Интегрированный урок математики и химии «Решение задач на растворы, сплавы и смеси» (9 класс)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||
ЭТАП 1. Организационный этап | |||||
Формирование конкретного образовательного результата | Основной вид учебной деятельности, направленной на формирование данного образовательного результата | Методы обучения | Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Форма организации деятельности учащихся | Основные виды деятельности учителя |
Нравственно-этическое оценивание исходя из социальных и личностных ценностей | Эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме. Быстрое включение учащихся в деловой режим. | Частично-поисковый. Работа с высказыванием: М.В. Ломоносов «Далеко простирает химия руки свои в дела человеческие» «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит», исторический экскурс | Презентация, слайд1,2 «Эпиграф к уроку» Слайд 3,4 «Видеоролик о М.В. Ломоносове» | Фронтальная работа. Просмотр слайда и диалог с учителем. | Эмоциональный настрой учащихся на интегрированный урок. Проводит диалог с учащимися по высказыванию М.В. Ломоносова |
ЭТАП 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||
Поиск и выделение необходимой информации Оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | 1.Химический эксперимент «Растворение медного купороса». 2. Установить правильность, осознанность усвоения учащимися типов текстовых задачи и их связь с расчетными задачами в химии. | Практический, создание проблемной ситуации в процессе устной работы, работа в группах, диалог | Презентация, Слайд 5,6 «Растворение медного купороса, ТБ» модуль ФЦИОР «Выражение концентрации веществ», слайд 7 «Формулы нахождения w, Р», Слайд 8 работа с интерактивной доской «Соотнести % и дроби» | Групповая работа. Проведение эксперимента и диалог с учителем: 1. Что объединяет математику и химию? 2.Какие типы текстовых задач решаем в школьном курсе математики? 3.Какой тип задач более связан с химией? | Организует работу в группах, самопроверку знаний и умений перевода дробей в проценты и обратно, вычислений процентного содержания и массовой доли вещества. Использование небольшой психологической паузы и вопроса: Какой тип задач более связан с химией? побуждающего внимание учащихся к теме урока. |
ЭТАП 3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||||
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | 1.Осмыленное восприятие информации 2.Формулировка темы и целей урока. 3. Знакомство с достоянием М.В. Ломоносова и его вклад для развития науки | Диалог, частично-поисковый, мозговой штурм, решение ассоциативного ряда, исторический экскурс | Презентация, слайд 9 «Тема и цель урока», слайд 10,11 «Вода- универсальный растворитель» слайд 12-14 «Достояние Ломономова» | Фронтальная работа, индивидуальная работа. 1.Отвечают на вопросы. Выполняют задания, сообщают о результатах. 2.Делятся мнениями на поставленную проблему, оценивают весомость приводимых примеров и рассуждений 3.Выдвигают гипотезу. 4.Формулируют тему урока и записывают в тетрадь. 5. Приводят примеры из личного опыта о роли воды для жизни на Земле. 6. Работа в группах «Достояние М.В.Ломоносова», «Кейс-метод». | Какие слова навели вас на правильный ответ? Учитель даёт задания устного счёта на проценты. Подтверждает правильность цели и задач урока. Учитель сообщает о свойствах воды как универсального растворителя и о роли воды для живых организмов. Создание проблемной ситуации в процессе групповой работы. Учитель уточняет высказанные мнения по существу поставленной проблемной задачи. |
ЭТАП 4. Применение знаний решения задач на растворы в реальной жизни. | |||||
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Развитие математической и химической речи. Целеполагание Оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Текстовая постановка проблемных задач из реальной жизни. | Репродуктивный. Иллюстративный. Работа с математическими химическими понятиями и формулами. Поисковый. Анализ и логическое обоснование на основании изученного понятия | Презентация слайд 15 «Практическое применение растворов, сплавов и смесей» Слайд 16 «Домашняя аптечка» | Групповая работа. 1.Делятся мнениями на поставленную проблему. 2.Работают с химическими определениями и понятиями. 3. Называют вещества из домашней аптечки. 4. Делятся мнениями на поставленную проблему, поддерживают инициативное сотрудничество. | Как вы думаете, а где в жизни встречаются растворы, смеси и сплавы? В чем практическое применение растворов с заданным процентным содержанием и массовой долей вещества? Учитель уточняет высказанные мнения по существу поставленной проблемной задачи. |
ЭТАП 5. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего обобщения и систематизации знаний материала. Практикум. Первичная проверка полученных результатов. Коррекция. | |||||
Выбор эффективных способов решения задач. Извлечение необходимой информации из прослушанных, прочитанных текстов различных задач Оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умение составлять схемы и уравнения к текстовым задачам. Коррекция. Целеполагание. Развитие интереса к предметам. | 1.Выполнение задачи (на растворы ) по карточкам в тетрадях и у доски. 2. Защита приёмов решения задачи. 3.Самостоятельное решение заданий из раздаточного материала с последующей самопроверкой по слайду | Эвристический. Работа с текстом, представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической форме и в виде таблицы. Работа со схемой и самостоятельное составление схемы и решение задачи, Индивидуальная работа и работа в парах | Презентация, слайд 17-21 «Способы решения расчетных задач» Слайд 22 -25 «Арифметика Магницкого» индивидуальные карточки-задания, алгоритмы- схемы | Индивидуальная работа и работа в парах. 1.Получают карточки самооценивания 2.Работают с определением «процентное содержание», «массовая доля», «концентрация». 3.Делают выводы в выборе рационального метода решения, в выборе схемы решения, учитывая знание формул, математических и химических обозначений. 4. Слушают учителя. 5.Работают в парах, выполняют задание письменно. Составляют план решения, выбирают рациональный способ. 6. Сдают карточки самооценивания | Учитель знакомит с алгоритмом решения расчетных задач «методом прямоугольника», «конверт Пирсона» (метод креста), «метод рыбки», «система линейных уравнений». Организует работу в парах на месте и индивидуальную работу у доски. Учитель представляет учебник «Арифметика Магницкого» и рассказывает историю возникновения фамилии ученого и его жизни в эпоху Петра Великого. Создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности. Учитель предлагает решить старинную задачу из учебника «Арифметика Магницкого» наиболее удобным способом, контролирует самопроверку решения. Предлагает сделать выводы. Организует обсуждение результатов. |
ЭТАП 6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | |||||
Обеспечить понимание учащихся цели содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1.Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению д/з. 2.Выбор необходимой информации для выполнения домашней работы . 3. Использование заданий Образовательного портала подготовки к экзаменам «РЕШУ ОГЭ» Дмитрия Гущина. | Репродуктивный, частично-поисковый. Уровневое домашнее задание | Презентация слайд 26 «ДЗ» | Запись домашнего задания в дневник. | Предлагает дифференцированное домашнее задание с Образовательного портала подготовки к экзаменам «РЕШУ ОГЭ» Дмитрия Гущина. |
ЭТАП 7. Рефлексия (Подведение итогов занятия) | |||||
1.Дать качественную оценку работы класса 2.Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителями и одноклассниками | 1.Подведение итогов урока 2.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Приём «Незаконченное предложение». | Незаконченное предложение | Презентация Слайд 27-29 «Рефлексия» «Ода» | 1. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. 2.Зафиксировать свои достижения на уроке. | Умение учителя давать качественную характеристику работы класса. Развитие способностей учащихся к рефлексии |