не важно подвижные, сюжетно ролевые. «Подкармливать» новыми словами, опытом. И конечно «закалять», дать самим возможность добывать знания, найти нужное решение.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Которая требует ежедневного, ежечасного внимание и сил со стороны педагогов и родителей.
Список литературы
Гризик Т.И. Развитие речи детей. –М., 2005.
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет. – М., Риполклассик, 2010.
Жукова О.В. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание. – 2006., № 11, с 14-17
Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008
Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации — М., 2001.
Шуткова Татьяна Михайловна
Телешева Надежда Викторовна