"Семья и семейные ценности"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗУГРЭССКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №31»
Совместное коррекционно-развивающее занятие
учителя-логопеда и педагога-психолога
«Семья и с семейные ценности»
СОСТАВИЛИ
педагог-психолог: Шахова Л.А.
учитель-логопед: Беличенко Е.Ю.
г. Зугрэс, 2024 г.
Цель: путем взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной образовательной деятельности с детьми стимулировать речевое и познавательное развитие детей с нарушением речи и создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, способствовать эмоциональной близости детей и родителей.
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
• Обобщение и систематизация знаний о семье.
• Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
• Учить образовывать существительные дательного падежа.
• Развитие ориентировки на листе бумаги.
• Развивать мелкую моторику рук.
Коррекционно-развивающие.
• Создавать положительный эмоциональный контакт с детьми, добрую атмосферу на занятии.
• Систематизировать знания детей о семье, об отношениях, учить соотносить внутреннее состояние членов семьи с их поступками.
• Развивать умение анализировать, планировать, составлять рассказы по воображению.
Осуществлять диагностический компонент внутрисемейных отношений,
способствовать эмоциональной близости детей и родителей.
Развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в семье.
Оборудование: предметные картинки, интерактивный стол-песочница, ортопедический модульный коврик, балансировочная дорожка, игрушка барабан-сортер, записи музыкальные, доска Бельгоу, нейровосьмерка, клей, цветной картон, бумажные заготовки, мяч.
Форма занятия: групповая (6 человек)
Ход занятия
1.Введение в тему.
Логопед: Здравствуйте, ребята! К нам приехали гости. Давайте поприветствуем их!
Сегодня у нас необычное занятие, мы с Людмилой Александровной и с вами решили немного попутешествовать. Подскажите нам, какой сказочный транспорт вы знаете? (ответы детей: ступа Баба Яги, избушка на курьих ножках, метла, Летучий корабль)
- Мы предлагаем полетать на ковре-самолёте. (ковёр и из массажных квадратов.)
Мы летим под небесами,
Над дремучими лесами,
Мы все сильные и смелые,
Весёлые, умелые.
(ходят в чешках по массажным коврикам)
Дети «приземляются» и на полянке видим «цветик – семицветик»:
Как здорово мы с вами полетали! Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Психолог:
Ой, ребята, а что это за дорожка? (Балансировочная дорожка для координации движения)
Куда она ведёт? Давайте по ней аккуратно пройдём, стараясь не коснуться пола и посмотрим, куда она нас приведёт?
Что это? Да, это цветок, но необычный, на каждом лепестке для вас загадка. Попробуем отгадать? ( педагог предлагает ребенку взять лепесток называя цвет).
1 лепесток. П. (розовый)
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая... (мама)
2 лепесток. Л. (синий)
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш... (папа)
3 лепесток .П. (желтый)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
4 лепесток Л. (зеленый)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
5 лепесток П. (оранжевый)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
6 лепесток Л. (белый)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
7 лепесток П. (красный)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Дети вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь? (о семье)
Психолог:
А сейчас, посмотрите пожалуйста на экран (слайд с эмблемой года семьи в РФ).
Что вы видите на рисунке? Правильно, на рисунке изображена семья.
2024 год в России объявлен годом семьи.
Ребята! А кто является членами семьи? (ответы обучающихся). Правильно, это наши близкие: бабушка, дедушка, мама, папа, дети.
В семье старшие заботятся о младших, учат их житейским премудростям, младшие уважают старших, все трудятся на благо своей семьи. А в свободное время все собираются вместе и весело отдыхают.
Вот и мы сегодня потрудимся, и отдохнем, ведь наша школа – это тоже большая, дружная семья.
II. Основная часть.
Логопед: Представим себе, что мы (внуки) приехали в деревню, к бабушке и дедушке.
1. Артикуляционная и дыхательная гимнастика с играми на звукоподражание.
Мы приехали в деревню. Воздух здесь свежий и чистый, слышен аромат цветов и трав (дыхательная гимнастика). Пролетели жуки: «ж-ж-ж-ж», зазвенел комар: «з-з-з-з-з». Бабушка и дедушка вышли нас встречать, улыбнулась бабушка (упражнение «Улыбка»), потянулась поцеловать (упражнение «Трубочка»), улыбнулся дедушка (упражнение «Улыбка»), потянулся поцеловать (упражнение «Трубочка»). Во дворе привязан пес. Он громко залаял: «Гав, гав, гав!» Дед крикнул: «Замолчи!». Пес сначала оскалился (упражнение «Оскал»), показал зубы (упражнение «Заборчик»), а потом обиделся и спрятал губы (упражнение «Спрятали губы»). На крыльце сидела кошка, она промяукала: «Мяу-у-у-у, мяу-у-у-у». Но тут из-под крыльца запищал мышонок: «Пи-пи-и, пи-пи-пи!», кошка рассердилась («Киска сердится») и бросилась его ловить.
А нас пригласили нас в дом. На столе ароматные блины: раз – блинчик, два- блинчик, три блинчик (упражнение «Блин»). Бабушка налила всем чай. (упражнение «Чашечка»). Чай горячий, надо его остудить. Давайте подуем тихонько. Дедушка принес клубничное варенье (упражнение «Вкусное варенье»).
Психолог: После чаепития вышли мы во двор. Во дворе Дедушка показал нам животных и рассказал, чем они питаются. Давайте проверим. ( на столе игрушка баран –сортер с нарисованными домашними животными )
2.Игра «Что кому?»
Косточка - собаке, Овес – лошади,
Морковь – кроликам, Молоко – кошке,
Сено – корове, Зерно – курам.
Логопед: Ребята! Давайте поможем старшим по хозяйству и заодно разберемся кто чем действует. Посмотрим на экран и составим предложения по картинкам на слайдах.
3. Игра “Кто чем действует”
Папа и сын пилят (чем?) пилой.
Бабушка режет капусту (чем?) ножом.
Мальчик копает грядку (чем?) лопатой.
Дед колет дрова (чем?) топором.
Мама гладит (чем?) утюгом.
Девочка подметает пол (чем?) веником.
Психолог: К нам в гости собрались соседки. Хорошей традицией семьи являются гостеприимность. Приготовим угощение для наших гостей, поможем бабушке.
4.Физкультминутка «Помощники»:
Тесто круто замесили (Сжимают и разжимают кулачки.)
Ух-ты! Ух-ты! (Хлопки прямыми руками перед собой - «тарелочки».)
Сковородки накалили (Трут ладонь о ладонь горизонтально.)
Ух-ты! Ух-ты! (Хлопки – «тарелочки».)
Ладушки, ладушки (2 хлопка перед собой.)
Мы печём оладушки! (Переворачивание ладоней вверх- вниз.)
Ладушки, ладушки (2 хлопка перед собой.)
Помогаем бабушке! (Прижать руки к груди, наклон вперёд, руки в стороны.)
Логопед: Ребята! Мы прекрасно провели время у наших бабушки и дедушки. А теперь вернемся в нашу школу и поработаем.
5. Игра «Чьи вещи?» - употребление существительных дательного падежа;
- упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
(в песочнице лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)
- Пока мы были в гостях, кто-то потерял в нашей песочнице вещи. Давайте
найдем и скажем, кому из членов семьи надо отдать эти вещи.
- Эти духи отдадим маме, это мамины духи.
Газету – папе, папина газета
Очки – дедушке, дедушкины очки
Фартук – бабушке, бабушкин фартук
Куклу – дочке Тане, Танина кукла
Кубики – сыну Саше, Сашины кубики
Психолог: У меня в руках мячек. Передавая его по кругу, расскажите, какая у вас семья?
6. Игра «Подбери признаки - (какая у вас семья?)»
большая (маленькая) работящая
дружная заботливая
трудолюбивая хорошая
добрая весёлая
строгая здоровая
крепкая
Логопед: Ребята, а теперь нам надо выполнить следующее задание. Стоя на балансире нам надо проговорить четко и правильно чистоговорки.
Лю-лю-лю – маму очень я люблю
Ду-ду-ду – с мамой я домой иду
Ат-ат-ат – папа чинит самокат
Ок-ок-ок – бабушка вяжет носок
Сы-сы-сы – есть у дедушки усы
На-на-на – мамочка всего одна.
А сейчас немного усложним, стоя на балансире в руках держим лабиринт и катаем шарик, но, надо стараться чтобы он не упал. Проговаривать надо четко и правильно
Та-та-та – у нас дома чистота
Ты-ты-ты – поливаю я цветы
Ать-ать-ать – я пойду сейчас гулять
У-у-у – а я к мамочке иду
И-и-и – были мы у бабушки
Ы-ы-ы – это я, а это мы
Психолог: Ребята, вот и подходит к завершению наше путешествие. А знаете ли вы, что есть праздник, который так и называется - День семьи, любви и верности. У праздника очень нежный символ — цветок ромашки.
Почему символ праздника - ромашка? Это самый известный и самый распространенный цветок, а День семьи, любви и верности отмечается в самую цветущую летнюю пору. Отмечая этот праздник, мы говорим о любви и верности в крепкой семье, и ромашка с множеством лепестков как раз и напоминает нам такую семью.
Давайте сделаем красивую открытку:
7. «Семейная ромашка»
Используемые материалы
1. Картон цветной.
2. Заготовки кружков из бумаги жёлтого цвета (серединка ромашки) .
3. Длинные полоски белой бумаги (лепестки ромашки) .
4. Клей, кисточки для каждого ребёнка.
5. Бумажные салфетки.
Изготовление открытки
1. Концы длинных полос белой бумаги склеиваем на концах. Получаются
«петельки» - лепестки ромашки. Один желтый кружок приклеиваем на середину картона, на него наклеиваем «петельки»- лепестки ромашки, сверху приклеиваем желтую серединку.
Теперь эти открытки мы подарим нашим гостям.
Логопед: Именно в кругу родных людей мы находим понимание и поддержку, любовь и заботу, чувствуем себя раскрепощенными и защищенными.
Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, нужно его поддерживать. И дарить своим близким любовь, терпение, уважение и понимание.
8. «Зонтик настроения»
Психолог: Ребята, мы с вами сегодня путешествовали справлялись с различными интересными заданиями и вот пришло время узнать с каким настроение вы вернулись из путешествия. И в этом нам поможет «Зонтик Настроения» (рефлексия).
Список используемой литературы:
1. А.Кузнецова "Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет"
2. Минаев В.А. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры."
3. Хухлаева О.В. "Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет".
4. Е.С.Анищенкова "Исправление звукопроизношения у детей".
5. О.Жукова "Большая книга по развитию речи".
6. Методические рекомендации к курсу внеурочной деятельности "Семейные ценности".