Статья на тему: «Некоторые приёмы работы с детьми школьного возраста, направленные на создание психологического комфорта в классе»
Некоторые приёмы работы с детьми школьного возраста, направленные на создание психологического комфорта в классе.
А.Ю. Астраханцева
МБОУ Платоновская СОШ, Зелёновский филиал№1.
Ключевые слова: психологическая атмосфера, взаимоуважение, взаимопомощь, сплоченность, защищённость, жизнерадостность, дружелюбие, оптимизм, радость, счастье.
Введение
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Признание стратегической значимости классного руководителя может способствовать изменению ситуации в сфере воспитания и профилактики различных форм асоциального поведения детей и подростков. Основной заботой классного руководителя становится своевременное выявление различных нарушений в сфере физического, эмоционального и морально-психологического благополучия и устранения факторов, тормозящих процесс получения школьниками качественного образования.
Я являюсь учителем-предметником. Преподаю математику в старших классах в средней общеобразовательной школе. Третий год выполняю функцию классного руководителя. На сегодняшний день-это седьмой класс - дети переходного возраста, подростки…Мне очень интересно наблюдать, как они взрослеют. Сейчас это уже не те любопытные мальчики и девочки, которые пришли ко мне из начальной школы: открытые, наивные, смешные…. На данном этапе у детей происходит формирование эмоционального поля, социальной адаптации, выстраивается система ценностей и своих личных принципов личности.
Не смотря на то, что наш класс очень дружный, случаются и конфликты, и разногласия. И мне, как педагогу, важно уметь разрешать эти конфликты, уметь создавать благоприятный климат в классе.
Психологическая атмосфера в классе зависит не только от того, что происходит на уроке, но и от того, что происходит в школе в целом: на перемене, до уроков, после уроков, в семье, где воспитывается ребёнок. В моём классе учатся разные дети: как из благополучных, так и неблагополучных, материально обеспеченных и материально необеспеченных семей. Есть отличники и есть дети, которые учатся на оценку «удовлетворительно». Я, как классный руководитель, своей обязанностью считаю создание взаимного уважения, защищенности, оптимизма и жизнерадостности в нашем классном коллективе. Для достижения этой цели, я нередко применяю психологические приёмы, использованные когда-то моими педагогами в то время, когда я сама училась в школе.
В один из дней свой обычный урок геометрии я начала с того, что попросила ребят на тетрадном листе сделать табличку, состоящую из трёх колонок. В первой колонке каждый из них должен был написать фамилии всех учеников своего класса, кроме себя; во второй – напротив каждой фамилии написать качество, которое, на их взгляд , является самым характерным для данного одноклассника; в третьей колонке ребята должны были каждому ученику придумать прозвище, например: «солнышко», «мудрец», «Моника Белучи», … Условием было то, что нельзя было писать обидные, обзывательные прозвища.
Фамилия | Качество | Прозвище |
Иванов | смелый | Чак Норис |
Петров | умный | Лобачевский |
… | … | … |
Когда ребята писали, мне казалось, что они впервые задумались, с кем же они учатся. Затем я попросила ребят сдать листы, не указывая автора таблицы. Не сказав им, для чего мы всё это делали, я продолжила урок в обычном режиме.
На следующий день в начале урока я раздала ученикам карточки, на каждой из которых была написана их фамилия и имя, а ниже был указан список его качеств и прозвищ, придуманные одноклассниками.
Иванов Дмитрий | |
смелый | чемпион |
весёлый | клоун |
яркий | артист |
общительный | стихоплёт |
талантливый | Михаил Задорнов |
харизматичный | красавчик |
… | … |
Было интересно наблюдать, как несколько минут в полной тишине ребята читали свои характеристики. Одни находились в шоке от прочитанного, для других прочитанное стало внезапным открытием. Например, девочка, считавшая себя неудачницей и позором класса из-за своей неуспеваемости по предметам, оказалась для кого- то самой доброй и красивой, как Ким Бейсингер. А самый главный хулиган и балагур в классе оказался самым надёжным и верным товарищем. Я считаю, что данный психологический приём помог ребятам ребятам взглянуть на себя с другой стороны, а также стать ближе друг другу.
Ещё один прием, который я применяю на уроке, - это частое использование местоимений «мы», «нам», словосочетаний «я вместе с вами», «давайте все вместе»,… Например, когда я даю классу задание решить какое-либо упражнение, я говорю: «Ребята, давайте решим задание самостоятельно, каждый в своей тетради. Я решаю вместе с вами. Через несколько минут сверим ответы». Ученики понимают, что я непросто контролирую их знания. Я так же как они - работаю, думаю. В эти моменты я наблюдаю, как ребята стараются решать, чтобы быстрее меня назвать верный ответ.
Однако я понимаю, что успеваемость в школе зависит от многих факторов: учителя, ученика, семьи школьника, учебной программы, методов преподавания. Поэтому я всегда стараюсь хвалить учеников правильно. Хвалю их за усилие, а не за ум. Я постоянно говорю им о том, человек, имеющий хорошие способности, но не прилагающий усилий в обучении, может быстро растерять знания, и эти способности перестанут ему помогать. И наоборот - тот, кто постоянно трудится, может многого достичь как в учебе, так и в жизни. Ещё я стараюсь не хвалить личность в целом, а описывать результат и свои чувства. Например: если я просто ученику, решившему сложную задачу по геометрии, скажу о том, что он молодец или гений, то, когда он сядет на своё место, тут же забудет о значимости и успехе проделанной работы. Но, если я укажу на то, какие удивительные подходы он использовал при решении задачи, скажу о том, что я нахожусь в восторге от правильной последовательности действий, каждое из которых имеет подробное объяснение, тогда ребёнок поймёт, что не зря старался. Его результат увидели, оценили и есть стимул удивлять и радовать дальше.
В прошлом году в наш класс пришёл новый ученик. Мальчик из многодетной малообеспеченной семьи, которая переехала в наш посёлок из другого города. Ребята Юру долго не принимали в свой дружный коллектив. Он казался им странным, замкнутым. Одни смеялись, что Юра не знает таблицу умножения, другие-над тем, что он старомодно одевается, третьи – над тем, что он часто опаздывает и, когда приходит, то несколько минут стоит под дверью, не решаясь войти. Мои многочисленные попытки убедить ребят в их несправедливости и попытки прекратить жестокое отношение к их однокласснику не оказывались успешными. Я видела, что Юре психологически некомфортно учиться у нас. Я понимала, что я обязана, как педагог, что то предпринять , чтобы разрешить данную ситуацию.
Позже мне удалось выяснить, почему Юра сильно отставал по школьной программе. Предыдущую школу мальчику часто приходилось пропускать, так как он оставался дома вместо няньки со своими младшими братиком и сестрёнкой, когда мама уходила на работу. Мама Юры не могла водить младших детей в садик из-за их частых болезней. А так как отца у них не было, ей приходилось работать на двух работах, чтобы прокормить семью.
В один из дней мне позвонил Юра и сказал, что не придёт в школу, потому что вся его семья заболела короновирусной инфекцией. Его маме ночью стало плохо и её на скорой увезли в больницу, а он вместе с братиком и сестрёнкой остались лечиться дома. Я прихожу в класс к ребятам и говорю: «Юра заболел. Заболела вся его семья. Его мама в больнице, а он с малышами один дома. Наверняка ему очень тяжело сейчас. Может быть, у них нет хлеба или лекарств. Им некому сходить в магазин или в аптеку, ведь у них нет родственников в нашем селе». Воцарилась идеальная тишина в классе… И вдруг кто-то один сказал: «Мы могли бы ему принести продукты». Другой крикнул: «Да…и лекарства тоже!». Третий предложил сначала позвонить Юре и спросить у него, в чём они сейчас нуждаются. Я сказала, что это было бы очень здорово, ведь у него, действительно, из близких людей никого нет рядом, кроме нас.
На следующий день мы отнесли Юре огромный пакет с продуктами и необходимыми лекарствами. Ребята каждый день звонили ему, интересуясь его здоровьем и здоровьем его семьи. Через пару недель, когда Юра пришёл в школу, класс встретил его дружелюбно, и ребята больше никогда не смеялись над ним.
Работая несколько лет в школе, я поняла, что психологический климат в классе во многом зависит и от психологического состояния самого учителя. Если я прихожу на урок в хорошем настроении, с улыбкой на лице и полная сил, я замечаю, как моё настроение передаётся ребятам. Я начинаю также наблюдать улыбку на их лицах и чувствую их положительный настрой. Дейсвительно, дарить радость и счастье другим может только тот, кто счастлив сам. Недавно мне одна девочка из моего класса сказала о том, что после окончании школы она будет пробовать поступать в педагогический институт, и о том, что она мечтает преподавать математику в школе так же как и я. Её слова затронули меня до глубины души. Мне так было приятно, что я являюсь примером для своей ученицы. Я еле сдерживала слёзы радости. У каждого из нас своё понимание счастья. Однако я желаю всем педагогам и всем родителям находить побольше разных способов быть счастливыми ради того, чтобы наши дети были счастливы.
Литература:
Психологический справочник классного руководителя «Что делать, если…?»/ авт.-сост. Э.Х. Башлай.-Казань: ИРО РТ, 2021.-71 с.
Классные классные дела. Методические разработки воспитательных дел в классе. Выпуск 2; Сфера - Москва, 2008. - 192 c.
Ясницкая В. Р. Как сделать класс классным; Просвещение - Москва, 2008. - 224 c
Антропова Мария Александровна