Урок «Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника» (Геометрия, 7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок
по геометрии в 7 классе
Цель урока: - Закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Сумма углов треугольника».Задачи: - образовательная: формирование умений применять свойство суммы внутренних углов треугольника для решения задач;
- развивающая: развитие творческих способностей, познавательной активности, логического мышления;
- воспитательная: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, формирование навыков самоконтроля.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Оборудование:
ПК, мультимедиапроектор, экран, программное обеспечение (Microsoft Office и «Живая геометрия»), презентация;
Тетради, письменные принадлежности;
Карточки с заданиями.
План урока:
-
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Проведение компьютерного эксперимента.
Систематизация знаний и умений по пройденному материалу
1) Устное решение задач по готовым чертежам
-
Физкультминутка.
2) Самостоятельная работа в парах.
-
Треугольники в окружающем мире.
Задача на логику.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
Организационный момент. Приветствие.
Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем применять теоретические знания к решению задач. Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на рояле; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их», - говорил выдающийся математик Д. Пойа.
Актуализация опорных знаний учащихся.
"Сумма углов треугольника"
PPT / 4.9 Мб
– Ребята, представьте, что вы находитесь на карнавале геометрических фигур. (Мультимедийная инсценировка).
Все в масках, шум, смех, разговоры. Говорят три маски.
1 маска: - Мы дочери одной матери. Живем в одном семействе, но силы и свойства у нас разные.
2 маска: - Я очень правильная фигура. У меня все углы и стороны равны.
3 маска: - А я тоже имею две равные стороны, а потому у меня два равных угла при основании.
1 маска: - Зато я имею прямой угол. Вот какие мы сильные и важные!
- Подумаешь, расхвастались,- сказали две маски, стоящие неподалеку,- мы тоже из вашего семейства. У меня, например, все уголки острые, а у моего друга есть один тупой угол. Но все мы обладаем замечательным свойством, которое сегодня откроют ребята.
Учитель: - А сначала, ребята, откройте маски и посмотрите что же скрывается за ними.
Ученики открывают маски и называют соответствующий вид треугольника.
(Треугольники: равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный).
- Существует ли треугольник с двумя прямыми углами? С двумя тупыми углами? С прямым и тупым углом? (Не существуют)
- А почему не существуют? Чему же равна сумма углов треугольника? (Сумма углов треугольника равна 180°).
- Ребята, на прошлых уроках вы изучили важнейшую теорему курса геометрии – теорему о сумме углов треугольника (сформулировать теорему о сумме углов треугольника).
- С помощью какого прибора измеряют углы? (с помощью транспортира).
IV. Проведение компьютерного эксперимента.
- Правильно, но измеряя углы транспортиром вычисления не всегда точные. Сейчас мы с вами проведем компьютерный эксперимент в программе «Живая геометрия» и посмотрим, всегда ли сумма углов равна 180°(один ученик выходит к доске и проводит эксперимент)
Ход работы
Открыть программу ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ.
Построить произвольный треугольник, назвать его.
Измерить градусную меру каждого угла (выделить последовательно точки каждого угла – ИЗМЕРЕНИЕ – угол ).
Найти сумму углов треугольника с помощью калькулятора (ИЗМЕРЕНИЯ – вычислить).
В программе «Живая геометрия» можно «двигать» вершину треугольника, изменяя градусную меру углов треугольника. Все это позволяет ученикам самостоятельно сформулировать верное утверждение. Работая с моделью, учащиеся убеждаются в том, что сумма углов треугольника равна 180о.
V. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
Устное решение задач по готовым чертежам
(Провакационный вопрос) - Ребята, в каком треугольнике, по вашему мнению, сумма внутренних углов будет больше, в тупоугольном, прямоугольном или остроугольном?
VI. Физкультминутка.
Встать из-за парты и показать руками:
-
развернутый угол,
прямой угол;
тупой угол;
острый угол;
параллельные прямые.
2. Самостоятельная работа в парах (на карточках задание)
- Заполните таблицу, получите имя древнегреческого ученого.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
А |
25° |
35° |
|
135° |
|
90° |
В |
75° |
|
57° |
|
60° |
60° |
С |
|
35° |
33° |
90° |
60° |
|
Ответ: Евклид
Е 80° |
П 60° |
Т 100° |
Р 40° |
В 110° |
М 70° |
К 50° |
Д 30° |
К 35° |
Н 45° |
Л - |
Б 35° |
И 60° |
С 0° |
Г 85° |
- Евклид – это древнегреческий ученый, который доказал, что сумма углов треугольника равна 180°. При изучении геометрии у царя Птолемея, владыки Александрии и всего Египта, возникли трудности. Не привыкший встречать трудности, царь вызвал Евклида и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям способа усвоить эту науку. Евклид ответил: «Царской дороги в математике нет».
VII. Треугольники в окружающем мире.
- Ребята, а давайте посмотрим, где еще встречаются треугольники, кроме уроков геометрии (9-11 слайды).
- Прежде чем перейдем к следующему слайду, я хочу спросить к какому грандиозному празднику готовиться наша страна (к 70-летию Победы). Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – «треугольники». Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы.
В Волгограде на мемориале «Солдатское поле» находится скульптура тоненькой девочки с цветком в руке. Справа от нее – треугольник фронтового письма, письма, которое майор Дмитрий Петраков написал своей дочери.- Теперь мы видим, ребята, насколько треугольники важны в нашей жизни.
VIII. Задача на логику. Как сделать из 6 палочек 4 равных треугольника?IX. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, мы заканчиваем наш урок. Вы сегодня хорошо потрудились. Провели компьютерный эксперимент, хорошо отвечали, решали задачи. Спасибо за урок!
Литература:
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 7-9 кл. – М.: Просвещение. 2012 г.
Самоанализ.
«Сумма углов треугольника» - одна из важнейших теорем геометрии.
На уроке детям были предложены следующие формы работы: фронтальная во время актуализации имеющихся знаний на стадии вызова, на стадии реализации смысла - работа в парах, на стадии рефлексии – самостоятельная работа.
Поставленные задачи были успешно выполнены: учащиеся занимались исследовательской деятельностью, выдвигали гипотезы и проверяли их, когда находили сумму углов треугольника
Самостоятельная работа и тестирование показали, что тема усвоена хорошо.
Предполагаю, что всех поставленных целей на уроке мы достигли.
Я считаю, что уроки, на которых учащиеся самостоятельно добывают знания – самые продуктивные, запоминающиеся и необходимые. Они развивают логическое мышление, творческую и познавательную активность, повышают интерес к предмету, дают возможность понять, что овладение основами математики интересно, занимательно и необходимо для современного человека
Разнообразие форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Особое место на уроке занял метод упражнений: устный счёт, повторение, устный счёт по новой теме, решение задач по готовым чертежам. С подведением итогов.
Закрепить знания, умения, навыки учащихся по теме «Сумма углов треугольника»