Статья на тему «Создание психологического комфорта в группе»
Пояснительная записка к презентации
«Создание психологического комфорта
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами.
Цель создания психологического комфорта детей в группе: сохранение психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Мы можем говорить, что ребёнку комфортно в группе, если ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.
Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и климатом в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.
Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Сейчас мы остановимся на каждой составляющей поподробнее
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Говоря об отношениях между воспитателями и детьми, хочу напомнить о стилях педагогического общения, среди которых выделяют авторитарный, либеральный, демократический.
Авторитарный стиль
Педагог – руководитель, организатор; дети – исполнители
(несамостоятельные, безынициативные)
Принцип педагога: «Доверяй, но проверяй» (недостает уважения, доверия к личности ребенка);
Ожидание беспрекословного послушания, повиновения;
Не учитывает отношения между детьми;
Не признает ошибки;
Низко оценивает возможности детей;
Публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.
Либеральный (попустительский) стиль
Педагог безынициативен, недостаточно ответственен;
Переоценивает возможности детей;
Выполнение своих требований не проверяет;
Нерешителен;
Во власти детей;
Учитывает взаимоотношения в группе;
Человек настроения.
Демократический стиль
Педагог учитывает особенности возраста детей, оптимально делит функции между собой и детьми;
Изучает и учитывает межличностные взаимоотношения;
Проявляет максимум требований, максимум уважения;
Испытывает потребность в обратной связи от детей;
Умеет признавать ошибки;
Предпочитает плодотворный разговор с ребенком наедине.
Из изложенного в определениях можно сделать вывод: наиболее оптимальным и эффективным является демократический стиль, именно он служит формированию сознательной дисциплины, творчества, познавательной активности. Именно он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание в группе, на занятиях. во время других режимных моментов такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”.
В нашем детском саду, среди воспитателей, было проведено анкетирование «Стиль педагогического общения», в котором участвовали 15 педагогов. Анкетирование показало, что у наших воспитателей преобладает демократический стиль общения.
Отношения между самими детьми.
Позитивные отношения между детьми внутри группы являются неотъемлемой составляющей для создания психологического комфорта. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Можно выделить следующие средства формирования дружеских отношений дошкольников :
- художественные средства. к ним относятся художественная литература, музыка, кино, диафильмы, иллюстрации. Ценность данных средств определяется, прежде всего, их влиянием на эмоциональную сферу личности.
- совместный труд .он используется в воспитании детей старшего дошкольного возраста. В процессе его дети наряду с трудовыми задачами решают и нравственные: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы
- совместная художественная деятельность -подготовка и проведение праздников, развлечений, конкурсов, соревнований и других эмоционально насыщенных форм воспитания,
- этические беседы, Воспитатель должен не только рассказывать детям, о том, как нужно действовать вместе, сообща, как помогать друг другу, но и выражать свое личностное отношение к проявлениям дружеских отношений детей, замечать их, одобрять: похвалить ребенка за внимание к товарищу, восхититься тому, что ребенок умеет сопереживать, сочувствовать товарищу, радоваться его успехам.
- пример взрослого Немаловажное значение в развитии дружеских отношений детей имеет педагог, его интуиция, наблюдательность, психолого-педагогическая культура.
Отношения между воспитателями.
Микроклимат в группе, отношения между педагогами, работающими в паре – это важный момент в создании психологического комфорта для детей.
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата:
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам,. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня;
Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
Педагогам, работающим в одной группе, необходимо придерживаться одних и тех же правил, требований, принятых совместно.
К сожалению, далеко не всегда возникает дружба и взаимопонимание между воспитателями. Как бы не сложились отношения с напарником, надо помнить основной постулат педагогического общения: при возникновении конфликтов ваши отношения никак не должны отражаться на детях. Для них вы всегда должны оставаться друзьями, все конфликты и недоразумения оставляя за дверьми группы.
Отношения между воспитателями и родителями.
Немаловажное значение в становлении психологического климата в группе имеет работа с родителями, т.к. только совместными усилиями можно добиться успеха.
Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить»собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы»личного пространства собеседника!
Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие»расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…»(Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!»)Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
Так же большое значение имеет предметно-пространственная среда, созданная для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Сегодня хотели бы осветить некоторые интересные моменты, созданные в некоторых группах совместно с педагогами.
«Зайка- встречайка»
Даже если ребенок уже прошел адаптацию, ему порой все равно тяжело расставаться с мамой или папой по утрам в садике. Для того, чтобы расставание было менее болезненное в ясельной группе детей встречает Зайка-встречайка.
Цель: отвлечь ребёнка от переживаний во время расставания с мамой, снять эмоциональное напряжение.
«Следочки»
С целью создания условий для легкого расставания с родителями и завлечения ребенка в группу, в средних группах и группе ЗПР мы наклеили яркие следочки, которые вызывают положительные эмоции у детей. По следочкам дети проходят в группу.
«Мирилки».
Цель: научить детей бесконфликтному общению.
«Мирилки» развивают навыки вербального и невербального общения, помогают сосредоточить внимание детей на сверстнике, самостоятельно помириться после ссоры, стимулируют создание доброжелательной атмосферы в группе.
«Мирилку» располагают в доступном для детей месте. Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к ней и рассказать друг другу, как и из – за чего у них произошла ссора. Дети протягивают ручки в отверстия, смотрят друг на друга в окошечко и вместе проговаривают мирилку.
«Доска настроения»
Цель: определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий.
Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение.
«Грустный стульчик»
Цель: повышение настроения, снятие эмоциональной нагрузки.
Ребенок, у которого испортилось настроение, может сесть на стульчик, на котором лежит игрушка – антистресс, ее можно помять и обнять. Эта игрушка приятная в расцветке, мягкая, вызывают приятные тактильные ощущения.
Воспитатель видит расстроенного ребенка и так же оказывает ему поддержку.
«Стульчик гнева.»
Цель: снятие агрессии.
Помогает выплеснуть накопившийся негатив при помощи антистрессовой подушки в виде кирпича, который можно «побить»
«Уголок уединения»
Уголок уединения» в группе – это зона, благодаря которой у детей есть возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы, почувствовать себя защищёнными.
Это место, где ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу и т.д.
Основной целью организации уголка уединения в группе является - преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Минутка вхождения в день.
Цель: создать эмоциональный положительный фон в группе, научить детей взаимодействовать друг с другом.
Дети произносят слова в форме стихотворения, выполняют соответствующие движения, в конце берутся за руки, и желают друг другу хорошего дня.
Вывод: таким образом, только при выполнении всех 4ех составляющих будет обеспечен психологический комфорт детей.