Семинар для молодых учителей «Современный урок: на стыке двух поколений»

24
15
Материал опубликован 17 December 2022 в группе

Занятие для молодых учителей «Современный урок: на стыке двух поколений»

                                                          Я иду на урок

                                                         Ирина Львова

Я иду на урок посреди неразбуженных улиц.
Тихо падает снег, заметая канавки дорог.
 А ребята, ребята, наверное, только проснулись –
Я иду на урок.

Я иду на урок, я пока еще точно не знаю,
Что за день предстоит, где начало его, где итог...

Но за счастьем иду, это я уж давно понимаю.
Я иду на урок.

Я иду на урок. Нынче Пушкин, Ахматова, Бродский,
А еще Лев Толстой и у маленьких самых - Крылов.
Интересно, а как это, как это в них отзовется?
Я иду на урок.

Я иду на урок. Никого, только снега немножко.
Вот знакомая дверь, удивительный школьный порог....
 Ничего нет дороже, конечно же, нету дороже.
Я иду на урок.



     Сегодняшнюю встречу с молодыми коллегами я решил открыть замечательными стихами Ирины Львовой. Последние уроки я провёл в 2016. Но душа всё-таки тянется в школу, в своих снах я ещё на уроках. И пусть некоторые недальновидные руководители считают, что ветераны не нужны , что они отстали от жизни, что они могут только передавать знания. В реальной жизни наши знания и опыт востребованы . Мы есть,мы будем помогать работающим учителям улучшать результативность их учеников. Из нашего прошлого мы возьмём уникальный опыт. У меня это 4 книги, авторская программа в профильных классах, начиная с седьмого. Есть авторская программа по дошкольному воспитанию, система опорных схем, интеллектуальные игры для уроков биологии, географии, окружающего мира, для внеклассной работы. Всем этим я готов поделиться….

      Всегда с уважением относился к своим коллегам, независимо от возраста и опыта. Особое отношение к начинающим учителям. Тот, кто выдержит трудности первого года работы, из школы не уйдёт. Мы начинали тяжело, у нас были те же самые проблемы. «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым….» И ещё надо, чтобы молодым помогали коллеги, администрация школы, настоящие наставники. (Со своей ученицей, пришедшей работать в нашей школе, весь сентябрь уроки готовили вместе.) Сколько раз они были у вас на уроках? А сколько раз вы были на чужих уроках? Сколько раз вы обратились к коллегам с просьбой посидеть на уроке , если есть проблемы с дисциплиной?

      Ещё раз прочитаем название нашей встречи… С поколениями ясно. Я представляю поколение ветеранов . А вы в начале своего творческого пути. По современному уроку возникают вопросы. Можно ли считать современным урок по теме «Величина и её пределы», который я проводил на конкурсе «Учитель года Росси-97»? Дело-то давнее…

      Попробуем одним словом охарактеризовать современный урок, напишите это слово. (На трафарете пришедшие на семинар учителя пишут свои ответы.) 70% считают, что современный урок – интересный…

                         Мнение учителя-практика Сергея Кочережко

      Чем же современный урок отличается от несовременного? Наше мнение в полной мере не позволит дать соответствующее определение , ибо оно субъективно и не имеет под собой научной основы. Очень интересный материал по этому вопросу в «Учительской газете». Его автор – Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России -2015». Попробую кратко рассказать о материале…

      ФГОСы – хорошее и важное дело. Они требуют от учителя результаты. Но как их добиться? Ответа, как это сделать, в них нет. Нет даже слова «урок», а вместо ученика –обучающийся, отличающийся от ученика повысившейся активностью в обучении. Нет там и форм работы с детьми, методических приёмов. Не прописано, кто или что должно быть источником знаний.

       Ориентиры «современного урока» сформулированы на научно-теоритическом уровне. Но учёные-теоретики на одном берегу реки, а учителя на другом. Именно учителям остаётся реализация этих идей в конкретных уроках.Мостов между берегами нет, вот отсюда и начинаются проблемы…

       Урок должен быть построен на основе системно-деятельностного подхода.У учителя должна быть система работы совместной деятельности с учениками. Получается так, что в погоне за новшествами, учителя начинают творить… И получается так, что на уроке бывает занят только ученик, выполняющий задание за заданием.Исчезает слово учителя, он перестаёт быть источником информации. А кто же тогда сделает неинтересное – интересным, сложное – простым? И ничего страшного не будет, если учитель будет единственным источником информации. Учитель сам подберёт формы работы.

       Одним из таких творений учителей-практиков является технологическая карта как форма и способ проектирования урока. Это не признак современного урока. Такого термина во ФГОСах нет, а законодательство в сфере образования не обязывает учителя составлять технологические карты. Это право, а не обязанность учителя. Технологическая карта разделяет ученика и учителя не толькой чертой между двумя графами таблицы. Это шаблон, который клонируется на многие уроки. По технологической карте за урок учитель должен сформировать десятки УУД. Возможно ли это в рамках одного урока?

        В технологическую карту включаются современные педагогические технологии, хотя чёткого определения технологии нет. Новые приёмы приходят на урок из высшего образования –дебаты,дистанционное обучение; из бизнеса - мозговые штурм, работа в группе, деловые игры, кейсы, проекты; из сферы развлечений – анимации. Наглядный пример последнего я нашёл на одном из учительских сайтов. Автор назвала свой материал «Игровые технологии в преподавании биологии» и подвердила это наглядными примерами. Вот как можно проинсценировать явление «Иммунитета». (Эрлих и Мечников – лауреаты Нобелевской премии по вопросам иммунитета, отдыхают… А мне бы хотелось посмотреть!!!)

Вот текст на слайде . Стиль сохранён.

Действие: девочки- клетки не спеша прогуливаются, беседуют. Тут на них налетает хулиган. Который начинает их пинать. Щекотать(болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок(клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой участкового полиции. Полицейский смотрит на хулигана, делает запись в протоколе( определяет вид инфекции) и передает информацию в полицейский участок, где свою очередь дежурный ,анализируя сложившуюся ситуации вызывает бойцов спецназа( антитела), которые надевают на упирающегося хулигана наручники и уводят его. (Соответствует ли возрасту восьмиклассников это действо? Но по замыслу автора несомненно современно – игровая технология!!!)

                         Возникла и структура «современного» урока

    Урок начинается с того, что учитель предлагает детям угадать тему урока, основной вопрос , сформулировать цель урока. Сразу же вспоминается сказка, в которой надо идти туда,не зная куда.Надо быть великим мастером, приложить много сил, чтобы осуществить задуманное, чаще всего неосуществляемое, по-научному правильное целеполагание. Как можно сформировать цель того, что не знаешь? А урок уже идёт, теряются драгоценные минуты… Цель ещё можно сформулировать, если ученики видят тему урока

      Второй этап урока , изучение нового материала, чаще всего проходит в форме работы в группах. Использование групповой работы автоматически не делает урок современным и эффективным. У групповой работы есть и всем хорошо известные минусы - дисциплина, включение в работу всех участников группы и усвоение ими знаний и умений, оценивание каждого ученика. Работой в группах создаётся внешняя активность, не гарантирующая усвоения знаний. И надо быть большим мастером, чтобы методически правильно организовать подобную работу.

      Этап закрепления знаний или отсутствует, либо проводится в форме игры или сочинения синквейна. Хотя более полезными были задания для размышления, когда можно и нужно использовать полученные знания в новых ситуациях. (см приложения по вопросам размышления по темам «Кровообращение» и «Дыхание».

      В заключении урока учитель проводит рефлексию. Чаще всего ученики дают эмоциональную оценку урока: понравилось –не понравилось, интересно – неинтересно, легко – трудно. Хотя рефлексия - это прежде всего анализ достигнутых в ходе урока результатов в соответствии с поставленной в начале урока целью.

       Вот такова среднестатистическая структура современного урока, сформированная не на научной основе, а по публикациям в печати или сети Интернет. Представьте себя в роли ученика на 7 таких уроках, 7 целеполаганий, 7 рефлексий. Лучше выбрать смайлики, чем отвечать письменно на ряд вопросов по прошедшему уроку. Помня слова Высоцкого: «Я не люблю, когда мне лезут в душу…», иногда полезней просто отпустить учеников.

     Учителя, размещающие свои материалы, хотят показать свою инновационность по максимуму. Потом их опыт (иммитационный рефлекс у нас ещё сохранился…) перенимают другие, чтобы уроки соответствовали требованиям ФГОСов. Вот так и появляются уроки-клоны….

       Поддерживаю мнение автора статьи, что урок следует оценивать не по перечню признаков современного урока, а по реальным результатам. Разве можно будет назвать несовременным урок с ярким началом, с продуманным предметным содержанием, вызвавшем живой интерес? Современным будет и урок, при подготовке которого учитель думал не о модных инновациях, а о прокладывании маршрута работающей мысли ученика, приводящего к желаемому результату.

       По итогам международного исследования качества образования первой среди стратегий, дающих лучшие результаты, названо обучение, где учитель доминирует – учитель объясняет материал. Снижение среднего балла сопряжено с частым использованием дискуссий и дебатов.

                  Так с чего же начинать вам? Рискну дать свои советы…

     Чтобы построить здание, необходим прочный фундамент. Для вас это будут результаты первого года труда. Вы пройдёте программу или её часть, пропустите её через себя, увидите сильные и слабые стороны, а через результаты учеников оцените свой труд, свои достижения и промахи. Не пытайтесь слепо копировать чужой труд, брать чужие наработки, созданные для программы других авторов, для других учеников…

      Чья песня вам понравиться больше – соловья или скворца? Скворец-пересмешник, его песня собрана из окружающих звуков, из песен других птиц, у него нет своей песни. А что бы петь соловьём , на первых порах надо опробовать известные методы и формы работы и выбрать те, которые вам посильны, составить из них свой комплекс,с которым можно добиться результатов со своими учениками.

                                                    Как подготовиться к уроку…

      Ещё до изобретения технологической карты, где просматривается в одной графе деятельность учителя, а в другой – деятельность ученика, при подготовке урока я начал использовать достаточно простую схему подготовки урока и его последующего анализа. Прочитав материал учебника, формулировал цель урока, исходя из темы, а потом его задачи. Образовательная обязательна должна включать актуализацию прежних знаний в ходе опроса. Особое внимание тому материалу, на основе которого будут формироваться новые понятия и способы действий. Развивающая определяет формирование новых умений и навыков и совершенствование имеющихся. Внимательно продумывается и воспитательная задача, решаемая использованием предметного содержания урока.

      Далее начинается отбор содержания материала, при этом важно помнить, что для решения задач урока текста учебника будет мало. Предпочитаю получать дополнительные знания не из Интернета, а из книг. Из научных – достоверные факты, из научно-популярных - стиль изложения, умение доступно изложить сложное. Яркие, необычные факты вызывают интерес, а интерес – надёжный путь к успеху в учебной деятельности. При изучении паукообразных можно предложить сравнить прочность нитей одинакового диаметра из паутины, шёлка и стали. Удивительно, но самая прочная нить паутины!!!

      От основных вопросов урока переходим к методам и приёмам, которые явлются их составными частями. Напротив каждого элемента содержания прописываем используемые методы и приёмы. Следим за их разнообразием, ибо для человека однообразие - дело скучное, а природа не терпит однообразия. Учитель должен помнить, что обучение основано на безусловном ориентировочном рефлексе с центрами в среднем мозге, а это рефлексы на новизну. При этом надо думать не об инновациях, а о ходе мысли ученика. Надо быть просто хорошим рассказчиком, уметь оперировать интересными фактами, не переставляя удивлять учеников. Учитель сейчас не единственный, но вечно уникальный, источник информации, с яркой живой речью, с реальным доброжелательным общением.

      В 11 классе при повторении материала по теме «Дыхание» задаю вопрос о его значении. Знаю, что ответ будет на уровне ученика третьего класса. В 10 классе мы изучали этот вопрос подробно, но всё забыто. Или просто ученики не умеют воспользоваться своими знаниями в новых ситуациях.

      Предлагаю опуститься на уровень 5 класса, где впервые начинаем разбирать этот вопрос. Идём от жизни. Зимний поход в лес. Холодно. Хочется тепла. Что сделать, чтоб согреться? Мнения разные. Подвожу разговор к костру . Инстинктивно, но руки сами тянутся к огню. Горят дрова, при этом выделяется энергия – тепло. Вот такие маленькие костерки горят медленно и постоянно в наших клетках, выделяя необходимую энергию.

       Важно не утонуть в обилии информации, поэтому отбор должен быть жёстким. Должно что-то остаться не только в душе, но и в голове. Материал работает стимулом мысли ученика, является путеводной трассой. Своих учеников я сравниваю с саночниками. Толчок в начале урока – и они придут туда, куда приведёт их собственная мысль. Проложить надо правильно, чтобы ученик пришёл к тем результатам, которые запланированы. Прокладывая, думаю не только о том, что буду делать я, главное – ученическая мысль.

     Такие же требования к дидактическим средствам. Не нужно к каждому уроку презентацию как основу урока, не обязательно обилие наглядности. Категорически против безликих видеоуроков. Всё должно быть конкретно и связано с реальными учениками, с их совместной с учителем деятельностью.

      Структура урока выстраивается при отборе содержания урока. Остаётся сделать главное – проверить соответствие содержания материала, методов и приёмов, дидактических средств, структуры занятия поставленным целям и задачам. С таким планом подготовки сначала работать трудно, потом – проще. Схема будет работать на автомате….

                 И снова возвращаюсь к уроку. Ярким должно быть его начало….

      Урок «Образование условных рефлексов». Прошу,обращаясь у ученикам, реагировать сдержанно, на уроке у нас гость. Сажаю на стол морскую свинку. Прошу наблюдать за её поведением. Свинка сначала сидит неподвижно, озираясь по сторонам.Потом стремится спрятаться. Но главное -не поведение свинки, а настроение учеников. Свинка успокаивается. Начинаю кормить её морковкой. Наблюдаем пищевые рефлексы. Теперь усложняю опыт. Вместе с подачей морковки начинаю постукивать по столу. Повторяю так несколько раз, жевательные движения свинки сопровождаются постукиванием. Морковь не даю, а после постукивания свинка совершает жевательные движения. Условный рефлекс выработан!!! Используя опорную схему, объясняю его механизмы.( См. приложение – Опорная схема «Нервная система»)

        Закон Моргана – труднейший материал. Делаю вступление с информацией о том, что у мухи дрозофиллы всего 8 хромосом, а генов более 10 тысяч. Не может быть, чтоб каждый ген располагался в своей хромосоме, как при независимом наследовании признаков. А как же? Ответ ясен – группами по несколько в одной хромосоме. Вызываю к доске двух учеников. Один решает задачу при условии, что гены не сцеплены, а второй – сцеплены. Причём, решаем задачи в хромосомном изображении.

       В первом скрещивании наблюдаем единообразие гибридов, а во втором результаты разные. Закон выведен учениками у доски на уроке после сравнения результатов!!! Мне остаётся только сформулировать его. Знакомлю с результатами дальнейших опытов, результаты получаем иные. Записываем результаты (генотипы)в хромосомном изображении. Всегда находится кто-то, вспоминающий кроссинговер при овогенезе , чем и объясняются другие результаты. ( См приложение –Материалы к уроку «Закон Моргана»)

        По ходу урока направляю и стимулирую мысль учеников, задавая неожиданные вопросы. Мендель провёл скрещивание гороха с жёлтыми и зелёными семенами, всё потомство только с жёлтыми. Какой вопрос возник у Менделя? ( И сразу таинственная тишина…) И что он сделал, чтоб ответить на него?

        Теперь представьте, что вы на уроке по теме «Полёт птиц». Можно включить видеофрагмент с полётом птицы. Это красиво. Мы поступим проще. Предлагаю детям сделать бумажный самолётик и провести  испытание этого летательного аппарата. В воздух взлететают разноцветные самолёты. Сказочный миг урока!!! А потом – разбор полётов с заполнением опорной схемы…

       Биология – предмет, несущий много информации. Запомнить всё невозможно, важно научиться выстраивать логику знания. А это процесс длительный. 5 класс для этого процесса самое подходящее время. Начинаем учиться работать с текстом, при этом отвечая на два вопроса – 1.О чём я прочитал? (одним предложением). 2.Что именно об этом я прочитал? 

       На первой странице рабочей тетради записываем определение анализа и сравнения.Учу составлять аналитические схемы с соблюдением правил анализа. Сначала выделяем крупные части, а затем детали. Идёт обучение составлению вопросов. В более старших классах появляются задания по составлению и решению познавательныхх задач. Предлагаются ситуации, на основании которых нужно составить вопросы и найти на них ответы, используя имеющуюся информацию. Задание сложное, требующее совместной работы учеников и учителя. (см. Приложение – Вопросы для размышления)

      Умению мыслить, развитию монологической речи помогают опорные схемы. С каждым годом, хоть уже и не работаю, разрабатываю и добавляю новые. Опорные схемы включают в себя материал целой темы, которую мы начинаем разбирать блоками. На схеме «Образование условных рефлексов» рядом со значками ставим цифры, отображающие ход мысли и рассказа.

       Отдельные элементы схем помогают сложное объяснить просто,  легко запомнить. Сложно запомнить круги кровообращения человека. Раньше рисовал круг, делил его на 4 части, соответствующие камерам сердца, потом стрелочками показывал движение крови из желудочков в предсердия. На рисунке получалось зеркальное изображение сердца, что немного сбивало учеников с правильной мысли. Поэтому предлагал приложить рисунок к груди и убедиться, что всё правильно. И вдруг понял, что можно поступить ещё проще. Надо просто приложить к груди сложенные крест на крест руки. Локти – желудочки, кисти – предсердия. С правого желудочка до левого предсердия – малый, с левого желудочка до правого предсердия – большой круг кровообращения.

     Скорость крови в разных участках кровяного русла можно изобразить в виде кривой взмахом руки. (такая кривая на схеме). Ученикам видно, как меняется скорость. Есть и объяснение причин изменения скорости, но не все замечают это. Тогда приходится вспоминать горные реки с узким руслом и быстрым течением и сравнить их с равнинными реками. (См. Приложение – Опорная схема «Кровообращение»)

      У начинающих учителей порой возникают проблемы с дисциплиной. Как решить этот вопрос? Однажды я оказался на уроке своей ученицы. Обычный класс, только что пришедший с перемены. Учитель ждёт тишины,класс ещё не успокоился. Но есть ученики, которые готовы. «Иванов, садись… Петрова садись … Сидорова, садись… В классе внезапная тишина. Здравствуйте, садитесь!» Просто, без крика и шума…

      Когда я сейчас беру ученика, сразу рассказываю ему о том, что мне надо от него. Нужно, чтобы он вошёл в круг –работа –успех –интерес – снова работа. Когда вход осуществлён, когда круг замкнулся, начинается учение с увлечением, с интересом. Как ни странно, но развитию интереса способствует и правильно организованный контроль знаний. Всегда практиковал небольшие самостоятельные работы на аккуратных листах. 3 конкретных вопроса по теме на 10-15 минут. Ответы краткие, по сути вопроса. Отрабатывается письменная речь, умение правильно и кратко ответить на поставленные вопросы. После проверки никогда не выдавал работы, а сохранял их до конца учебного года. Но каждому можно было посмотреть свою работу. При несогласии с оценкой предлагал ученику дать правильный ответ и обещал сразу исправить оценку, если ответы будут правильными. Работы сохранял и для родителей, чтоб показать истинные знания ребёнкапри возникновении вопросов.

      Попробуйте спросить у своих учеников о том, какое у них главное право.Ответы бывают разными. Но никто никогда не говорил, что у каждого ученика есть право на ошибку. И возможность её исправить…

      Всегда стремился использовать опрос как непосредственное средство развития познавательного интереса. Поэтому и появились интеллектуальные игры на уроках повторения и обобщения. С помощью своих учеников создал комплекты игр с презентациями и выпустил две последние книги. Алгоритм игр един, меняется предметное содержание. Традиционно урок начинается с конкурса капитанов, а заканчивается биоаукционом. Есть ещё «Кроссворд», «Подсказка» и «Акула». К этим урокам я не даю задание, ученики сами готовятся.Всем хочется победить, а для этого нужны знания, умения применять их в новых ситуациях. Для учеников это не урок, а игра!!!

      Для меня это урок обобщения и повторения, урок пополнения знаний (и своих!) и умений, урок работы в команде. Это уроки открытий талантов учеников. На следующий урок обязательный тест-контроль по теме с использованием шаблонов для ответов. Тесты не с просторов Интернета, а мои, для моих учеников, в соответствии с программой.

     Когда ученики спрашивают меня о том, как я помню всё, я отвечаю просто: «А вы прочитайте параграф 40 раз…» А потом добавляю: «А вот как вы помните?» И перечисляю школьные предметы. Учёба – это каторжный труд, особенно для добросовестных учеников. Но у неё есть один важный эффект – внезапный, неожиданный успех.

      Сделайте так, чтоб ваши ученики чаще попадали в такие ситуации. А успех ученика – это успех учителя, его награда. Поэтому желаю вам успехов в благородном и благодарном нашем труде!!! А потом благодарные ученики прочитают вам эти стихи

                                Ирина Львова.   Блестящий учитель

     Календарь удивленно листает страницы.
День Учителя снова, ребята, у нас.
Пусть во сне вам сегодня жар-птица приснится.
Ну, а завтра ее вам  подарит ваш класс.
Солнце вам подмигнет - неплохая примета,
Да еще если встанете с левой ноги.
Вы - чудесный учитель, запомните это,
И у вас несравненные ученики.

Пусть душа ваша петь никогда не устанет,
Потому что под песню приятнее плыть.
 Хорошо ведь увидеться с Сашей и Таней
 И чему-нибудь все-таки их научить.
Ну а грусть далеко, далеко - это где-то,
 А пока что глаза веселы и мягки.
Вы - прекрасный учитель, запомните это,
И у вас превосходные ученики.

Не волнуйтесь, по полочкам все разложите,
Цель урока - добро, запишите в свой план.
И пятерки, пятерки, пятерки дарите.
Остальные отметки несвойственны вам.
Вам опять не уснуть, вам опять до рассвета
 То задачки решать, то дарить всем стихи
Вы - блестящий учитель, запомните это,
И у вас бесподобные ученики.

Источник:

https://ug.ru/sovremennyj-urok-mify-i-realnost-vsegda-li-modnoe-i-populyarnoe-okazyvaetsya-effektivnym/

Приложения

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/masterklass_po_teme_yavlenie_stceplennogo_nasledovan_225608.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/voprosi_dlya_razmishleniya_po_teme_dihanie_220542.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/voprosi_dlya_razmishleniya_po_teme_krovoobrashenie_225815.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/masterklass_po_teme_yavlenie_stceplennogo_nasledovan_225608.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_145344.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_obuchayushih_kartochek_po_biologii_pri_i_205805.html





t1671305287aa.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо! Прочла на одном дыхании! Замечательная работа, Евгений Алексеевич!

18 December 2022

Спасибо,Марина Юрьевна!!!!

18 December 2022

Спасибо, спасибо! Актуально и содержательно! Браво, Евгений Алексеевич!

18 December 2022

Спасибо, Наталия Алексеевна, за такие слова!!!

18 December 2022

Это Вам спасибо, что по-прежнему в нашем строю! И продолжаете активную педагогическую деятельность!

18 December 2022

Евгений Алексеевич, спасибо за интересный и полезный материал! Вам, человеку с большим педагогическим опытом, надо издавать методический материал. Такого грамотного материала очень не хватает для молодых специалистов!

18 December 2022

Спасибо, Елена Гаврииловна! У меня уже издано 4 книги. Сейчас есть мысль создать творческий клуб "Молодой учитель".Думаю, что получится, а желающие обязательно найдутся. Пусть у меня не хватает теоритических знаний, но есть педагогическая интуиция. Знаю как делать,но не могу объяснить с научной точки зрения. Среди моих учеников много хороших учителей...

18 December 2022

Евгений Алексеевич, Ваш опыт будет востребован не только среди молодых коллег! Ваша эрудиция, высокая эффективность педагогической деятельности, компетентность, неординарность мышления, педагогический такт, и просто человеческое обаяние давно уже оценили коллеги на портале! Желаю Вам исполнения всего задуманного!

18 December 2022

Огромное спасибо, Раиса Поликарповна! Я всегда говорю, что пришёл на Землю делать добро. Теперь я оказался востребованным для образования города, а не только для образовательного пространства пространства взрослых.В пятницу у нас в городе открывают центр общения ветеранов, наш клуб пригласили на торжественное открытие. Готовим выставку творчества членов клуба.Сейчас сажусь за презентацию к игре "Чёрный Кролик водяной мчится, дверь ему открой!!!" Если надо,пришлю для Ваших внуков

18 December 2022

Центр общения ветеранов - это приятный подарок к Новому году! Евгений Алексеевич - Вы мудрый, добрый человек и замечательный педагог! Ваш бесценный педагогический опыт - это методическая копилка для коллег! От души желаю Вам здоровья, удачи, достатка, новых позитивных впечатлений от жизни!

19 December 2022

Cпасибо! Вы так добры ко мне!!!!

19 December 2022

Евгений Алексеевич, спасибо за интересную статью! Уверена, что молодым и опытным педагогам она нужна.Мне поучили подготовить интеллектуальную игру для учителей нашего района. Тоже стараюсь.

2 June 2023

Галина Геннадьевна! Добрый вечер! Если нужна помощь - обращайтесь! Или возьмите мою любую игру

2 June 2023

Евгений Алексеевич, спасибо, помощь нужна! Не могу составить вопросы для что? где? когда? по современно школе.

3 June 2023

Галина Геннадьевна! А Вы попробуйте составить их с юмором по типу "Верите ли вы, что современная школа... " по типу "Да или нет" , или с тремя ответами А) это Ваша школа Б) это школа, в которой Вы учились В) эта школа, в которой Вы хотите поработать. Или "Презентации на каждом уроке - это признак современной школы. Или В современной школе речь учителя, его объяснение материала - главный источник знаний. И пусть не будет однозначных ответов. Главное - они встревожат мысли учителей, создадут положительный эмоциональный фон.

4 June 2023