Семинар – практикум для педагогов «Современный ребенок в информационной среде»
Цель: формирование понимания необходимости и возможности применения современных методов, приемов и технологий для эффективного взаимодействия с воспитанниками.
Задачи:
- выделить основные условия информационной среды, влияющие на развитие детей;
- рассмотреть психологические особенности современного дошкольника с позиции педагога, родителя, ребенка;
- мотивировать педагогов на использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном пространстве;
- предложить рекомендации для эффективного взаимодействия с воспитанниками.
Ход семинара.
Педагоги при входе выбирают карточку-цветок одного из цветов (красный, желтый, синий).
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на нашем семинаре. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет полезной и интересной.
Перед тем, как мы начнем, я хочу предложить вам посмотреть видеоролик (просмотр видеоролика "Сравнение технологий прошлого и настоящего времени", ссылка в перечне литературы).
О чем вы подумали, посмотрев этот ролик? (ответы педагогов).
Разные поколения отличаются друг от друга. Что же изменилось? Современный мир непрерывно меняется. Скорость этих изменений постоянно возрастает. Сегодня современный ребенок сталкивается с высокотехнологичными достижениями фактически с самого рождения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, интернет-ресурсы. По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями.
Давайте выделим основные изменения условий, влияющих на развитие ребенка.
Работа фронтальная. На доске фиксировать высказывания педагогов.
Опишите условия, в которых родился и развивается современный ребенок?
– век цифровых технологий;
– век интернета – доступность информации, доступность виртуальных коммуникаций, неограниченный поток информации;
– товаронасыщение (можно купить все);
– разнообразие социальных групп, иногда с асоциальной направленностью;
– высокая скорость и большой объем информации, которые вдут к ускорению восприятия, снижению памяти, внимания;
– сокращение временного ресурса;
– идеализация и трансформация личности в интернете;
– духовно – нравственные ценности общества, в котором развивается ребенок;
– непосредственно духовно – нравственные ценности родителей.
Также нельзя исключать и постоянные условия, в которых родился ребенок: семья, общество, знаковые исторические события в государстве и мире.
Вывод:
Таким образом, наши дети родились в той среде, которую сформировали мы, взрослые. Фактически современный ребенок – это «продукт» нашего общества.
Кроме того, информационная среда – это объективная реальность, которая влияет на современного человека, меняет мир, продолжает развиваться, и мы никак не сможем повлиять на нее, изменить ее.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать, необходимо, прежде всего, понять, чем современный ребенок отличается от нас? Разобраться: какой он?
4. Работа в группах: создание «портрета» современного ребенка с позиции педагога, родителя, ребенка. Обсуждение.
Сейчас каждая группа попытается создать индивидуальный портрет современного ребенка, перечислив его особенности:
1 группа (красный цвет) – с позиции педагога: «Вы педагоги, опишите современного ребенка, вашего воспитанника, перечислив его качества».
2 группа (желтый цвет) – с позиции родителя: «Вы родители, опишите какие они современные дети, что вас радует в них, что огорчает».
3 группа (синий цвет) – с позиции самого ребенка («Представьте себе, что вы – современные дети, опишите себя»).
На работу в группах у вас 7 минут.
Часть 2. Оцените и отметьте зеленым цветом позитивные на ваш взгляд качества; красным цветом – «проблемные» качества (создающие трудности при взаимодействии).
Прошу каждую группу представить нам свой портрет современного ребенка.
Вывод: Давайте сравним эти портреты. Мы видим, что они кардинально отличаются друг от друга. А ведь мы говорим об одном ребенке со своими позитивными и проблемными для нас, взрослых, качествами. А такой он, потому что вырос в тех условиях, о которых мы говорили в начале. Существует так называемая теория поколений, представленная на слайде. Это объективная реальность. Мы ее изменить не можем.
Но при этом, наша задача: знать об особенностях современных детей, принять их и учитывать в своей работе для эффективного взаимодействия.
Есть к тому же и субъективные факторы, с которыми может и должен работать педагог, используя информационно – коммуникативные технологии, современные методы и приемы обучения.
Существует такое понятие, как медиаграмотность дошкольника – это, по О.В.Куниченко, совокупность умений восприятия, интерпретации и оценки медиатекстов мультфильмов, позволяющих преобразовывать воспринимаемую аудиовизуальную информацию в вербальную с целью обогащения личностного опыта
Важно учитывать особенности взаимодействия дошкольников с цифровыми технологиями
«Естественная среда обитания»
Игровые мотивы
Отсутствие опыта и критического мышления
Недостаток саморегуляции
Взрослый – проводник в мир цифровых технологий
Какие формы взаимодействия с воспитанниками, на Ваш взгляд, необходимо использовать современному педагогу? Поделитесь опытом, какие методы Вы используете в работе уже сегодня? (Обсуждение)
Рассмотрим еще несколько рекомендаций для работы с современными воспитанниками:
Быть в курсе новых технологий и включать в работу современные виртуальные образовательные технологии («Виртуальная экскурсия», «Web – kvest», участие в онлайн – конкурсах, онлайн – олимпиадах)
Педагогам необходимо использовать не только стандартные практики, но и применять элементы виртуальной реальности – виртуальное обучение, виртуальные образовательные технологии, информационные модели, динамические модели, виртуальные модели, технологии обучения.
Использовать возможности сети Интернет, современных инструментов коммуникации.
Среда социальных сетей является референтной для современных детей, в связи с чем необходимо использовать возможности данных площадок. В социальных сетях возможно создание образовательных групп, обсуждений, работа над проектом. Педагогам необходимо уметь пользоваться видео – связью, современными социальными сетями и мессенджерами, в которых есть возможность просмотреть сообщения мгновенно.
Педагог не только имеет свою страничку в социальных сетях, но и умеет грамотно применить онлайн общение. Например, в виде видеолекции, конференции, интересной рассылки, выкладывание полезной информации на сайте и др.
Формировать мотивацию обучения через интерес к деятельности как к процессу. Ребенок должен понимать практическую пользу знаний. Для этого можно использовать такие приемы, как «Привлекательная цель», «Отсроченная отгадка», «Прогнозирование», «Автор», «Профи», «Кумир», «Верные – неверные утверждения», «Лови ошибку», «Посмотри на мир чужими глазами», «Баскет-метод», «Своя опора», «Повторение с расширением», «Свои примеры», «Повторение с одновременным контролем».
Большой интерес дети проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ребенка.
Поддерживать коммуникации внутри педагогического сообщества для обмена современными технологиями, средствами и приемами.
Вывод: Меняется мир, меняются дети, и это влечет за собой изменения как роли педагога, так и методов его работы. Современному ребенку нужен современный педагог.
В заключение нашей встречи предлагаю посмотреть еще один видеоролик (Современный педагог. Кто это? Мнение эксперта по современному образованию Татьяны Долганенко, ссылка в перечне литературы).
Для Вас подготовлены памятки с рекомендациями эффективного взаимодействия с воспитанниками в информационном пространстве. (Раздать)
Большое всем спасибо за работу!
Литература
- Ю. В. Батенова Информационное пространство современного дошкольника: психологический подход // http://f.kemrsl.ru:8081/iap/Nandigram/psychpedt/Sovremennyy%20doshkolnik/Batenova.pdf
- Воронкова, Р. В. Ребенок-дошкольник в современном цифровом мире: значение и возможности использования информационно-коммуникационных технологий // Педагогическое мастерство: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16674/
- Горвиц Ю.М, Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5 — с.92–95
- Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. Пособие для педагогов ДОУ. М.: 2011.- с.10.
- Кротова Т.В. Цифровые и медиа кометенции современного педагога ДОО.-М.: МПГУ Факультет дошкольной педагогики https://preschools.ru/files/AAA/preschools/Krotova/26_07_2022_krotova.pdf
- Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника //М.: Новая школа, — 2011. — с. 128.
- Новоселова С. Л. Проблемы информатизации дошкольного образования // информатика и образование. — 2010. № 2. — с. 91–92.
- Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — с. 67–69.
- Смирнова Н. Н. Влияние гаджетов на развитие детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — № 48.1 (234.1). — с.35–36.
- Современный педагог. Кто это? Мнение эксперта по современному образованию Татьяны Долганенко // https://www.youtube.com/watch?v=G6CWAEkVvxo
- Сравнение Технологий Прошлого и Настоящего Времени // https://www.youtube.com/watch?v=0SAftE14e9A
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: текст документа. Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Презентация "Современный ребенок"PPTX / 839.95 Кб