Рефлексия по ФГОС
Рефлексия
По ФГОС рефлексия в начальной школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Хочу заметить, что элементы рефлексии учащихся я, как учитель начальных классов, применяла всегда, ещё до того, как это стало требоваться. Сейчас я расскажу о рефлексии в завершении урока, о её видах и методах её проведения.
Что такое рефлексия?
Слово «рефлексия» имеет латинское происхождение. В нашем случае его можно перевести, как проведение анализа собственных действий, мыслей и эмоций на протяжении текущего урока.
Каждый учащийся в начальной школе должен уметь оценивать свою деятельность, свои мысли и чувства для того, чтобы правильно осознавать себя, как личность и как члена коллектива.
Для чего нужна рефлексия?
Если сравнить классы, где рефлексии не уделялось должного внимания, и те, в которых рефлексия проводилась регулярно под конец каждого урока, можно сделать выводы, что рефлексия помогает учащимся осознавать ценность полученных на уроке знаний, понимать недостатки своего поведения, видеть собственные достижения, понимать свои ошибки, а значит, и исправлять их в дальнейшем. Рефлексия помогает не только обращать внимание на свои собственные мысли и переживания, но и замечать переживания других членов коллектива, сравнивать их со своими. Это приводит к возникновению чувства общности, укрепляет дружбу и взаимопонимание.
В тех классах, где рефлексия практиковалась регулярно, замечены следующие изменения:
1. Дети начали более осознанно относиться к изучаемому на уроках материалу, представлять, где и когда в жизни они смогут применить получаемые знания.
2. Учащиеся стали более верно понимать ценность своей работы на уроке.
3. Развилась самостоятельность, ответственность.
4. Дети стали более внимательно относиться друг к другу, классы стали более сплочёнными.
Какая бывает рефлексия?
Рефлексия бывает разных видов. Каждый из них отражает какую-то отдельную часть человеческой личности.
1. Физическая. В физической плоскости ребёнок может подумать над вопросами: какое задание он выполнял, и какое время он потратил на его выполнение. Хватило ли этого времени, или его нужно было больше.
2. Интеллектуальный вид рефлексии предполагает раздумья на тему, какие новые знания учащийся получил на уроке, и какие проблемы у него возникли в процессе усвоения материала.
3. Сенсорный вид рефлексии оценивает ощущения учащихся, насколько приятными, комфортными и положительными они были.
4. Коммуникативная. Этот вид рефлексии относится к анализу действий чувств и переживаний других учащихся, взаимодействий внутри коллектива.
5. Самый сложный вид – это духовная рефлексия. Учащиеся должны проанализировать, какие достоинства своей личности они проявили на уроке, как он развил их позитивные качества или наоборот, как он негативно повлиял на них. Как собственное поведение на уроке повлияло на общую атмосферу в классе, на настроение и эмоции одноклассников.
Рефлексию можно проводить как индивидуально, так и коллективно. При индивидуальных занятиях (обычно их проводит школьный психолог), ребёнок анализирует собственную личность, её ценность для коллектива. Этот способ особенно важен для выявления детей с заниженной и чересчур завышенной самооценкой, которые нуждаются в психологической помощи.
При коллективной рефлексии, которую проводит учитель в конце урока, обращается внимание на вклад каждого в общее дело, анализируется взаимная помощь учащихся, их находки, озарения и решения, которые привели к общему успеху. Предлагается представить, что бы было, если бы некоторые учащиеся отсутствовали.
Какие бывают способы проявления рефлексии?
1. Символический способ. Дети выражают свои впечатления и ощущения при помощи конкретных символов, значение которых заранее оговорено. В качестве символов могут выступать маленькие игрушки, смайлики, игровые фишки и т. д.
2. Устный способ – самый распространённый. Дети рассказывают в конце урока о своей оценке того, что сегодня на уроке происходило, о своих ощущениях, мыслях и эмоциях.
3. Письменный способ. Детям предлагается написать нечто вроде короткого сочинения, в котором дать оценку действиям своим и своих одноклассников, описать свои мысли и чувства по поводу урока. Следует заметить, что в начальной школе, из-за слишком низкой скорости письма, этот способ использовать сложно.
Конкретные примеры рефлексии в конце урока из моего опыта
1. Детям в начале урока раздаются карточки разного цвета – от ярко-оранжевого до чёрного.
В конце урока учитель предлагает выбрать ту карточку, которая соответствует их эмоциональному состоянию на уроке. Каждый ребёнок может выбрать не одну, а две или даже три карточки, в соответствии с этапами урока.
2. «Погода на уроке». В конце урока учитель спрашивает ребят, какой сегодня была погода на уроке. Если всё, по мнению учащегося, получилось, он говорит, что было солнечно, если было скучно, неинтересно – значит, шёл дождик, было пасмурно, если же ребёнок испытывал негативные эмоции – обиду, злость на своих товарищей, чувство несправедливости – значит, сверкала молния и была гроза.
3. Сказочные герои. Дети рассказывают, какой сказочный герой, по их мнению, сегодня посетил урок. Если удалось осилить сложный материал, научиться чему-то значительному – значит, приходил богатырь, а если ничего не получилось, то класс посетила старуха Шапокляк. Если было скучно, и дети испытывали грусть, значит, пришла царевна Несмеяна. Дети сами подбирают сказочного героя для характеристики своих ощущений от урока. Называя героя, учащийся должен объяснить свой выбор.
Поэтапная рефлексия
Способы этой рефлексии дают возможность ребёнку оценить, насколько он продвинулся в изучении материала, насколько хорошо ему удалось понять объяснение учителя.
1. «Пьедестал почёта». Каждый ученик на листочке рисует пьедестал почёта и символическую фигурку человечка, которую помещает на первое, второе или третье место.
2. «Горка» или «Лесенка». Подножие горы представляется учащимися, как начало изучения конкретной темы или раздела, а вершина – полное понимание всего необходимого материала. Учащийся должен отметить точку, на которой он в данный момент находится.
Рефлексия осознания материала
1. В начале урока детям раздаются карточки с изображениями простых понятных символов – домик, паровозик, дерево, звёздочка. Каждый вид деятельности, включённый в урок, ассоциируется с одним из этих символов. Затем в конце урока все учащиеся должны поднять то изображение, какой вид деятельности вызвал у них больше всего положительных эмоций.
2. Игра в учителя. Класс делится на группы в пять-шесть человек, в каждой группе выбирается один «учитель». «Учитель» проверяет тетради своих товарищей. Над самыми красивыми, по его мнению, буквами или цифрами в тетрадях он ставит карандашные отметки. Затем «учителем» становится другой учащийся.
Итоговая устная рефлексия.
Такой способ рефлексии, в основном, заключается в ответах на устные вопросы учителя. Следует заметить, что для использования этого способа в классе должно быть достигнуто полное доверие между учителем и учениками. Дети должны понимать, что на эти вопросы нет правильного ответа, и за любой ответ, если он откровенный, их ругать не будут. Учитель задаёт вопросы, например, «Что нового ты узнал на уроке?», «Что тебя удивило в изучаемой теме?», «Что для тебя было неожиданным?», «Какой момент урока тебе наиболее запомнился?» и так далее. Если кто-либо из детей отвечает слишком односложно, скованно, сдержанно, ему можно предложить ответить на эти вопросы письменно, или применить другой способ рефлексии, например, использовать карточки разного цвета.
Для оценки своих успехов на уроке можно использовать математические знаки, каждый ребёнок делит страницу в тетради на две колонки, на одной пишет плюс, на другой – минус, и в каждую из колонок пишет тот вид деятельности, который ему сегодня наиболее удался.
Для первоклассников, которые ещё только учатся писать, при наличии свободного времени в конце урока, можно применить рисунки. Дети рисуют то, что им понравилось на уроке. Затем учитель выборочно вызывает детей, и они показывают свои рисунки и объясняют их.
Детская рефлексия является не только методом развития личности учащегося, но и огромным подспорьем в работе учителя. Анализируя ответы детей, учитель может скорректировать свою работу, обратить внимание и на свои собственные ошибки и недоработки.
© Copyright: Светлана Корепанова, 2018
Свидетельство о публикации №118101406859
Дементьева Ирина Михайловна