Статья «Роль игровых технологий на уроках истории»
Калашникова Екатерина Андреевна
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Орска»
Оренбургская область, город Орск
Роль игровых технологий на уроках истории
«Игра – это посильный для ребенка способ войти во всю
сложность окружающего его мира взрослых»
(К. Д.Ушинский)
В статье рассматривается значение игровых технологий на уроках истории как способа развития интереса к предмету. Приводятся примеры игр на разных этапах урока.
Ключевые слова: игры, интерес к предмету, эффективность, значимость.
В современном мире существует огромное количество педагогических технологий, методов и приемов обучения истории. Но самой главной можно считать игровую технологию.
Игры сопровождают человека на протяжении всей жизни: сначала игра является ведущей деятельностью ребенка для познания всего окружающего, затем средством развлечения и отвлечения от будничных дел. Но хоть роль игры меняется с возрастом, её можно и нужно использовать на уроках истории, так как она оказывает на обучающегося положительное влияние: позволяет научить сравнивать, распознавать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и аргументировать свою точку зрения. А самое главное – служит мотивацией для изучения урока. С использованием игры урок становится интересным, ярким, нескучным и запоминающимся. Игра создает благоприятные условия для развития всех сторон личности. Знаменитый отечественный педагог, К. Д. Ушинский отмечал «Игра — своеобразный род деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности… Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, что его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание»
Предмет «История», как многие школьники отмечают, является сложным, нудным. Чтобы развеять этот миф можно использовать игру. Игровые технологии применяются на разных этапах современного урока: при проверке домашнего задания, изучении нового материала или закрепления, а также при повторении материала и даже в виде физической минутки.
Например, на этапе проверки домашнего задания очень хорошо использовать так называемую «Своя игра», известная передача на телеканале НТВ. В классе мы играем командами, что позволяет обеспечить контроль, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. В результате такой игры дети показывают уровень своих знаний, а учитель выявляет пробелы в их усвоении (оцениваются знания на протяжении всего урока).
Часто дети задают вопрос: «А мы еще будем играть?». Игра для них – мотивация для выполнения и изучения домашнего задания и способ получить более высокую оценку. Такие игры оживляют учебный процесс, позволяют учащимся проявить себя, показывая свои знания, умения и навыки, превзойти в чем-то других (элемент состязательности).
На этапе изучения и освоения нового материала на уроке История подходят «Исторические пятнашки». Бывает, что изучение давно минувших событий для школьников является делом трудным и малоинтересным. Эта игра способствует формированию практических навыков по выстраиванию хронологической последовательности исторических событий, запоминанию дат, развивает внимание и память. Ребятам даётся задание восстановить даты в хронологическом порядке, объяснить какое событие произошло в указанном году. В квадрат имеет смыл поместить «лишние» даты, в результате детям нужно объяснить, почему они являются таковыми.
На этапах закрепления материала и физической минутки рекомендую использовать игру «Правда или ложь» — познавательная игра на телефоне, но её можно использовать и на уроках истории. А правила таковы: если утверждение верно, то дети встают; если - неправда, то сидят. Но открою вам секрет, я использую больше правдивых фраз.
А как запомнить великое множество выдающихся людей, оставивших свой след в истории? И здесь тоже может помочь игра! Учащийся у доски стоит спиной к телевизору. В это время на экране появляется портрет исторической личности. Стоящий у доски может задавать классу только те вопросы, на которые можно отвечать «да или нет». И по ответам он должен определить, что это за личность.
Таким образом, благодаря игре дети усваивают информацию лучше, делятся опытом, появляется больший интерес к предмету. Возникший интерес вскоре обеспечит более прочное усвоение полученных знаний на уроке.
Список используемой литературы и источников
1. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. — Москва: Физкультура и спорт, 1982. — 540 с.
2. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Москва: Концептуал, 2023. — 320 с. — ISBN 978-5-907079-21-2.
3. Сухомлинский, В. А. Сто советов учителю / В. А. Сухомлинский. — Москва: Советские учебники, 2021. — 227 с. — ISBN 978-5-907508-04-0.
4. Ушинский, К. Д. Педагогическая антропология 2 т. Том 1 : учебник для вузов / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 449 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-08619-5.