Родительское собрание с элементами тренинга «Роль семьи в формировании досуговой деятельности ребенка»
Цель: повышение уровня компетентности родителей в воспитании и развитии детей. Сформировать представления родителей о формах и видах досуговой деятельности.
Задачи:
познакомить родителей с организацией досуга детей в семье;
показать роль родителей в разумной организации свободного времени детей;
дать практические рекомендации родителям по организации досуга с детьми дома;
побудить родителей к совместному с детьми времяпровождению.
План проведения:
Приветствие и разминка.
Упражнение «Портрет ребенка»
Что такое досуг
Мозговой штурм «Трудности организации досуга»
Перерыв «Кофе — пауза»
Упражнение «Поиск сокровищ»
Об организации досуга детей в разное время
Упражнение «Заброшенный сад»
Подведение итогов и обратная связь.
1.Приветствие и разминка
Цель: включить слушателей в работу
Форма проведения: разминка
Материалы: небольшой предмет, который можно передавать по кругу (мягкая игрушка)
По кругу передается игрушка, каждый участник должен закончить фразу: «Ребенок — это …» Ожидания: «Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия» (высказывания заносятся на ватман)
Выработка правил работы в группе. (Приложение 1)
2.Упражнение «Портрет ребенка»
Цель: формирование осознанности семейных ценностей
Форма проведения: практическое занятие
Материалы: флипчарт, маркеры.
Ведущий предлагает выполнить упражнение (до 10 мин): объединившись, нарисуйте «портрет ребенка» со всем необходимым для жизни. На вашей картине должен быть изображен ребенок, со всеми необходимыми «атрибутами», важными в жизни ребенка. Участники выполняют задание. Получается общий рисунок, на котором изображен ребенок и много важных для его жизни и развития «атрибутов»: мама-папа, братья-сестры, бабушки-дедушки, друзья, домашние животные, игрушки (велосипед, мяч, самокат и т.д.), книги, спортивные принадлежности. Ведущий откровенно любуется «картиной», уточняет, что нарисовали, чтобы еще можно добавить на картину. Взяв лист в руки, сминает его и рвет на куски. В аудитории повисает пауза. Участников обуревают разные чувства. Некоторые восклицают «Что вы делаете!», «Ну зачем, мы так старались!?»…
Ведущий задает участникам вопросы: что вы почувствовали, когда я разорвала рисунок? Какие эмоции у вас вызвал мой поступок?
Своим действием я хотела показать вам, как это горестно, лишиться того, что имел. Собственно, вам показалось, что я разорвала не рисунок, а жизнь какого-то ребенка…
3. «Что такое досуг»
Цель: способствовать пониманию родителей организации детского досуга
Форма проведения: сообщение ведущего
Материалы: презентация
«Роль семьи в формировании досуговой деятельности ребенка»
PPT / 340.5 Кб
А что это такое – правильный детский досуг?
Словом «досуг» мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами различной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т.е. зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение с интересными людьми.
Сейчас мы с вами постараемся найти правильное решение нашей задачи, для этого вам необходимо разделиться на группы:
Игра-разбивка «ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: снятие эмоционального напряжения, разделение участников на группы для выполнения следующего упражнения.
Содержание
Каждому участнику выдается карточка, где написано время года. Всего должно быть примерно одинаковое количество карточек на каждое время года. Участники одновременно изображают каждый свое время года, используя любые невербальные средства. Задача состоит в том, чтобы объединиться в 4 группы, догадавшись, кто что
изображает. Разговаривать во время выполнения упражнения нельзя.
4.Мозговой штурм «Трудности организации досуга»
(метод проведения Приложение 2)
Цель: расширить представления о возможных способах организации детского досуга
Форма проведения: мозговой штурм
Материалы: флипчарт, маркеры
Методика проведения
Ведущий разбивает группу на подгруппы из 4 человек и предлагает им обсудить проблему или ситуацию.
Задание для участников начинается со слов «Как решить? Что можно сделать?», т.е. от участников требуется найти решение или ответ на вопрос.
Группы:
Родители
Школа
Государство
Дети
Участники высказывают все мысли, которые приходят им в голову.
Высказывания не критикуются, записываются без изменений, не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или неверными.
Ведущий наблюдает за работой микрогрупп.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП - «количество порождает качество».
На этапе порождения идей предложения могут быть любыми, даже такими: «дождаться прилета марсиан, и они решат все проблемы».
Каждая группа представляет результаты своих трудов, идет обсуждение и редактирование высказываний - выбор из общей массы тех, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми.
5. Перерыв «Кафе – пауза»
6. Упражнение «Поиск сокровищ»
Цель: расширить представление родителей о видах досуговой деятельности ребенка
Форма проведения: практическое занятие
Материалы: флипчарт, маркеры
У многих детей самыми радостными часами в их детских рабочих буднях являются вечерние, когда уроки сделаны, все тревоги дня позади и можно заняться чем-то своим, заветным. Каковы слагаемые вечера? Время с семи часов вечера до полдесятого: два с половиной часа отдыха.
Как их провести?
организации досуга детей в вечернее время?
организации интеллектуального досуга?
организации досуга детей в будние дни?
организации досуга детей в выходные дни?
Методика проведения
Шаг 1. Выбор вопросов:
Участники разбиваются на небольшие группы и получают
вопрос в рамках обсуждаемой темы, на который отвечают сами и пытаются получить ответ, задав другим группам (1 минута).
Шаг 2. Сбор предварительных ответов:
Участники в своей группе сами же «набрасывают» и фиксируют
ответ на свой вопрос (2 минуты).
Шаг 3. Выбор ролей:
Ведущий предлагает внутри каждой группы выбрать «пирата» («искателей сокровищ») – не более 1/3 группы, но не
менее 2-х человек. Оставшийся участник становятся «хранителем
клада» (экспертами).
Шаг 4. Поиск:
«Пираты» по сигналу ведущего передвигаются по группам (по
часовой стрелке) и задают вопросы экспертам. (2-6 минут на каж-
дую группу). Эксперты, остающиеся на месте, отвечают на вопросы
«пиратов» – участников других групп. «Пираты» фиксирует ответы
«хранителей».
Шаг 5. Завершающий этап:
«Пираты» возвращаются на исходное место (в «родную груп-
пу»), где вместе с экспертами записывают полученные идеи и новую
информацию на флип-чарте, добавляя к тому, что было наработано на
Шаге 2 (4 минуты).
Шаг 6. Презентация:
Группы в свободной форме представляют свою работу остальным
участникам (по 2 минут на каждую презентацию
7. Сообщение об организации детей в разное время.
Цель: предоставить информацию об организации досуга детей в разное время.
Форма проведения: сообщение ведущего
Материалы: презентация
Содержание:
К.Д. Ушинский писал: «Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда портиться у него и голова, и сердце, и нравственность».
- в будние дни
Можно заняться любым видом детского творчества: рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией и др. В вечернее время можно устроить вечер сокровенных бесед и ответить на вопросы детей: почему Таня заплакала? Почему мальчишки такие вредные: пристают и грубят? Почему не всегда можно говорить правду? И этих «почему» бесконечно много. Можно рассказываем детям о собственных детских интересных случаях из детства и увлечениях.
Можно попробовать заинтересовать детей игрой в шахматы и шашки, которые способны помочь выявить стратегические способности и математические наклонности, но, т.к. не все дети питают особой привязанности к этим играм, можно поиграть в монополию или собирать мозаики, пазлы. Это будет способствовать развитию моторики пальцев, вниманию и логическому мышлению.
- в выходные дни
Семейные праздники. Среди семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи является день рождения, который можно сделать сюжетным. Например, устроить «пиратский праздник» с поиском клада, или игру – путешествие «Спаси принцессу», а можно оказаться на арене цирка веселыми клоунами. Украсить дом, выпустить семейную поздравительную газету, придумать конкурсы, развлечения, сюрпризы, за конкурсы дарить шуточные медали и небольшие призы.
Не забываем так же и об общепринятых, календарных праздниках. Особенно ценны прогулки с детьми в праздничные дни: в День Победы, в дни народных праздников и гуляний, в День защиты детей и др. Они оставляют большое впечатление. Нарядно украшенные город, село, иллюминация, праздничное настроение родителей — все это вызывает у детей радость и надолго запечатлевается в памяти. Эти переживания способствуют воспитанию детей в духе любви к своему народу.
Мы, взрослые, должны всячески поддерживать ребенка в его увлечении, интересоваться его успехами, подбадривать при неудачах, «болеть» за него на соревнованиях. И совсем не обязательно, чтобы он стал олимпийским чемпионом. Нам, как родителям, вполне достаточно того, чтобы он был просто физически подготовлен и все время занят, что так же благотворно повлияет и на состояние здоровья.
8.Упражнение: Заброшенный сад
Цель: погружение в мир фантазии поможет восстановить силы участников, уставших от напряженной учебы.
Форма проведения: релаксация
Материалы: магнитофон, релаксационная музыка
Методика проведения
Инструкция: Я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы.
Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните...
Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь...
Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.
Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы стали едва различимы.
Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте все, что, как вам кажется, надо сделать, чтобы привести сад в порядок...
А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните ее с участками сада, которых ваша рука еще не касалась... (3 минуты.)
Теперь скажите саду "до свидания" и со свежими силами возвращайтесь сюда.
9. Подведение итогов и обратная связь
Упражнение «Спасибо за прекрасный день»
Инструкция
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.
Использованные материалы:
Фопель К. - Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. 5-е изд., стер. — М.: Генезис, 2004. — 256 с: ил.
Фопель К. - Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4.— М.: Генезис, 1999.— 160 с: ил.
Приложение 1
Правила поведения в группе
Я ГОВОРЮ "Я", А НЕ "МЫ" ИЛИ "ВСЕ"
Для чего это нужно? Когда я говорю "мы", "все" или использую безличную форму глаголов, я не несу ответственности за свои слова. Тем самым я уклоняюсь от прямого высказывания своей точки зрения, и наше общение становится ни к чему не обязывающим и поверхностным.
Как это выглядит? Я не говорю: " Лучше, чтобы в этой группе не курили", но нахожу в себе достаточно мужества, чтобы сказать: "Я хочу, чтобы в группе не курили".
Я НЕ ПОЛЬЗУЮСЬ ОБЩИМИ ФРАЗАМИ И КЛИШЕ
Для чего это нужно? Чем
более обобщенно я говорю, тем менее эффективными становятся мои высказывания. Обобщения являются формой защиты, а конкретные высказывания позволяют быстрее и легче установить контакт с другими членами группы.
Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать: "Все женщины непоследовательны и эмоциональны", я говорю: "В твоих словах, Кристина, я не вижу логики".
Я ГОВОРЮ О ТОМ, ЧТО МЕШАЕТ МНЕ УЧАСТВОВАТЬ В РАБОТЕ ГРУППЫ
Для чего это нужно? Если в какой-то ситуации я внутренне не готов участвовать в выполнении задания, но не говорю об этом явно, то тем самым я мешаю себе продуктивно работать. Я трачу силы на то, чтобы скрыть свое сопротивление вместо того, чтобы открыто обсудить его.
Как это выглядит? Я сам, по своей инициативе, сообщаю о том, что мне мешает, чтобы снова активно включиться в работу. Например, я говорю: "Мне сейчас трудно сосредоточиться на нашей теме, поскольку я никак не могу отвлечься от своих проблем".
Я НЕ ГОВОРЮ О ДРУГИХ УЧАСТНИКАХ В ТРЕТЬЕМ ЛИЦЕ, НО ОБРАЩАЮСЬ НЕПОСРЕДСТВЕННО К НИМ
Для чего это нужно? Когда в присутствии человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают и с ним не считаются. Если же к человеку обращаются непосредственно, он чувствует, что его воспринимают всерьез.
Как это выглядит? Вместо того чтобы сказать: "Сергей совершил большую ошибку, когда он...", я говорю: "Сергей, ты совершил...".
Я ИЗБЕГАЮ КУЛУАРНЫХ РАЗГОВОРОВ
Для чего это нужно? Кулуарные разговоры приводят к ослаблению групповой сплоченности, а также к тому, что не участвующие в этих разговорах люди чувствуют себя исключенными из общения. Кроме того, участникам, ведущим кулуарные разговоры, часто не хватает смелости сказать то, что они думают, вслух, и в результате их мысли или инициативы оказываются потерянными для группы.
Как это выглядит? Я ни с кем не шепчусь во время групповой работы. Если это делают другие участники, я спрашиваю их, готовы ли они вынести свои кулуарные разговоры на групповое обсуждение.
Я ВСЕГДА МОГУ СКАЗАТЬ "НЕТ"
Для чего это нужно? Цель психологической работы состоит в том, чтобы каждый смог глубже осознать, что он свободен в выборе решений, но это означает и его личную ответственность. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения лишь тогда, когда у него есть право самому решать, что он может делать и о чем говорить.
Как это выглядит? Если ты хочешь от меня чего-либо, к чему я не готов, я говорю: "Нет, этого я не хочу. Я не чувствую себя достаточно уверенно для этого".
Я НЕ СПРАШИВАЮ "ПОЧЕМУ?", А СПРАШИВАЮ "ЧТО?", "КОГДА?"И "КАК?"
Для чего это нужно? Вопросы "Что?", "Когда?", "Как?" имеют отношение к фактам, которые происходили в реальности и предполагают меньше возможности для интерпретаций, оценок и субъективных суждений, чем вопрос "Почему?". Поэтому они воспринимаются окружающими как менее опасные.
Как это выглядит? Я неспрашиваю: "Почему ты так нервничаешь?" Вместо этого я говорю тебе: "Я замечаю твое волнение и мне от этого тревожно. Если можешь, скажи мне, пожалуйста, что тебя сейчас беспокоит?"
ВСЕ, ЧТО Я ЗДЕСЬ ГОВОРЮ И СЛЫШУ, НЕ ВЫНОСИТСЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ ГРУППЫ
Для чего это нужно? Каждому участнику группы легче найти в себе смелость и раскрыться, если он будет уверен, что потом никто никому не расскажет о том, что происходило во время занятий.
Как это выглядит? После занятия я могу рассказывать третьим лицам только о том, что переживал я сам. Я не называю имен других участников и не сообщаю ничего об их действиях, словах, чувствах.
Я СТАРАЮСЬ ГОВОРИТЬ МАКСИМАЛЬНО ИСКРЕННЕ
Для чего это нужно? Люди общаются друг с другом с большей готовностью, если видят, что каждый говорит то, что он действительно думает и чувствует.
Как это выглядит? Я не говорю: "Я с тобой полностью согласен", если про себя думаю: "Не во всем я разделяю твое мнение".
Я СТАРАЮСЬ БЫТЬ КАК МОЖНО БОЛЕЕ РЕАЛИСТИЧНЫМ
Для чего это нужно? Контакт между участниками группы будет лучше, если каждый из них будет видеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, а не такими, какими им хотелось бы видеть друг друга.
Как это выглядит? Когда я тебя критикую, то не забываю и о твоих сильных сторонах, а когда я соглашаюсь с тобой и одобряю твои действия, то осознаю, что мы с тобой во многом отличаемся друг от друга.
Я СТАРАЮСЬ МАКСИМАЛЬНО БЫТЬ В НАСТОЯЩЕМ, ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ПРИНЦИПА
"ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ"
Для чего это нужно? Если человека занимают главным образом прошлые события или планы на будущее, он не может сосредоточиться на том, что с ним происходит в группе. Быть в настоящем — значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в ■ групповую работу.
Как это выглядит? Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о том, что происходило в прошлом, я обсуждаю с участниками группы то, что происходит с нами сейчас.
Метод мозгового штурма
Мозговой штурм (генерация идей) представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.
Основные правила проведения «мозгового штурма»:
сформулировать вопрос/задание;
фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;
не критиковать и не оценивать высказываемые на этапе генерации идеи мысли и предложения.
Необходимо быть внимательным при записи поступающих предложений и не пропустить ни одного из них. Иногда человек, преодолев стеснительность, выражает свою мысль и надеется, что она будет принята во внимание при обсуждении, но оказывается, что ее не заметили. Этого может быть достаточно, чтобы человек замкнулся, ушел в себя.
Методика проведения.
Ведущий разбивает группу на подгруппы по 3-6 человек и предлагает им обсудить проблему или ситуацию.
Задание для участников обычно начинается со слов «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?», т.е. от участников требуется найти решение или ответ на вопрос.
На протяжении всего семинара тренеру приходится постоянно делить группу на микрогруппы (малые группы, подгруппы). Это можно делать простым способом «на первый, второй, третий рассчитайсь...», но интереснее для этого использовать игры-разбивки (см. далее).
ЭТАПЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА:
1 ЭТАП
(продолжительность 10-15 минут)
Каждая подгруппа выбирает человека, который фиксирует в тетради или на ватмане все, что говорят участники.
Участники высказывают все мысли, которые приходят им в голову.
Высказывания не критикуются, записываются без изменений, не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или неверными.
Ведущий наблюдает за работой микрогрупп.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП - «количество порождает качество».
На этапе порождения идей предложения могут быть любыми, даже такими: «дождаться прилета марсиан, и они решат все проблемы».
2 ЭТАП (продолжительность 5 минут)
В микрогруппе идет обсуждение и редактирование высказываний - выбор из общей массы тех, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми.
3 ЭТАП (продолжительность 15 минут)
Каждая группа представляет результаты своих трудов. Тренер записывает все наработанные идеи на ватмане, уточняя формулировки, суть идей, обсуждая приемлемость и реалистичность предложенных способов.
Этот метод хорош тем, что помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы. Он также помогает определить уровень знаний и основные направления интересов участников группы. Собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.
Дутчина Наталья Николаевна