Романова В.В. - Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе детей с ТНР на тему: «Внешнее строение человека».
Технологическая карта педагогического мероприятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе детей с ТНР
Подготовила и провела: Романова В.В., воспитатель
Тема занятия: | «Внешнее строение человека». | ||
Технология: | «Ситуация», Л.Г. Петерсон; технология исследовательской деятельности Н.М. Коротковой, А.И. Ивановой. | ||
Культурная практика: | Познавательная, коммуникативная, социально-коммуникативная, двигательная активность. | ||
Культурно-смысловой контекст: | Приобретение навыка взаимодействия в самостоятельной игровой деятельности | ||
Цель: | Обобщить имеющиеся знания о функции органов, сформировать представление о большом значении каждого органа и каждой части тела для человека. | ||
Задачи: Обучающие Развивающие Воспитательные | Продолжать осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и экспериментирования; -формировать умение различать понятия «часть тела» и «орган»; -развивать умение добывать информацию разными способами; -развивать внимание, быстроту реакции; -пополнить словарь детей терминами «часть тела», «орган», «кожный покров», «веки»; -воспитывать осознанное отношение к своему здоровью; -воспитывать инициативность и творческий подход, умение работать в коллективе. | ||
Материалы и оборудование: | Для детей: на каждого 3 стаканчика с кислым, сладким и соленым раствором, кусочек хлеба, кружечка с чистой водой, пипетка, 4 ватных палочки, салфетки. Два ватных тампона (в закрытых пакетах), один пропитан духами, один соком чеснока. Маленькое зеркало. Кубик льда и стакан с теплой водой, (их выдает педагог непосредственно перед экспериментом). Для педагога: ширма и предметы для демонстрации бытовых звуков: стакан с водой, стакан пустой, бумага, ключи, 2 ложки, повязка на глаза. ИКТ. Интерактивная игра "Органы человека" https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-organy-cheloveka-7033185.html Литература: 1.Алябьева Е.Н. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 3.-3-е изд., испр. и доп.-М:ТЦ Сфера 2018. С. 170-175. 2.Иванова А.И. Человек. Эксперименты и наблюдения в детском саду.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: ТЦ Сфера, 2017.-С.40-44. 3.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.-5-е изд. (инновационное), испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019.-336. С.-260-278. | ||
Методы обучения: | Рассказ, беседа, проблемное обсуждение, дидактические упражнения, упражнения на развитие общей моторики, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения. | ||
Предварительная работа: | Оформление уголка здоровья, разучивание артикуляционной гимнастики, комплексов на развитие мелкой и крупной моторики. Рассматривание иллюстраций по теме «Человек». Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. | ||
Этапы работы: | Деятельность педагога, примеры работы | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
1.Введение в ситуацию | Приветствие педагога. Упражнение на развитие общей моторики. Мы живем в краю прекрасном, (Руки в стороны, покачаться); А Сибирь бывает разной, (Руки вниз, присесть); Ночью холод, а днем зной, (Руки на пояс, руки вверх); Климат вот у нас такой! (Постучать кулаками по груди). Проблемное обсуждение. -В каком краю мы живем? Какой климат в Сибири? Болеть это хорошо или плохо? Что значит «Быть здоровым»? Педагог подводит детей к выводу «Быть здоровым – это значит, что ничего у человека не болит, тело здоровое». | Коммуникативная Двигательная активность | Налаживание контакта, создание позитивного настроя. Выполняют движения. |
2. Актуализация знаний и умений | Дидактическое упражнение: «Доскажи словечко» (с показом движений). Педагог читает текст: Мы ногами…топаем, Мы руками…хлопаем, Мы глазами…смотрим, Мы ушами …слушаем, Головой мы… думаем, Носом…нюхаем и дышим, Пальцами письмо …напишем. Ртом едим и …говорим, И за вкусом мы…следим. Интерактивная игра "Органы человека" https://infourok.ru/interaktivnaya-igra-organy-cheloveka-7033185.html | Коммуникативная, двигательная. | Дети угадывают окончание строчки, «имитируя» соответствующее действия. Внимательно слушают и быстро реагируют. |
3. Затруднение в ситуации | Педагог: -Ребята, в нашей игре перечислены и части тела и органы человека. Вы различаете, что можно назвать частью тела, а что органом? Как нам быть? Что нужно сделать, если что-то не знаешь? Как можно получить информацию? | Коммуникативная Коммуникативная | Осознание затруднения: дети путают понятия «часть тела» и «орган». Перечисляют способы получения информации |
4. Открытие нового знания | Дифференциация понятий педагогом. -Ребята, эта тема очень интересна для меня, и все, что я знаю, я вам сейчас расскажу.У животныхвсего три части тела: голова, туловище и хвост. Давайте вместе разбираться, какие части тела есть у человека. (Приглашает ребенка) Голова есть?Головой называется часть тела, на которой находятся все органы чувств и расположен головной мозг. Зачем нужна голова? (Подводит к ответам: чтобы думать, есть, дышать и т.д.) -Туловище есть? (Педагог обводит туловище широким жестом). Есть! Внутри туловища есть такие органы: как сердце, легкие, кишечник, желудок). Называть более четырех органов не следует, так задача понять смысл слова «орган». - Есть ли у человека хвост? Проверьте (шутка). А животных есть. | Коммуникативная Познавательная | Внимательно слушают педагога, анализируют информацию, отвечают на вопросы. |
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка | Дидактическое упражнение: «Назови и покажи». Педагог называет орган, а дети должны повторить и показать на себе. -Глаз…Рот…Нос…Сердце…Ухо. Самонаблюдение. Вопросы педагога: -Что находится на голове? Что находится на лице выше всего? Что внутри? Зачем нам мозг?( Чтобы думать). -Чем покрыт лоб? ( Кожей) Где еще есть кожа? Сидящие слева, закройте глаза. Сидящие справа, приложите к коже соседа предметы, которые я дам. (Кубик льда). Поменяйтесь ролями (Педагог дает стаканчик с теплой водой). Что почувствовали? Легонько ущипните кожу ногтями. Что почувствовали? Что может чувствовать кожа? (Тепло, холод, боль, прикосновение). -Что находится ниже лба? Для чего нужны глаза? Закройте глаза и не открывайте. Что я делаю? ( Берет в руки разные предметы). Откройте глаза. Вот, что я делала (повтор действий с предметами). - У глаз есть помощники и защитники. Посмотрите друг на друга, поморгайте. Что значит «моргать»? Какой орган в этом участвует? (Веки). Опыт на определение функций век, бровей и ресниц. -Помашите рукой перед глазами своего товарища? Что сделал товарищ? Зачем нужны веки и ресницы? Сейчас мы выясним, зачем нужны брови. Возьмите пипетку и зеркальце, наберите воды и капните осторожно себе на лоб. Понаблюдайте, куда потечет вода. Что защитило глаз от попадания воды? Что защищает глаза от пота со лба? ( Брови). - Что находится немного ниже глаз? ( Нос). Опыты на определение функций носа.Зажмите нос руками и посидите. (Педагог наблюдает за попытками вдохнуть). Зачем нужен нос? Правильно, чтобы дышать. Но есть и еще одна функция. Ребята, которые сидят слева, закройте глаза. Ребята, сидящие справа,раскройте пакет с ватой и поднесите к носу соседа. Что узнали с помощью носа? Поменяйтесь ролями. Для чего нужен нос? Правильно, дышать и различать запахи. Педагог показывает на уши и спрашивает: -Что находится немного ниже носа? Для чего нужны уши? Проведем еще один опыт. Опыт на определение функции ушей. Педагог за ширмой выполняет действия: переливает воду из полного стакана в пустой стакан, мешает ложкой в стакане, рвет бумагу. -Что я делаю? Как вы догадались? Для чего нужны уши? Опыт на определение функций рта. - Проверим, зачем нужен рот. Перед вами кусочек хлеба. Возьмите его. Съешьте. Теперь, зажмите рот пальцами и скажите: «Я люблю играть». Почему не получилось? Теперь возьмите ватную палочку, обмакните один кончик в стаканчик с раствором и прикоснитесь к языку. Что почувствовали? Повторите. Так зачем нам рот? Правильно, чтобы есть, разговаривать и чувствовать. Педагог показывает на объемном макете человека туловище: - Внутри у человека очень много самых разных органов. Сердце считается одним из самых важных органов человека. Давайте, вы сейчас послушаете, как бьется сердце у вас, у ваших товарищей. Приложите руку к своей груди в верхнюю левую часть. Что чувствуете? Теперь можно встать, подойти к товарищу и ухо послушать, как бьется его сердце. Выбирайте, у кого будете слушать сердце. Дидактическая упражнение «Найди следствие». Педагог предлагает детям закончить начатое предложение, назвав следствие события: - Если не чистить зубы, то… Если не мыться, то… Если целый день играть в телефон или компьютер, то… Если зимой есть снег, то… Если не расчесываться, то… Если не заниматься физкультурой, то… Если не закаляться, то… За свое здоровье вы отвечаете сами, согласны? | Игровая Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Познавательная Игровая Коммуникативная | Слушают педагога, выполняют игровое условие. Путем экспериментирования делают выводы о функциях органов человека. Продолжают осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и экспериментирования. Продолжают осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и экспериментирования. Продолжают осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и экспериментирования. Продолжают осваивать навыки приобретения знаний путем опытов и экспериментирования. Продолжают анализировать возникающие ощущения и делать выводы Осознавать ответственное отношение к своему здоровью; |
6. Осмысление | Ребята, о чем мы говорили на занятии? Что вам понравилось? Что вы узнали? Что вы расскажите родителям? Как вы будете заботиться о своем теле? Переход в другую деятельность. | Коммуникативная Рефлексия | Дети делятся своими впечатлениями, рассказывают, что понравилось на занятие, что заинтересовало, что было трудным. |