Семинар-практикум на тему «Непопулярные дети в дошкольном социуме (обществе)»

3
0
Материал опубликован 7 November 2019 в группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной республики

№34 "Жемчужина"


Непопулярные дети в дошкольном социуме (обществе)


                                                              Семинар-практикум

Практического психолога

                                                                ГБДОУ ЛНР №34 "Жемчужина"

Дисько Екатерины Юрьевны


г. Алчевск

Цель:

Формирование представлений о взаимосвязи поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов коммуникативной компетентности дошкольника, как основного фактора определяющего избирательные привязанности дошкольников в группе сверстников;

Закрепление знаний воспитателей о формах проявлений поведенческих, эмоциональных и когнитивных характеристик у непопулярных детей;

Повышение знаний воспитателей об эффективных методах коррекционной работы и основных стратегиях психолого-педагогической помощи непопулярным детям.


План проведения семинара:

Приветствие

1.Теоретическая часть.

1.1.Психологический портрет непопулярного ребенка.

1.2.Причины непопулярности детей среди сверстников.

2.Психологический практикум.

2.1.Оценка неблагополучия ребенка в группе.

2.2.Решение и обсуждение практических ситуаций.

2.3. Игры на коррекцию и развитие коммуникативной сферы дошкольников

3.Подведение итогов.

3.1.Рекомендации для воспитателей «Основные стратегии психолого-педагогической помощи непопулярным детям».


Приветствие

Здравствуйте, рада приветствовать вас в нашем дошкольном учреждении, а знакомиться мы с вами будем необычно, а при помощи упражнения «Закончи фразу….»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу:

«Никто в группе не знает, что я...»

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Такие игры вы можете проводить со своими детьми. Они помогут развитию речи детей, умению анализировать свои поступки, составлять адекватную самооценку, развивать навыки общения и т.д.


 (Слайд )                                                         Помогая детям преодолевать трудности, мы

                                                                    всякий раз сотворяем своего рода чудо. Это

                                                               результат совместных усилий педагога и

                                                                       детей, маленькое произведение искусства, в

                                                                создании которого все принимают участие

                                                           подобно музыкантам одного оркестра.

                                                                                                                         К. Фопель

(Слайд )

Группа детского сада – первый социальный опыт ребенка, и от того, как сложатся отношения с первой в его жизни общественной формацией, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. Но по какому принципу распределяются роли в коллективе, и как можно повлиять на скрытую иерархию? 

В группах старшего возраста внимательному педагогу видно, что одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. В связи с этим выделяется несколько статусов детей.


(Слайд ) Статусы детей

Предпочитаемые(звёзды) – те дети, которые находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за внешние данные, обаяние, быстрое реагирование в разных ситуациях и лояльность, за уверенность, способность без колебаний брать на себя ответственность, не бояться риска.


Принятые – особенно не выделяются, простые и открытые для общения, им доверяют, с ними советуются, хотят играть, хотя никакими сверх способностями они не обладают.


Отверженные – непринятые в игру, они часто чувствуют равнодушие или неприязнь одногруппников.

Изолированные – это тихони, которых не видно и не слышно, они не участвуют в общих играх, отказываются от всего, что им предлагают, если такой ребенок не пришел в детский сад, его отсутствия могут не заметить.


Анализ исследований показывает, что в основе избирательных привязанностей детей лежит уровень сформированности коммуникативной компетентности. В старшем дошкольном возрасте это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, саморегуляция своего поведения(умение сдерживать себя, не смотря на внешние раздражители), развитие толерантности (терпимости), эмпатии(чуткости, сопереживания).


(Слайд ) Понятие "коммуникативная компетентность "

включает следующие компоненты.

I. Поведенческий отражающий способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности… .


II. Эмоциональный включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников.


III. Когнитивный (познавательный) связанный с познанием другого человека. Данный компонент включает способности встать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми, и т. д. Обычно эти способности выражаются термином "социальный интеллект "


Сегодня мы более подробно поговорим о проблеме отверженных и изолированных детей, которых внимательные педагоги выявляют методом наблюдения на основе эмоциональных, поведенческих и социальных характеристик вышеперечисленных компонентов.


(Слайд ) Поведенческие характеристики


(Слайд ) Типы поведения дошкольников


1. Пассивный тип ребенок лишь физически присутствует рядом с другими во время игры, но фактически в ней не участвует.


2. Уступающий тип ребенок практически не проявляет своей инициативы, но поддерживает инициативу товарищей; охотно берет на себя эпизодические роли, не претендуя на главные, в случае конфликтов всегда уступает и не настаивает на своем.


3. Организующий тип характеризуется высокой активностью в игре. Ребенок часто вносит предложения, следит за соблюдением правил, за выполнением замысла, предпочитает главные роли, но в случае необходимости соглашается и на второстепенные.


4. Руководящий тип отличается самой высокой инициативностью. Такие дети всегда начинают игру сами, сами распределяют роли, причем себе берут только главные (на второстепенные не соглашаются), доказывают свое превосходство и пытаются постоянно руководить другими. Если с ними не соглашаются, шумно обижаются, отказываются от игры, доказывают свою правоту.


Среди непопулярных детей по этим показателям отчетливо выделились две полярные группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой.


(Слайд ) Формы поведения, на которые следует обратить внимание в

повседневном наблюдении за детьми, могут быть следующими.

Если ребёнок:

1. Играет в одиночестве

2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4. Играет только с одним и тем же партнером

5. Не отходит от воспитателя, избегая других детей в группе

Или:

6. Вступает в конфликт с другими детьми

7. Ссорит, обижает других детей

8. Плачет

9. Жалуется воспитателю

10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т. п.)


1.Некоторые из форм поведения (включая №7 и №10) могут встретиться и в жизни вполне благополучного ребенка. Если эти формы поведения проявляются не слишком часто и не вместе с остальными, это не должно вызывать у воспитателя слишком большой тревоги. Они просто требуют определенного вмешательства (коррекции поведения ребенка и помощи ему) со стороны взрослого.


(Слайд ) Эмоциональные характеристики. 
(Слайд )

Одни, почти всегда безразличны к деятельности сверстников, другие проявляют навязчивое вмешательство ("смотри, как надо делать правильно, рисуй, как я«, у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") .

Одни, безразличны к положительным оценкам сверстников, другие проявляют неадекватные реакции. ("у него все равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше").

Осуждение и отрицательные оценки детей, одним – не интересны, а у других- вызывают активное согласие и нескрываемую радость. 

Одни, вяло и безропотно реагируют на просьбы сверстников и их предложения, другие, вступают в споры и противостояние, не могут бескорыстно поделиться тем, что нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости)


(Слайд ) Когнитивно-социальная характеристика

(Слайд )

Нарушены навыки самообладания

Не умеют подчинить себя обстоятельствам

Не могут решать проблемы мирным путём и находить конструктивный выход в

спорных ситуациях

Не способны принять точку зрения другого человека

Нарушены процессы саморегуляции

Неадекватная самооценка


В процессе общения у непопулярных детей вырисовываются их индивидуальные портреты с близким по духу типом поведения и соответствующей эмоциональной окраской:


(Слайд )

Агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают.


Застенчивые дети, сюда можно отнести пассивных, необщительных, замкнутых, неуверенных детей, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят). Отличаются повышенной чувствительностью к оценке окружающих и обостренным ожиданием этой оценки. Удача на короткое время успокаивает их, но в случае неудачи обостряется всплеск робости и смущения. Ребенок неуверен в своих действиях и в их оценке. С одной стороны он хочет привлечь к себе внимание, с другой стороны, боится выделиться из толпы.


(Слайд )

Дети с ярко выраженными эгоистическими и демонстративными (эгоцентрическими) наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение.


Обидчивые дети

Это проблемные дети, они обижаются с поводом и без повода, отравляя жизнь себе и другим. Ведь непрощенные обиды разрушают дружбу. Обида начинает проявляться в пятилетнем возрасте, так как в этом возрасте возникает потребность в признании и уважении сверстника. Феномен обиды – способ самоутвердиться.


(Слайд )

Дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения проявляют стремление к одиночеству, тягу к уединению или наоборот не умеют выслушать постоянно перебивая, нарушая процесс осуществления сотрудничества с ними


(Слайд )

Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями - «не-такие-как-все».


Новенькие дети, входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники - всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие одногруппников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха, никто не заметит, что его нет в группе. Это ранит не меньше, чем травля.


(Слайд )

На социометрический статус ребенка влияет оценка социального окружения:

привлекательный (не привлекательный) внешний вид;

обладание заманчивыми игрушками, предметами;

оценка близких взрослых и воспитателей.

Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении.


(Слайд )

Непопулярному ребенку достаточно трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Наша основная задача – помочь социально непопулярным детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей.


Но, так как решение любой проблемы лучше искать эмпирическим или опытным путём. Давайте проанализируем некоторые педагогические ситуации и найдём пути их решения (Перед тем, как вы приступите к работе, послушайте некоторые советы)


(Слайд )

Советы по рассмотрению педагогических ситуаций и поиску их решения:

Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно

представить обстановку, действующих лиц.

Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.

Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.


Раздаются ситуации

(Слайды по ситуациям и решениям)

Ситуация 1

В группе детского сада есть ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает.

Вопрос: Как помочь мальчику войти в детское общество? (найти способ повернуть детей к ребёнку)


Решение:

- выявить способности мальчика, значимые для других детей;

- подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

- поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

Научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.


Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

Вопрос: Как сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребёнка, двигательную и волевую регуляцию?


Решение:

- познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений

юмористического характера.

- тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

- отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он

видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно

действует на ребенка.

- установить правила поведения на занятиях и предупредить о последствиях их

несоблюдения.

Для усиления эффективности можно использовать игровые упражнения. Например: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего.


Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

Вопрос: Как научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе? (научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах).


Решение:

- выявить причину неуверенности в себе;

- научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы

своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

- повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

- подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

- одобрять инициативу.

Идеальный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.


Ситуация 4

В группу детского сада, в уже сформировавшийся коллектив пришёл новый ребёнок. Мальчик слегка зажат, не проявляет инициативы в общении. Дети не принимают новичка, он для всех как невидимка.

Вопрос: Как заинтересовать детский коллектив и вовлечь ребёнка в новый социум?


Решение:

Необходимо активнее вовлекать такого ребёнка во все события группы, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в группу. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям. Можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.


Ситуация 5

Коля – мальчик подвижный. Его руки все время чем-то заняты. Он хватает все попавшиеся на глаза предметы. Мальчик постоянно что-то чертит карандашом, его все время посещает множество идей, которые он стремится тут же высказать. Коля– непоседа: во всем он хочет поучаствовать, все попробовать, но очень быстро бросает начатое дело и хватается за новое.


Вопрос: Как дисциплинировать непоседу?


Решение.

проводить игры на развитие воли, усидчивости и терпения( «Найди отличия», «Соедини точки», «Мозаика», настольные игры;

- учить соблюдать границы времени (песочные часы, часы, звук сигнала)

коллективные игры с соблюдением правил;

- опосредованное воздействие при чтении и разбора сказок соответствующего

содержания, таких как «Умей обождать» К.Ушинского, «Всему свой срок» Э.Шило

Это можно объяснить преобладанием у мальчика процесса возбуждения над торможением. Но это может быть связано и с тем, что Мишу пока еще не приучили сосредоточенно заниматься одним делом довольно длительное время. Превратить непоседу в тихоню не удастся, но можно и нужно помочь ребенку овладеть своим поведением, своим телом, своей энергией. Необходимо научить ребенка давать выход своей энергии там, где это нужно, и сдерживать себя в ситуациях, которые этого требуют.
Повышенную активность не сдерживайте, а направляйте в нужное, разумное русло.


Ситуация 6

Ребенок, приходя домой из детского сада, жалуется на то, что с ним не хотят играть дети в группе. Родители поинтересовались, с чем это связано. Воспитатель, наблюдая за ребенком, приобщая его к совместным играм с другими детьми, заметил, что он все время хочет быть на первых ролях. Всем играющим говорит, что они в игре жульничают, играют не по правилам, делает всем множество замеча­ний. В ответ на это дети отказываются с ним играть. Педагог заметил также, что в большинстве случаев воспитанник не прав.


Вопрос: Как помочь ребёнку включиться в игровой процесс?


Решение

проанализировав претензии по отношению к другим детям, провести

разъяснительную беседу;

участвовать во всех играх детей строго следя за выполнением их правил;

поощрять играющих добрыми словами, похвалой.

 Демонстративные дети часто страдают от трудностей в общении. У них не­достаточно развита произвольность поведения. Дополнительную помощь в решении проблемы может оказать проведение с детьми группы специальных коммуникативных игр.


(Слайд)

Рассмотрев и проработав предложенные ситуации и наметив педагогические пути их решения, нужно помнить, что основной вид деятельности для дошкольников это игра. Существуют игры, которые будут вам полезны в коррекционной работе с детьми. Их проведение включает ряд этапов. Сейчас мы познакомимся с содержанием этапов, а так же узнаем правила некоторых игр и поиграем.


Игры на коррекцию и развитие коммуникативной сферы дошкольников

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает либо стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут снять этот страх. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в другом только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Помогут такие игры, как: Добрые волшебники, Волшебные очки, Комплименты, Царевна Несмеяна и т.д.


Игра «Волшебные очки»

Взрослый торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае, если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторения одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.


Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему или когда в их руках он видит привлекательные для себя игрушки. Задача педагога в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание такого ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом тут является воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому уподоблению -важный шаг к становлению чувства общности и причастности. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Вот некоторые из них. Испорченный телефон, Зеркало, Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем, Эхо и т.д.


Игра «Зеркало»

Перед началом игры проводится разминка. Воспитатель становится перед

детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети их воспроизводят. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди выступает перед остальными. Один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши, или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, насколько хорошо работает зеркало. Показателями правильности зеркала является точность и одновременность движений.

Если зеркало искажает изображение или опаздывает, оно испорченное (или кривое).

Паре детей предлагается потренироваться и починить испорченное зеркало. Показав 2-3 движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.


На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако приведенные выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера.

Игры: Мозаика в парах, Рукавички, Рисуем домики

Рукавички

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным не закрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать числу пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.


Прежде чем раздать рекомендации, которые обобщают весь материал по теме и помогут вам правильно выстраивать работу в группе с детьми, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.


РАЗДАЧА РЕКОМЕНДАЦИЙ (ПРИЛОЖЕНИЕ)


Основные стратегии педагогической помощи непопулярным детям

1.    Переориентация недоброжелательного отношения к нему детей, изменение социальных установок и выработка системы положительных оценок. Научить детей видеть в сверстнике достойного партнера, радоваться успехам других, восхищаться личными качествамидетей,развивать социально-перцептивные качества: рефлексию, эмпатию, идентификацию. 

2.  Важно переориентировать самовосприятие самого ребенка: вызвать интерес к своему внешнему виду (одежде, прическе, и др.), личностным достоинствам. Поэтому первостепенное значение здесь имеет активно-положительное отношение педагога к детям, который обнаруживает и демонстрирует самому ребенку его положительные качества.

3.  Внимание педагога направлять на внутренние переживания ребенка, использование эмоционального комментария взрослым всего происходящего, что поможет ребенку эмоционально откликнуться на происходящее. Предложить ребенку самому стать комментатором наблюдаемых игр сверстников, их споров, конфликтов.

4. Чтение художественной литературы, рассматривание картинок, где отмечаются с помощью вопросов взрослого особенности проявлений человеческих взаимоотношений, способы взаимодействия людей. Таким образом, ребенок косвенно приобретает опыт коммуникативной деятельности. Включать ребенка в условия реального общения с наиболее доброжелательными детьми, поддерживая все попытки общаться.

5.  Создать ситуацию успеха для детей и сделать их заметными для сверстников.

6. Обогащать представления детей о собственно игровой деятельности: привлекать внимание к сюжетам игр, содержанию игровых действий, последовательности, к игровым умениям сверстников, их веселому жизнерадостному настроению. Обучать детей реализации игровых замыслов, выполнению игровых действий (вначале в игре-занятии с воспитателем), формировании умения сосредотачиваться на своей роли, использовать по назначению игрушки, стимулировать ребенка к придумыванию собственной игры. Необходимо научить детей понимать замысел товарища, рассказать о своем, планировать совместную игру, определять последовательность действий.

7.  Предложить ребенку ведущую роль в игре, но при этом он должен быть точно осведомлен взрослым о функции его роли и вытекающих правилах, о главной и промежуточной целях совместной игры.

8.     Расширять контакты детей, выявляя партнеров со схожими интересами.

9.  Включать дошкольников в различные виды социально полезной деятельности при одновременном формировании положительного отношения к ней и закреплении положительных переживаний, связанных с успехом в деле на общую пользу. Мотивация: помощь другу, помощь своей группе, судья конфликта. Главное, чтобы ребенок реально проявил социально значимое качество.

10.  Формировать положительное  общественное мнение детской группы.

11. Обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения отрицательных персонажей литературных произведений, мультфильмов. Упражнять ребенка в применении этически ценных норм взаимоотношений, научить его использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов.

12. Прием моделирования совместной деятельности, где ребенку предоставляется возможность быть режиссером и строить, например, систему взаимоотношений героев сказки. Упражнять в этически ценных формах общения, в таком поведении, которое бы никого не оскорбляло, не унижало, не приводило бы к конфликтам.

13.   Утешение, сочувствие, помогает ребенку избавиться от чувства вины, гнева, смущения, беззащитности.

Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" ребёнке

привлекательные стороны, посмотреть на него другими глазами.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.