Методические рекомендации по теме «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории Древнего мира в 5 классах при переходе на ФГОС»
Методические рекомендации по теме «Самостоятельная работа учащихся на уроках истории Древнего мира в 5-х классах при переходе на ФГОС»
Введение в образовательный процесс Федерального государственного стандарта второго поколения в корне меняет систему образования в России.
Сегодня приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.
В 5-7-х классах учащиеся ещё коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно, для индивидуального решения задач.
Одним из важных приёмов в обучении при переходе на ФГОС является самостоятельная работа учащихся. Предлагаю несколько форм самостоятельной работы с учебником.
Ознакомление с учебником.
Ознакомление с учебником в пятом классе является первым шагом к работе с ним. Сам факт привлечения внимания детей к книге, которую они будут изучать весь год, имеет педагогическое значение. Древнюю историю дети ещё не знают, предмет этот для них нов и вполне естественен интерес пятиклассника к новой книге.
На первом уроке внимательно знакомимся с учебником. По указанию учителя дети несколько минут рассматривают учебник (История древнего мира, А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свеницкая, М., « Просвещение», 2011г). В первую очередь привлекаю внимание учеников к названию книги. Задаю вопрос: «Как вы понимаете «древний мир»? Выслушав ответы, подвожу пятиклассников к пониманию того, что они будут изучать на уроках истории в пятом классе, первобытнообщинное и рабовладельческое общества - начало истории человечества.
После небольшой беседы предлагаю учащимся найти в учебнике оглавление и спрашиваю зачитать вслух (не хором, а кого-то одного) название основных тем. После прочтения задаю вопрос: «Какие страны будем изучать? Назовите их». Обычно, дети с заданием справляются.
Затем переходим к понятиям «параграф» и «абзац». Прошу найти параграф 4, прочитать его название. Параграф 4 находится на странице 20. А сколько абзацев на этой странице? Найдите первый абзац сверху, второй абзац снизу. Прочитайте первую строчку второго абзаца сверху. Какой абзац начинается: «Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад»? и т. д.
Привлечение внимания детей к понятию « абзац» и упражнения с ним диктуются характером работы с текстом учебника в дальнейшем. Педагогическая ценность такой работы ясна. Эти упражнения полезны как первая попытка приучить к выборочному чтению текста, как подготовка к отыскиванию ответов словами текста на вопросы учителя, к определению главной мысли.
Далее идёт знакомство с картами и иллюстрациями, которые даются в учебнике.
Работа с иллюстрациями.
Равнозначным с учебным текстом по роли в развитии учащихся является иллюстративный материал. Поэтому, с целью поиска дополнительной информации, развития познавательного интереса учащихся нужно работать с иллюстрациям (благо современные учебники оснащены хорошим иллюстративным материалом).
Можно предложить такие задания для работы с иллюстрациями:
- придумать название иллюстрации;
- сделать описание сюжета;
- придумать за действующих лиц слова диалога;
- составить рассказ по содержанию картины;
- написать сочинение;
- найти в тексте строки, комментирующие картину и т. д.
Постановка различных заданий с книгой, в том числе и с иллюстрациями, требует учитывать индивидуальность учащихся, поэтому задания даются различного уровня сложности и самостоятельности.
В теме «Поход Александра Македонского на Восток» прошу детей обратить внимание на рисунок на странице 191 и раздаю задания разного уровня сложности для работы по рисунку:
- найдите в тексте строки, комментирующие рисунок;
- опишите вооружения македонских воинов;
- придумайте диалог между военачальником и воинами;
- сделайте описание сюжета по плану:
Название рисунка.
Кто изображён в центре, на переднем плане?
Чем вооружены воины?
Какой вид войска изображён?
Чем занимаются воины?
Что их ждёт впереди?
Словарная работа.
Словарная работа пронизывает весь процесс обучения истории. Цель её - формирование умения активно и правильно пользоваться историческими терминами не только во время ответа на уроке истории, но и употреблять новые слова на других уроках, в обыденной речи.
Наличие непонятных слов в речи учителя или в тексте учебника всегда мешает усвоению материала. Вывод напрашивается сам. Словарная работа должна стать неотъемлемой деталью каждого урока истории. В своей практике я не отступаю от этого правила.
Основным в словарной работе является осмысление, понятие и усвоение незнакомого термина, названия, имени.
Нельзя забывать, что многие исторические термины, имена деятелей, географические названия в нашем быту почти никогда не употребляются. Поэтому заучивать их надо в основном на уроке.
В теме «Искусство Древнего Египта» встречается имя Хеопс, для детей совершенно не знакомое. Я называю имя Хеопс, в сознании ученика возникает запоминание на основе слухового ощущения, если не только назвать, но и записать это имя на доске, то запоминание основывается на зрительном ощущении. Но практика показала, что запоминание будет более прочным, если ученик прочитает сам это имя в учебнике, запишет его в тетрадь. Запись в тетради: «Хеопс-фараон Египта, для него была построена самая высокая пирамида». Иногда пишу на доске новые слова, пропуская буквы, дети должны найти слово в учебнике и вставить букву. Можно написать новое слово с ошибкой и попросить детей исправить её и правильно записать слово. Так в теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» на доске записано: «В..вилон, Х..ммур..пи», дети должны, используя учебник, правильно написать слова. В этой же теме встречается слово «закон», я спрашиваю: «Как вы понимаете это слово?». После того как ученики выскажут как они понимают это слово, подвожу их к пониманию того что, законы - это правила, которые устанавливает государство и выполнять их должны все, живущие в государстве, за несоблюдение этих правил следует государственное наказание. Затем дети открывают страницу 67 и читают первый абзац третьего пункта «Царские законы», закрепляя в памяти понятие «закон». Ребёнок должен знать смысл слова, тогда учение будет осмысленным.
Помимо осмысления, правильного написания и произношения слов, словарная работа помогает в создании ряда полезных привычек, например, вдумчиво и внимательно читать текст, не обходя незнакомые слова, пользоваться словарями. Постепенно учащиеся приучаются к пользованию различными словарями, это умение пригодится им в старших классах.
Систематически проводимая словарная работа имеет обучающее значение, и многое даёт учащимся за годы их обучения в школе.
Ответы словами текста на вопросы учителя.
Умение выбирать материал из текста, руководствуясь признаками, указанными учителем, умение точно ответить на заданный вопрос, а не говорить вообще, воспитание привычки вдумываться в содержание каждой фразы текста - серьёзное условие успешного обучения и воспитания.
Ответы на вопросы словами текста первое наиболее простое упражнение, вполне посильное и интересное для пятиклассников. Незаметно для них оно приучает к работе с книгой, а так как объектом их внимания является исторический материал, то он лучше осмысляется и закрепляется в памяти. В этом педагогическая ценность данной формы работы.
В своей практике для такой работы я намечаю материал сложный по содержанию и поэтому требующий изучения под руководством учителя.
Задания класс обычно выполняет после объяснения нового материала и словарной работы во время закрепления, но иногда этот приём используется и при опросе домашнего задания, когда вскрывается наличие недоработки на прежнем уроке.
Приведу пример. Тема урока « Начало земледелия и скотоводства». После объяснения и словарной работы предлагаю учащимся открыть страницу 20 в учебнике прочитать первый пункт и ответить на вопросы. Вопросы написаны на доске.
1.Из какого более древнего занятия родилось земледелие?
2.Чем обрабатывали землю? Как выглядело первое орудие труда земледельцев? Используй рис. На странице 20.
3.Где впервые возникло земледелие?
Вопросы нацеливают внимание класса на факты с целью их закрепления в памяти учащихся, а осмысления причин явлений осуществляется после выполнения этой работы.
Данная таким образом установка стимулировала внимательное чтение текста. Все учащиеся работали напряжённо и с интересом. Внешне это проявилось в активности класса, все поднимали руки и хотели ответить.
На данном уроке имели место: рассказ учителя, словарная работа, чтение текста, ответы на вопросы словами из текста, работа с иллюстрациями.
Определение главной мысли в тексте.
Определение главной мысли в тексте в своей основе имеет, прежде всего, развитие логического мышления. Найти главную мысль и сказать её своими словами учит детей отказываться от механического ответа словами учебника на основе механического заучивания.
Определение главного представляет собой сложный мыслительный процесс установления связей между главной мыслью в материале и остальным содержанием. Поэтому обучающее значение имеет не только определение главной мысли, но и обоснование: почему ученик считает эту мысль главной. В ходе обоснования выбора, видно случайно, или сознательно сделан выбор.
Определение главной мысли помогает усвоению исторического материала. Эту работу я начинаю в пятом классе на небольших отрывках размером с абзац.
Однако использованию подлежит не всякий материал. Отбирая его, учитель должен руководствоваться правилом: прежде всего глубокое изучение сложных вопросов курс истории, а умение попутное приобретение ученика.
Рассмотрим пример, в параграфе 9 «военные походы фараона» на странице 47-48 берём первый абзац четвёртого пункта: «Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы людей. Победитель имел право убить побеждённого. Если же он пощадил пленника, то становился господином его жизни и смерти. Пленников могли превратить в рабов, заклеймить, как скот, и продать».
Работу организую так. Первоначально ученики читают текст, знакомятся с его содержанием и пересказывают его. На втором этапе задаю вопрос: « Как свободный человек мог стать рабом?» на третьем этапе предлагаю определить главную мысль текста, объясняю, что главная мысль объяснит причину, как свободный человек мог стать рабом в Египте. Главную мысль высказать необходимо в свободной форме. Обычно дети отвечают, что благодаря тому, что египтяне много и успешно воевали у них было много пленных, которых они обращали в рабов. Из ответа видно, что ребёнок установил причинно-следственные связи, сумев найти главную мысль абзаца.
Умение определить главную мысль в тексте пригодится для составления плана. Простой пан дети начинают составлять в пятом классе. Для овладения умением составлять план, ученики знакомятся с правилами его составления этот вид работы с книгой необходимо совершенствовать на протяжении всех лет обучения в школе.
Работа с документами (по учебнику).
В учебнике Древнего мира помещено много документов, дети должны обращать на них внимание. Учитель учит работать с документами на уроках, организуя самостоятельную работу с ними. Значение этой работы состоит в том, что она помогает глубже усвоить основные вопросы темы. Формы работы могут быть разные. Я часто использую такую форму как самостоятельное решение на основе документа задачи дедуктивного характера. Так, например, изучаются законы Хаммурапи. Сообщив, что такое законы и когда были приняты законы царя Хаммурапи, я предлагаю учащимся самостоятельно прочитать документ, стр.68, и ответить на вопросы, которые написаны на доске: 1)к какой эпохе относятся эти законы? 2)кому сочувствует Хаммурапи- угнетателям или угнетённым?
В отдельных случаях, изучая небольшой по объёму и несложный по содержанию материал, учащиеся могут сами, под руководством учителя, разобрать его. К таким урокам требуется тщательная подготовка. Главное здесь в том, чтобы учитель, направляя урок, вовремя приходил на помощь учащимся.
В самостоятельной работе можно использовать и раздаточный материал.
Вопросы и задания к теме:
"Древний мир"
Задание № 1. Заполните схему "Социальная структура Древнего Египта"
Задание № 2. Решите задачу.
Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет "даром Нила"? Подумайте, прав ли был Геродот?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3. Объясните.
Почему с наступлением железного века, совершенствованием орудий труда возникали и поднимались новые религии? Что общего между ними? Назовите эти религии, раскройте суть каждой.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы и задания к теме:
"Античная эпоха"
Задание № 4. Знание + внимание
Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия - это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия.
| |
| |
Спарта | Государство, где Александр Македонский провозглашен сыном Бога |
Рим | Основано дорийскими племенами и расположено на Пелопоннесском пол-ве |
Скифы | Крупнейший центр торговли Западного Средиземноморья в IX до н. э. |
Македония | Обитатели причерноморских степей, которые нанесли поражение персам |
Египет | Первая греческая колония, основанная в 750 г. до н. э. на побережье Италии |
Карфаген | Родина демократии |
Задание № 5. Заполните таблицу "Пунические войны"
Дата | Причины | Последствия |
| | |
Задание № 6. Составьте кроссворд из ключевых слов
Крит, Кум, полис, демократия, Афины, Спарта, этруски, латины, сенат, патриции, плебеи, пролетарии, трибуны, Македония, стоики, киники, пуны, Ганнибал, Спартак.
Вопросы и задания к теме:
"Крушение Империй"
Задание № 7. Отгадав ребусы, вы получите названия народов, проживавших в Евразии в I - II вв.
Задание № 8. Решите кроссворд
По горизонтали: 1 . В переводе с латыни означает "домочадцы" - во всех европейских языках этим словом обозначают семью. 5. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 8. Самый большой остров в Средиземном море. 9. Древнее государство на Апеннинском полуострове. 12. Раб, отпущенный на свободу или выкупившийся, но остававшийся в разной степени зависимости от бывшего владельца. 14. Герой античной литературы; беглый раб, спасавшийся в течение трех лет в одной пещере с вылеченным им львом. 16. Представитель власти в римской провинции.
По вертикали: 2. Главное помещение с верхним светом в древнеримском жилом доме. 3. Современное государство на юге Европы, в центральной части Средиземноморья. 4. В переводе с латыни означает"защитник", "покровитель". 6. Человек, владеющий рабами. 7. В переводе с латыни означает "подопечный". 10. В Древнем Риме раб, военнопленный или другой человек, которого заставляли сражаться на арене цирка с другими такими же людьми или с дикими зверями. 1 1 . Действующий вулкан на юге Италии, недалеко от Неаполя. 13. Крупное земельное владение. 15. Римский полководец. Сторонник Суллы (нажился на казнях и конфискациях во время проскрипций Суллы). Подавил восстание Спартака.
Задание № 12. Восстановите порядок.
Перепутаться могут не только слова, но и буквы. Найдите каждой букве своё место и прочитайте слово.
1. яцинвопри; 2. жмольаве; 3. нкуолс; 4. капулерсиб; 5. рыба; 6. пирмияе; 7. галлон; 8. фтаматери; 9. нграждани; 10. кротистара.