Внеклассное мероприятие для 7-8 классов «Семейные ценности – опыт поколений»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 ГОРОДА НЕВИННОМЫССКА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА
КУЛИКОВА ВИКТОРА ГЕОРГИЕВИЧА
Внеклассное мероприятие для 7-8 класса
Тема: «Семейные ценности – опыт поколений»
| Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 имени Куликова В.Г. Широкова Ольга Васильевна |
г. Невинномысск, 2020 г
Пояснительная записка
Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного возрождения общества. Между тем в последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Традиционные духовно-нравственные семейные ценности являются неотъемлемой частью мировоззрения личности. Актуальность проблемы формирования семейных ценностей у современных старшеклассников обусловлена:
- отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования
подрастающего поколения;
- незнанием старшеклассниками духовно-нравственных семейных ценностей;
- дегармонизацией детско-родительских отношений, утратой традиционных отношений внутри семьи.
Духовно-нравственные семейные ценности личности представляют собой традиционные духовно-нравственные ориентиры и выступают в качестве высшей человеческой ценности и идеала в жизни людей. Они являются основной базой для гармоничных детско-родительских отношений, создания будущей семьи, формирования качества семьянина.
Цель мероприятия:
Ориентирование подрастающего поколения на усвоение семейных ценностей.
Задачи мероприятия:
- воспитывать подрастающее поколение на достойных идеалах в духе возрождения духовно-нравственных традиций России.
- формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям.
- воспитывать чувство любви, гордости, уважения к своей семье, родителям, родственникам.
- содействовать углублению моральных знаний школьников;
- формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
- способствовать моральному развитию детей; побуждать их к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию.
Предметные задачи:
- дать представление о ценности семейных отношений в обществе;
- раскрыть содержание понятий «семья», «психологический климат в семье», «семейный долг»;
- выяснить, от чего зависит психологический климат в семье.
Метапредметные задачи:
- развивать творческие способности учащихся в ходе выполнения познавательных заданий;
- развивать познавательный интерес к изучаемой проблеме;
- привить культуру общения,
- воспитание чувства уважительного отношения к семье и семейным отношениям.
- пробудить эмоциональное отношение к жизни.
Личностные задачи:
- стремление к самосовершенствованию и установлению дружеских, уважительных отношений в семье.
- ориентирование на создание образа семьи по нравственным законам.
Основные понятия: семья, психологический климат, семейный долг.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Стремление к совершенствованию своих нравственных качеств, желание анализировать собственное поведение и стремиться к самовоспитанию.
| Понимание и закрепление представлений о ценностях семейных отношений; Раскрытие роли семьи в жизни каждого человека; Определение понятия «семья»; Осознание понятия «счастливая семья» и ценности семейных отношений.
| Регулятивные Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Познавательные Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий. Коммуникативные Умение договариваться. |
Отвечая на вопросы, поставленные учителем, у ребят определяются такие понятия как «семья», «дружная семья», «счастливая семья», «уважительное отношение к старшим», происходит осознание главных ценностей и традиций семьи.
План работы:
1. Проводятся беседы о возрасте и связи поколений (поясняем детям, что привычки формируются с детства, над формированием своего характера нужно трудиться, и что у каждого возраста есть свои особенности).
2. Даётся письменное задание сформулировать роль каждого члена семьи (результаты понадобятся, когда будем сравнивать семью и государство).
3. Предварительно готовится выразительное чтение стихотворений по данной теме (работаем над дикцией, эмоциональностью, выразительностью).
4. Предварительно разучивается музыкальный материал (по возможности).
5. Готовится инсценировка притчи о семейном счастье (без финальной фразы, она заготавливается в конверте, чтобы дети могли сделать собственные предположения).
6. Подытоживается работа написанием небольшого эссе о климате в своей семье (домашнее задание для осознания и применения полученной информации).
Приложение
План занятия (на 2 роли – учитель и ведущий + чтецы)
1. Организационное начало мероприятия
Добрый день, ребята! Рада приветствовать Вас на нашем мероприятии!
2. Мотивационный момент
Входя в аудиторию, каждый из вас получил ромашку. Это не просто так! Самая популярная и любимая всеми – это белая ромашка, которая на самом деле называется нивяник обыкновенный.
Многие садоводы с удовольствием выращивают ромашки на клумбах и приусадебных участках. Да и ландшафтные дизайнеры не прочь использовать эти цветы при создании своих цветочных композиций, сочетая с цветами всевозможных расцветок: и с голубыми васильками и колокольчиками, и с фиолетовыми петуньями, и с розовыми хризантемами.
Художники, при написании своих картин, тоже обращаются к теме ромашек. Нежность и легкость этого цветка покорила многих. Его лепестки, словно крылышки, порхают даже при небольшом летнем ветерке.
Ребята, предлагаю вам прослушать стихотворение Юнны Мориц «Белые ромашки» и определить его главную мысль.Обняла ромашка
Белую ромашку,
И стоят в обнимку —
Сердце нараспашку!
Летние подружки,
Белые ромашки,
Вам лесные феи
Выткали рубашки —
Не страшна им буря,
Пыльная завьюжка,
Не нужна им стирка,
Глажка да утюжка.
Вот примчался ветер,
Пыль вздохнула тяжко,
Но осталась белой
Ромашкина рубашка.
Вот пролился дождик,
Стала мокрой пташка,
Но сухой осталась
Ромашкина рубашка.
И опять ромашка
Обняла ромашку,
И стоят в обнимку —
Сердце нараспашку!
Вкусно пить из кружки,
Вкусно пить из чашки,
На которых нежно
Обнялись ромашки!
Начало формы
Конец формы
Ребята, какая идея стихотворения о ромашке?
Символом чего в наше время служит ромашка? (8 июля День Семьи, Любви и Верности)
3. Формулирование темы мероприятия
Ребята, как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?
4. Ход мероприятия
Ребята, что самое важное в жизни каждого человека, что для нас опора в трудные времена, помощь не только материальная и физическая, но и психологическая? (семья).
Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом.
Что же такое семья? Семья – это родственный союз, в основе которого лежит что? (любовь).
Ребята, вслушайтесь в это слово – «СЕМЬЯ». Какой у него «облик»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (доброта, душевность, забота, ласка, сопереживание, любовь и верность и т.д. = 7 «Я»)
Ребята, а к кому всегда спешат за советом ваши родители, когда не могут справиться с решением какой-то трудной задачи? (к бабушке с дедушкой – к своим родителям, которые их всегда поддержат и помогут)
Песня «Бабушка рядышком с дедушкой» Р. Паулс
Ведущий: Вспоминая свое детство, я очень часто мысленно возвращаюсь в маленькую глухую деревушку, в то счастливое время, когда мы с ребятами садились на теплые циновки возле камина, смотрели на пляшущие языки пламени и ждали, когда придет бабушка. Бабушка садилась рядом, прижимала нас к себе и говорила: «А сейчас я расскажу вам сказку…»
Чтец 1: Татьяна Петухова «Забота о бабушке»
Бегут, бегут по травушке,
Бегут навстречу к бабушке,
Протягивая руки,
Бегут навстречу внуки
С листочками в руках.
И слезы на глазах
От радости у бабушки:
- Мои вы ненаглядушки,
Собрали для меня
листики сирени.
Теперь мои колени
Не будут так болеть,
Ведь при такой заботе
Все можно претерпеть!
Спасибо, мои лапушки,
Пойдемте есть оладушки,
С вареньем чай попьём,
Учитель: Семья – это основанная на браке и родстве, малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Наша семья- это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Семья - это наше всё: возможность любить и быть любимым. И не зря народная мудрость гласит: « Государство — это большая семья, а семья - это маленькое государство.» (Конфуций)
А почему семья сравнивается именно с государством? В чем их сходство? Почему родителей мы можем назвать руководителями нашего «семейного государства», а бабушку с дедушкой – хранителями опыта и мудрости? (ответы детей) Опыт и мудрость приходят с годами, и для нас очень важно, чтобы рядом с нами был неравнодушный умудрённый опытом наставник.
Ведущий: Старость – это радость! Радость от встречи с внуками, наслаждения жизнью, душевного комфорта и сердечности. Кто балует детишек больше всех, кто любит их от всей души и желает им самого большого в мире счастья? Ну, конечно, бабушки и дедушки – дорогие нашему сердцу люди, которые понимают, что нет ничего важнее счастливого детства. Разве есть у нас более дорогие воспоминания, чем воспоминания о бабушкиных пирожках и о рыбалке с дедом?
Чтец 2: Людмила Татьяничева «Берегите стариков»
Берегите старых людей
Для весёлых весенних ветвей
Корни более чем родня…
Берегите старых людей
От обид,
Холодов,
Огня.
За спиной у них —
Гул атак,
Годы тяжких трудов
И битв.
Но у старости —
Ломок шаг,
И неровен дыханья ритм.
Но у старости —
Силы не те.
Дней непрожитых
Мал запас…
Берегите старых людей,
Без которых не было б вас!
Учитель: Любовь, доброта и взаимопонимание - вот главные составляющие хорошего воспитания детей и благополучной семьи.
Что означает следующее высказывание: «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». (В.А. Сухомлинский) (Ответы детей)
Именно в семье закладываются нормы поведения и жизненные ценности ребенка. А каким образом эти нормы закладываются? (ответы)
Что необходимо делать родителям? (ответы)
Семьи все разные. А чем они отличаются? (ответы)
Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение, недаром говорят: «Человек, не знающий своего прошлого – не имеет будущего». И основы этого знания закладываются именно в семье.
Письмо внука: «Дорогие мои бабуля и дедуля, как же хорошо быть Вашим внуком (внучкой). Большое спасибо Вам за вложенные в меня силы, за потраченные на меня нервы. Спасибо, что так часто оправдывали меня перед родителями, так часто баловали всяческими вкусностями и приятными мелочами. В этом письме я хочу сказать главное — я очень и очень горжусь Вами. Не болейте, родные мои. Любите и берегите друг друга. Не ругайтесь из—за ерунды, не обижайтесь по мелочам. Будьте всегда счастливы и спокойны. Я вас очень люблю!»
Чтец 3: Автор неизвестен «Если бабушке грустно вдруг станет»
Если бабушке грустно вдруг станет,
И устало опустятся руки,
Если сердце тревога потянет:
Как там дети мои, как там внуки?.. –
Вы струну в своем сердце настройте,
И скорей этот зов уловите!
Ей слова утешенья шепните,
И письмо поскорей напишите!
Напишите, что любите нежно,
И ее каждый день вспоминая,
Подарите простую надежду –
Вас дождаться из дальнего края.
Материнское сердце – не камень,
А у ж бабушкино – и подавно:
Ах, вот если бы жили вы рядом!…
А уж вместе – как было бы славно!
Потому в ежедневных заботах
Не забудьте родную бабулю,
Чья любовь на крутых поворотах
Бережет вас в минуту любую…
Чтец 4: О.С. Бундур «Дедушка приехал»
Дедушка приедет –
И мир перевернётся!
Я лопаюсь от смеха,
А он не улыбнётся.
В ракете мчу к Венере –
Он там меня встречает,
Вокруг такие звери –
Он вроде бы скучает.
К столу садимся снова –
Обычные котлеты,
Но ужина такого
Вкусней на свете нету!
Как быстро время тает,
Окутан снами дом…
Любой, небось, мечтает
О дедушке таком!
Учитель: В каждой семье, у каждого участника есть свои роли. Вопрос: кому сейчас принадлежит главная роль в семье? (ответы)
Часто в современной семье роль лидера принадлежит тому, чей вклад в семейное благополучие признается всеми членами семьи. А как было раньше? Кто считался главой семьи? (Ответы)
Отношения строились на уважении и почитании мудрости старшего поколения. Главой семьи считался самый старейший мужчина в семье. Его слушали все беспрекословно.
Ведущий: На земле живет огромное количество людей, но среди них живет несколько замечательных человек: наши дедушки и бабушки. С первых минут жизни мы ощущаем любовь родителей, их заботу и ласку. Мы видим их лица, которые независимо от времени суток, излучают счастье и тепло, мы понимаем, какое значение эти люди имеют в нашей жизни. Мы понимаем, что это самые родные и близкие, что есть у нас. Но с первых дней мы ощущаем поддержку не только родителей. Часто рядом находятся бабушка и дедушка, а порой мы видим их даже больше, чем родителей. Говорят, что бабушки и дедушки — это подарок от Бога. Они ведут нас правильными путями. Когда, например, речь заходит о принятии серьёзных решений и совершении важных поступков или, наоборот, о терпимости и снисходительности, мы все можем обратиться к нашим бабушке и дедушке. Ведь они – родители наших родителей.
Чтец 5 Оксана Варникова «Дедушка мой»
Дедушка мой все на свете умеет:
Шкаф починить и мой велосипед.
Дедушка мой никогда не болеет:
Время болеть у него просто нет!
Он целый день мастерит что-то, пилит,
Он помогает соседям, друзьям.
Вечером – толстую книгу осилит,
С кучей журналов еще пополам.
Он эрудит! Сколько дедушка знает,
Знает на свете немного людей.
Дедушка – мастер. Мой дедушка знает
Множество шумных веселых затей.
С дедушкой вместе пойдем на рыбалку,
И пескарей полведра принесем.
Сделаем змея – легкий, прочный и яркий,
И запускать его будем вдвоем.
Дедушка милый! Ты только не старься,
И не теряй свой задор озорной!
Старости, немощам - не поддавайся!
А мы всегда будем рядом с тобой!
Чтец 6: Дора Хайкина «Ходит наша бабушка»
Ходит наша бабушка, палочкой стуча,
Говорю я бабушке: «Позову врача,
От его лекарства станешь ты здорова,
Будет чуть-чуть горько, что же тут такого.
Ты потерпишь чуточку, а уедет врач,
Мы с тобою, бабушка, поиграем в мяч.
Будем бегать, бабушка, прыгать высоко,
Видишь, как я прыгаю, это так легко».
Улыбнулась бабушка: «Что мне доктора,
Я не заболела, просто я стара,
Просто очень старая, волосы седые,
Где-то потеряла я годы молодые.
Где-то за огромными, за лесами темными,
За горой высокой, за рекой глубокой.
Как туда добраться, людям неизвестно».
Говорю я бабушке: «Вспомни это место!
Я туда поеду, поплыву, пойду,
Годы молодые я твои найду!»
Учитель: Обратите внимание, что несмотря на различие положения членов семьи, каждый из нас ищет в семье одно и то же, что именно? (ответы) заботу, помощь, защиту, понимание, уважение, доверие, доброта, дружба, принятие тебя таким, какой ты есть, любовь. Но всегда ли мы сами соответствуем требованиям, которые предъявляем к родным и близким, во всех ли семьях царит любовь и взаимоуважение?
Какая семья называется счастливой? И можно ли найти универсальный секрет семейного счастья? (Ответы)
Ведущий: Любовь и поддержка наших родных заставляет нас жить и биться наши сердца. Часто люди не ценят своих родственников и плохо относятся к ним, но когда теряют, то начинают тосковать по ним. Поэтому любите и бережно заботьтесь о дорогих сердцу людях.
Песня «Мама-мамочка» С. Бакуменко
Семейная жизнь становится источником счастья и благополучия только в том случае, когда каждый из членов семьи понимает ее ценность, заботиться о других. В таких семьях заложены нравственные добродетели: супружеская верность, почитание родителей, любовь к детям.
Притча.
(заранее подготовленная инсценировка без финала;
заключительная фраза озвучивается с листка в конверте)
Семейное счастье.
Автор: В одном небольшом городе жили две семьи. В одной семье муж с женой часто ссорились, обвиняя друг друга во всех неприятностях, и постоянно выясняли, кто из них прав. В другой семье царил мир, не было ни ссор, ни скандалов. Удивляется строптивая жена, почему другие дружно живут, а у них так не получается. Завидует чужому счастью. Однажды она говорит мужу:
Сварливая жена: Сходи, посмотри, почему они не ссорятся.
Автор: Пошел муж к соседскому дому, притаился в саду под открытым окном. Слушает.
А хозяйка как раз в доме порядок наводит, пыль с дорогой вазы стирает. Вдруг зазвонил телефон, она отвлеклась и оставила вазу на краешке стола: вот-вот упадет. Тут ее муж заходит в комнату. Зацепил случайно вазу, она упала и разбилась об пол.
Сосед: «Вот, наконец-то сейчас и у них скандал будет!»
Автор: Вернулась жена, вздохнула и говорит мужу…
Жена: Прости меня, дорогой. Моя вина, что я вазу так неаккуратно поставила.
Муж: Да что ты, милая. Это я виноват. Поторопился и вазу не заметил. Ну, ничего. Пусть не будет у нас большего несчастья.
Автор:…Вздохнул сосед под окном. Ушел домой расстроенный. Жена спрашивает:
Сварливая жена: Ну, что, подсмотрел?
Её муж: Да!
Сварливая жена: Ну, и что там у них?
- Ребята, как вы думаете, какой был ответ соседа своей жене? (ответы).
Её муж: У них-то – все виноваты. Это у нас каждый прав!
Ребята, а если бы сварливая женщина из этой притчи обратилась бы за советом к родителям (бабушке с дедушкой), понадобилось ли ей посылать мужа подслушивать? (ответы)
Ведущий: Бабушки и дедушки, безусловно, важны в жизни каждого человека. Ведь это матери и отцы наших родителей, мы должны их помнить, уважать, любить. Вообще, как и любые родственники, бабушки и дедушки играют огромную роль в нашей жизни. С самого раннего детства они, как и родители заботятся о нас, переживают. Когда родителям некогда, они всегда готовы посидеть с нами, играя с нами, изучая буквы, цифры, читая нам сказки. Эти моменты невозможно забыть, как и невозможно забыть самих бабушек и дедушек. Несомненно, они не только нужны, но и важны в нашей жизни, потому что именно проводя время с ними, у нас остаются самые радостные, добрые и тёплые воспоминания о детстве.
Чтец 7: Людмила Громова «Мы с тобою, дед, друзья»
Мы с тобою, дед, друзья,
Куда ты, туда и я:
Вместе ходим на рыбалку,
Я бегом, а ты – вразвалку,
Собираем мы малину:
Ты – с куста, я – из корзины.
Вместе красили забор –
Руки в краске до сих пор...
Только ты, сомнений нет,
Самый лучший в мире дед!
Ребята, у вас на столах лежат конверты с информацией. Продолжите фразы, записанные в карточках.
Опрос « Счастливая семья - это…»
1 Семейная азбука начинается с местоимения «мы».
2. Спешите повторить хорошее.
3. Остановитесь во гневе, в любой конфликтной ситуации не вините другого, а ищите причину в себе.
4. Доброе слово — хорошо, а доброе дело — лучше.
5. Принимайте друг друга такими, какие вы есть. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие.
6.Собственное поведение родителей — главный фактор в воспитании детей.
7. Не принимайте решение в одиночку. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.
8. Держите двери дома открытыми для друзей.
9. Каждый имеет право на ошибку и на то, чтобы ее исправить.
10. Любите и уважайте друг друга, потому что вы – семья!
Ведущий: Каждый человек говорит, что жизнь ему подарили родители. Это верное высказывание. А жизнь нашим родителям подарили наши бабушки и дедушки. Когда маме не хватало времени, именно бабушка смотрела за нами, заставляла одеваться потеплее и есть много. Бабушка и дедушка — это наши вторые родители. Каждый человек без исключения должен их уважать, любить, ценить и помогать им. Им не надо от нас много. Они хотят, чтобы их внуки были счастливы. Они не требуют от нас работы, они просто просят быть рядом, чтобы хотя бы поговорить с нами. Сберечь бабушку и дедушку может каждый из нас. Мы можем радовать их сердца, можем сделать им что-нибудь приятное, и это будет самым приятным им подарком. Они запомнят это на всю жизнь. Я бы хотел(а), чтобы наши бабушки и дедушки жили долго, счастливо, чтобы все внуки радовали их, и чтобы они не знали, что такое горе. Давайте беречь наших бабушек и дедушек!
Чтец 8: М. Вейман «Это дедушка? Алло!»
— Это дедушка? Алло!
Нет, я занят, как назло…
Завтра? Тоже не смогу…
Будет время — забегу…
Вот и времени полно,
Да на что теперь оно?
Телефон молчит… Беда…
Забежать бы, да — куда?
Песня «Дорогие мои старики» И. Саруханов
Учитель: Что такое психологический климат семьи? (ответы)
Это взаимные отношения внутри семьи, которые определяют самочувствие человека в семье. Забота, внимание, сотрудничество делает семейный климат теплым и приятным. Напротив, неуважительное отношение, безразличие делает климат неприятным. Очень важно, чтобы каждый член семьи, прежде всего, заботился не только об удовлетворении своих потребностей, но и о нуждах близких ему людей. Любовь - основа основ семьи. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Понимать важность роли семьи в жизни каждого человека, осознавать ценность семейных отношений.
Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания, чтобы они вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках, жили весело и дружно, как жили семьи в России испокон веков. Понятие «семейный долг» не исчерпывается долгом родителей перед обществом и детьми. Дети также имеют долг.
Что это за долг? (Должны заботиться о своих родителях, особенно став взрослыми).
5. Подведение итогов
От чего и кого зависит психологический климат семьи?
Можем ли мы влиять на него и каким образом?
Что необходимо для этого делать?
6. Рефлексивный момент
Ребята, давайте вернемся к ромашкам. Напишите на лепестках ромашки основные ценности дружной и счастливой семьи. Давайте соберем их в единый букет, который будет символизировать успешные, дружные, счастливые семьи в нашей стране.
Помогайте своим родителям по дому и обращайте внимание на то, как ваше отношение к родным влияет на психологический климат вашей семьи.
Список используемых стихотворений
Дора Хайкина «Ходит наша бабушка»
Людмила Громова «Мы с тобою, дед, друзья»
Людмила Татьяничева «Берегите стариков»
М. Вейман «Это дедушка? Алло!»
О.С. Бундур «Дедушка приехал»
Оксана Варникова «Дедушка мой»
Татьяна Петухова «Забота о бабушке»
Юнна Мориц «Белые ромашки»
16