12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кондратьева Алла Алексеевна182
Россия, Курская обл., Курск
6

САМОАНАЛИЗ открытого урока математики в 3 классе по теме : «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000» (закрепление).

САМОАНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ

Автор: Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов

МБОУ «Золотухинская СОШ», Курская область

Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000» (закрепление).

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности).

В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира. Объясняется это уникальностью роли учебного предмета « Математика» в формировании личности. Сегодня математика – это одна из жизненно важных областей знания современного человечества.

На сегодняшний день существует не мене 15 учебников по математике для начальных классов, и почти все они рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе. В течение 10 лет я обучала детей по учебнику Л.Г. Петерсон, сейчас работаю по УМК «Начальная школа XXI века», авторы учебника «Математика» В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования.

Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.

Данный учебник математики пробуждает воображение, прокладывает путь к первым опытам научного творчества, способствует общему развитию личности, формированию характера, нравственных черт, формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду.

Обучение математике – это в первую очередь решение задач, которые выступают как главное средство индивидуализации обучения математике. Умение решать задачи – это критерий успешности обучения математике. Регулярное напряжение ума тренирует и развивает умственные способности. Думать, считать, писать и рассказывать – вот важнейшие действия, которые развивают интеллектуальные и творческие способности учащихся.

Сегодня в моем классе, где обучается 17 человек, был проведен урок математики с экологическим содержанием по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». Это был урок построения системы знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: создание условий для формирования умений устного и письменного сложения и вычитания в пределах 1000, умножения и деления в пределах 100.

Задачи урока:

Обучающая: закрепить знания устной и письменной нумерации. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые и геометрические задачи.

Развивающая: развивать логическое мышление  и конструктивные навыки; сознательное восприятие учебного материала, зрительную память и грамотную математическую речь.

Воспитательная: создать условия для развития коммуникативных качеств и личной рефлексии: воспитание и развитие личности каждого ребёнка: воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, воспитывать интерес к занятиям математикой и

« учить детей учиться».

4.Продолжить формирование ключевых компетенций: коммуникативной, социальной.

Данный урок был построен в соответствии с ФГОС, соответствует рабочей программе и календарно-тематическому планированию по учебнику В.Н.Рудницкой.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся, использовались информационно-коммуникативные технологии.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям:

Личностные:

Дети выражали положительное отношение к процессу познания, проявляли желание познавать новое.

Регулятивные: выполняли учебные задания в соответствии с правилом,

умело применяя правила сложения и вычитания трёхзначных чисел, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, управление поведением партнёра.

Познавательные: формировались умения ориентироваться в своей системе знаний, умения фиксировать возникшие затруднения. Дети находили закономерность, обосновывали своё суждение; анализировали способы вычисления.

Коммуникативные: учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать математические термины, речь других.

Этапы урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: 1-2 минуты

Цель: подготовка учащегося к работе, обеспечение мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ребёнок полностью готов к уроку: лежат необходимые  принадлежности, открыты ресурсы; ученик сосредоточен и настроен на работу.

Методы: словесные (беседа), наглядные

Чтобы включить обучающихся в учебную деятельность, создать эмоциональный настрой и мотивировать на познавательную активность,

я под музыкальное сопровождение использовала психогимнастику

« Искорка добра!» Сама читала стихи.

Считаю, что с мотивацией к учебной деятельности я справилась успешно. Дети быстро включились в учебную деятельность и настроились на работу.

II. Актуализация знаний: 5-7 минут

Цель: актуализация знаний и умений, полученных на предыдущих уроках; постановка проблемного вопроса.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик правильно производит вычисления, использует разные вычислительные приёмы.

Методы: словесные (беседа), наглядные (наблюдение),  методы проблемного обучения.

«Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять»,

так сказал известный французский философ, математик, физик, физиолог Рено Декарт.

- Как вы понимаете это высказывание Декарта?

(На уроках математики надо думать).

Другой известный русский учёный говорил про математику так: «Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит».

М.В. Ломоносов

После психологического настроя на урок на этапе актуализации знаний была проведена математическая зарядка, в результате которой дети показали свои знания, умения и навыки.

V. Повторение и закрепление изученного материала 20-25 мин

Цель: обеспечение усвоения новых знаний, отработка на практике.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик усвоил новый материал и успешно выполняет задания.

Методы: игровые методы, устные упражнения.

1.Решение примеров на сложение и вычитание трёхзначных чисел

(по вариантам - слайд 26)

2. Работа с геометрическим материалом.

3. Работа с учебником: действия с величинами №9, стр. 64 (инд. опрос)

Экологические проблемы: (почему природа в опасности?)

1.Отходы и мусор

2.Пожары

3.Вырубка лесов

4.Загрязнение воздуха и воды

5.Исчезновение животных и растений

Что же делать? Как решить все эти проблемы?

БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ!

4. Экологический калейдоскоп. Решение задач (слайд 40)

Цель: обеспечение усвоения новых знаний, закрепление умения решать задачи, отработка вычислительных навыков.

Критерии достижения цели: если цель достигнута, то ученик усвоил новый материал и успешно выполняет задания.

Методы: словесные (беседа),  объяснительно-иллюстративные, практические.

5. Диагностика качества освоения темы.5-7 мин

Самостоятельная работа по карточкам (выбор заданий).

Цель: контроль знаний, умений и навыков.

Критерии достижения цели: Если цель достигнута, то ученик сам выполняет задания.

Методы: практические.

VI. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности (слайды 47-50) 3-5 мин

(Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа.)

Цель: обобщение по проделанной работе, отражение главных моментов, самооценка обучающегося.

Критерии достижения цели: Если цель достигнута, то ученик сам делает выводы о проделанной работе, говорит, чему научился на уроке.

Методы: беседа.

Удалось ли нам связать тему экологии с математикой? Докажите!

Что нового узнали?

Что запомнилось?

Я думаю, что хотя бы один ученик из нашего класса станет экологом, но не забывайте, что любой эколог и даже человек любой другой профессии должен хорошо знать математику.

- Я считаю – вы молодцы! А как вы считаете, как вы поработали на уроке?

Закончите фразы (рефлексия):

«Сегодня на уроке я узнал…

«Мне понравилось…

«Теперь я умею самостоятельно……

Я пока затрудняюсь…

Я понял, мне необходимо проработать …….

Я могу использовать эти знания…

А все ли у вас получилось, я пойму по вашим сигнальным карточкам?

Над чем ещё надо поработать?

Молодцы, вы хорошо сегодня потрудились. Особенно отличились в работе на уроке …

Физминутки «Береги зрение!» «Четыре шага» (слайд 39)

Цель: снять утомление у ребёнка, ослабить напряжение глаз и тела, обеспечить работоспособность учащегося на  уроке.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

Познавательная деятельность на уроке носила как репродуктивный, так и творческий характер. У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания, что повышало их познавательную активность. В целях развития познавательных способностей учащихся на уроке мною использовался компьютер, проектор, презентация.

На каждом этапе учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация и дифференциация обучения: одни достигали уровня базовой подготовки, другие – более высоких.

В процессе учебной деятельности были использованы словесные, наглядные, практические методы обучения в сочетании с индивидуальной, коллективной и фронтальной формой обучения.

Основной метод данного урока – кейс метод, направленный на развитие творческого (критериального) мышления.

Урок за уроком мои дети учатся наблюдать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы.

В конце каждого задания и в конце урока учащиеся с моей помощью делают выводы, подводят итоги своей работы. Для сравнения полученных ответов я использовала проектор, таким образом, был повышен интерес детей к выполнению заданий.

Материал урока был связан с жизнью: жизнь дана на добрые дела, год экологии в стране. Использование интересного экологического материала помогло создать в классе благоприятный климат.

При проведении урока использовала различные виды контроля: ученик-ученик, ученик-учитель, самоконтроль.

Порядок и дисциплину обеспечивала с помощью умелой организации, интересного экологического материала. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока и самооценка.

Весь урок работал на развитие мыслительной деятельности младших школьников.

Учащиеся на уроке были активными, работоспособность была хорошей, психологическая атмосфера положительная. Соблюдался валеологический подход (замечания по поводу осанки, проводились две физминутки).

На уроке были применены следующие принципы обучения:

Принцип научности заключался в том, что учащиеся для ответов использовали учебный материал, излагали материал, не упрощая лексики.

Принцип доступности заключался в том, что всё, что прозвучало на уроке, было изложено вполне понятно, на доступном детям языке.

Прослеживалась, межпредметная связь, в частности связь с уроками окружающего мира.

Применение информационно-компьютерных технологий способствовало воспитанию интереса к занятиям математикой. Воспитательной цели так же служили беседы о правилах поведения в природе, бережного отношения к нашей планете. Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На уроке использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания носили как развивающий, так и воспитывающий характер.

По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

При подведении итога урока был использован элемент самопознания, где дети сами оценили свои способности.

Домашнее задание - это не только номера из учебника, но и творческое: придумать экологическую задачу.

Вывод: на мой взгляд, урок ценен своей воспитательной составляющей, плотность урока была высокой, урок достиг своей цели.



Учитель нач. классов высшей категории  Кондратьева А.А.

Опубликовано


Комментарии (3)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 21.09.20 в 07:25 1Ответить Пожаловаться
Сегодня Всемирный День благодарности! И я выражаю Вам огромную благодарность за ваш материал! Спасибо!!!

Отредактировано 21-09-2020 07:28

Кияйкина Наталья Федоровна, 21.09.20 в 08:45 1Ответить Пожаловаться
Наталия Алексеевна! Благодарю за полезную информацию!
Присоединяясь! Солидарна!
Кияйкина Наталья Федоровна, 21.09.20 в 08:46 1Ответить Пожаловаться
Алла Алексеевна! Отличный материал! Благодарю за прекрасный анализ и распространение опыта!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.