Сценарий открытого урока русского языка во 2 классе «Повторение и закрепление пройденных тем в 1 триместре» (УМК «Школа России»)
09.11.19. Русский язык. 2 класс. Открытый урок для родителей.
Тема: Повторение и закрепление пройденных тем в 1 триместре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о пройденных тем в 1 триместре; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи :
1. Личностные УУД:
-формирование ценностно-смысловой ориентации;
-развитие собственной самооценки усваиваемого на уроке материала.
2. Регулятивные УУД:
-умение планировать свою работу;
-учиться прогнозировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность.
3. Познавательные УУД:
-формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно - следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
-умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
-формирование умения слаженно работать в группе, в паре;
Оборудование: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, доска, проектор, листы с заданиями для групп.
Ход урока.
1.Организайионный момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя по утрам из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья – то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Подарите улыбку друг другу.
- Сегодня у нас необычный урок - у нас гости, мы гостям всегда рады. Повернитесь к гостям, подарите им свои улыбки. Повернитесь друг к другу, подарите улыбку своему однокласснику.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший, дружный класс.
Все получится у нас!
2.Актуализация опорных знаний и умений.
УСПЕХ ВСЕГДА
ПРИДЕТ К ТОМУ,
КТО ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ИДЕТ К НЕМУ.
- Как понимаете эту пословицу? Чтобы добиться хороших успехов, мы должны с вами трудиться. Каждый день узнаём что-то новое. Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Успех приходит к тем, кто занимается дольше и больше всех.
Я очень хочу, чтобы наш открытый урок для родителей получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты русского языка. В начале урока выполним упражнение на внимание.
Разминка «Да» или «Нет»:
В алфавите 33 буквы.(да)
В неделе 8 дней.(нет)
Гласный звук образует слог. (да)
В радуге семь цветов.(да)
В слове день три буквы.(нет)
В слове цветы первый слог ударный.(нет)
- Все знания вы получаете постепенно, как бы поднимаясь по лестнице. У каждого на столе лежит «лист самооценки». Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите? Поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка. Нарисуйте СМАЙЛИК.
1. Минутка чистописания.
Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.
— Что общего у этих букв?(Гласные) На какие две группы можно разделить данные буквы? (Буквы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозначают один звук.)
— Назовите буквы, которые обозначают один звук. (О, А, У, И, Ы, Э.)
— Назовите буквы, которые могут обозначать два звука. (Е, Я, Ё, Ю)
— Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)
Кто ленив, тот и сонлив.
- Объясните смысл пословицы. Что такое лень? Это отсутствие любви к труду: нет желания работать, вообще что-то делать. Ленивому и лениться лень. Что такое сон? Состояние покоя организма, другими словами — бездеятельность. Сонливый да ленивый — два родных брата, которые находятся в состоянии бездеятельности.
2.Орфографическая минутка. Словарная работа.
В поле родился,
На заводе варился,
На столе растворился. (Сахар.)
Ее никто не пугает, а она все дрожит. (Осина.)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
Последний месяц осени, одиннадцатый месяц года. (Ноябрь.)
В ней суп и кашу варят,
И картошку жарят.
Из неё едят и пьют,
Её моют, берегут. (Посуда)
- Сегодня необычный урок русского языка. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие (звучит музыка). Закройте глазки и представьте, то, что вы услышите. Что вы услышали? Вы идёте по красивой поляне, где растут красивые цветы, греет ласковое, тёплое солнце. Вам тепло и уютно. Вдруг перед вами появляется лес, не простой, а заколдованный. Открыли глазки. Мы с вами попадаем в ЦАРСТВО русского языка.
3.Повторение изученного материала.
1.- Какая бывает речь? (Устная и письменная) Что такое устная речь? Речь, которую мы слышим и произносим, называют устной. Слово устная образовано от слова уста (губы). Что такое письменная речь? Письменная речь - это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь – это такая речь, которую мы читаем и пишем. Что значит речь про себя? Речь про себя – это наша внутренняя речь. Мы ею пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем про себя. В каких жизненных ситуациях пользуются этими формами речи? Какая речь (устная или письменная) возникла раньше? Обоснуйте свой ответ.
2. - Что такое диалог? Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц. Что такое монолог? Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
3. - Что такое текст? Это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
- Как определить тему текста? (Определить тему текста — это значит ответить на вопрос: о ком или о чем говорится в тексте?)
- Как определить главную мысль текста? (Определить главную мысль — это значит ответить на вопрос: о чём самом главном хотел сказать автор?)
- Распределите названия частей текста по порядку. Деление текста на части: начало, основная часть, концовка.
4. - Что такое предложение? (Законченная мысль.)
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Как называются эти предложения?
- Что такое главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу.)
- Что такое второстепенные члены предложения? (Все остальные слова.)
- Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)
- Как подчёркиваются главные члены предложения?
- Как называются предложения, которые состоят только из главных членов?
-Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов?( Распространенные)
- Как связаны слова в предложениях? (По смыслу. Слова очень похожи на бусинки, все бусинки связаны между собой ниточкой. Стоит развязать ниточку в бусах, бусы рассыпятся. Так и в предложении: стоит нарушить связь слов в предложении – предложения не получится.)
5. - Что значит определить лексическое значение слова? (Что обозначает слово.) Где узнать, что обозначает незнакомое слово? Воспользоваться словарем (толковым).
6. - Объясните, что такое многозначные и однозначные слова. Почему эти слова так называются? У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.
В предложении «Плывут облака». Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это - переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.
7. - Расскажите, что такое синонимы. В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
- Какова роль синонимов в речи? (Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в рядом стоящих предложениях.)
8. - Что такое антонимы? Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
9.- Что такое омонимы? Одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова.
ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.
10.- Какие слова мы называем родственными? В русском языке есть слова – «родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными. Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
11. - Что такое ударение? Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове. Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться на любом слоге слова. В каких случаях ударение в словах не ставится?
12.- Как надо переносить слова с одной строки на другую? (По слогам)
13. - Расскажите, как различить звуки и буквы?
14. - Для чего надо знать алфавит? (Чтобы найти слова в словарях, фамилии в списках, книги в каталогах.) Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
15. - Кто скажет, как определить, сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Слога без гласной не бывает.)
Физ. пауза.Гимнастика для глаз.
Ежедневно, каждый час,
Глаза, мы думаем о вас.
Напрягаем, расслабляем –
Так вот зренье улучшаем.
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко.
(Растирают ладони.)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем.
(Делают лодочки.)
Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз.
(Закрывают глаза.)
О хорошем подумать сейчас в самый раз.
Глаза закрыты, ладоней не касаются…
Сейчас с них напряжение снимается.
(Думают о хорошем. Учитель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)
Тихонько уберем ладони,
Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.
4. Закрепление пройденного материала.
Прочитайте ТЕКСТ.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
- Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
5. Самостоятельная работа.
1) Прочитайте задание.
1 вариант | 2 вариант |
Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок. | Найдите лишнее слово. В однокоренных словах выделите корень. Горка, горочка, горевать, горный, пригорок. |
2) Прочитайте задание.
Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Моряк, заморозки, отморозил, мореплаватель, заморские, морозец, морозный, морская. | Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах. Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка. |
Обсуждение допущенных ошибок. Работа в парах.
3) Коллективная работа.
Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляне, могучий, на, дуб.
Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
- Это текст? Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.
Дуб.
На поляне стоит могучий дуб. Рядом с дубом растет молодой дубок. Осенью на землю падают дубовые листья.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Чем пополнился ваш кузовок? Какими новыми знаниями русского языка?
- О чём сегодня, придя, домой, вы расскажете своим родным?
Рефлексивная позиционная дискуссия:
- Каким образом, я смогу полученные на уроке знания использовать в будущей жизни? Что все знания могут и должны использоваться в жизни. Простейший пример – Робинзон Крузо. Оказавшись на необитаемом острове, он не только не погиб от голода, холода и болезней, но и смог более или менее сносно наладить свой быт. А это начало 18 века!
- Ребята, посмотрите на это необычное дерево. Под ним - яблоки. Обратите внимание, что яблоки разного цвета. Плоды этого дерева всегда были символами - терпения, дружбы, любви, милосердия, понимания, доверия, согласия, мира. Сейчас сиротливо стоит одинокое дерево и ждёт своего часа, часа возрождения. Возьмите себе яблоко, которое понравилось, и прикрепите на дерево. Я думаю, что каждому человеку на Земле нужно, чтобы на дереве всегда росло яблоко Согласия.
Зеленый цвет - это цвет жизни.
Красный - красивый. (любовь)
Желтый – тепло. Стремление к интеллектуальным приключениям.
- Какие качества нужны людям, чтобы на земле было согласие?
Смысл пословицы "Какие труды, такие и плоды" означает, что чем больше своих сил, времени и стараний на выполнение какого-либо дела ты затратишь, тем лучший результат тебя ожидает.
- Всем спасибо! Урок окончен. Давайте теперь оценим наши успехи. Проверим, как повысилась ваша самооценка. Нарисуйте второй СМАЙЛИК.
Приложение к уроку.
9 ноября.
Классная работа.
Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, И, Ы, Э.
Кто ленив, тот и сонлив.
__________________________________________________________________
1. Найдите лишнее слово и подчеркни. В однокоренных словах выделите корень.
Лесок, лесник, леска, лесной, перелесок.
2. Разделите слова на две группы. Выделите корень в однокоренных словах.
Болеть, больной, болтать, заболел, болтун, выболтать, больница, болтушка.
3. Составьте предложения из данных слов. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Стоит, поляне, могучий, на, дуб.
Дубок, с, рядом, дубом, молодой, растёт.
На, осенью, землю, листья, дубовые, падают.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Запишите список родственников Воды.
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________
Лист самооценки
Знаю на 5
Знаю на 4
Требуется помощь
Не знаю
Голдина Лилия Вильевна