12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыкова Альбина Фирдаусовна608
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Семья и школа: проблема непонимания. Решение: методика общения, игровой метод и формы мастер-класса и семинара

На сегодняшний день существует множество проблем в отношениях между семьёй и школой. Их основная причина кроется в доступности информации и уверенности людей, в рассматриваемой ситуации, родителей, что они, владея ею, вполне могут ориентироваться в образовании и воспитании своих детей, соответственно, вести свою воспитательную политику и рекомендовать, а порой и указывать педагогическим работникам, что делать при возникновении проблем в детском коллективе. Ситуация усугубляется тем, что зачастую родители не воспринимают рекомендаций педагогов и психологов, т.к. уверены, что нет ничего, что бы они сами не смогли разрешить, прочитав пару научно-популярных статей по проблеме. К тому же у обеих сторон хорошо развито критическое мышление, которое не позволяет каждой из них принимать любые слова за истину, но подвергать их сомнению. Вследствие этого возникает крайне серьёзная проблема непонимания между родителями и школой, которая мешает плодотворному сотрудничеству между данными участниками учебно-воспитательного процесса.

Однако нет проблем без решения, которое, как правило, кроется в их очаге. Если родители воспринимают слова педагога скептически, то необходимо сделать так, чтобы они приняли их за правду и поверили в их рациональность. Для этого может подойти методика общения, апробированная и представленная Адель Фабер и Элейн Мазлиш в их книге «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили». Форма их работы – мастер-классы и семинары с родителями по проблемам переходного возраста детей. На совместных встречах авторы используют игровой метод, в частности ролевой игры, где исполняются две роли: родитель и проблемный подросток. При этом необязательно роль подростка исполняется родителем, хотя от него исходит посыл, на разрешение какой проблемы необходимо направить встречу, соответственно, он ближе всего может передать речь ребёнка для понимания сути ситуации.

В ходе игры разыгрывается конфликтная ситуация, в которой могут оказаться родитель и подросток, например, нежелание подростка садиться за уроки из-за их большого объёма. Игра проходит в 3 этапа. Первый – это представление в диалоговой форме типичного разговора, который может состояться в рассматриваемой ситуации. Причём, если роль подростка отдана ведущему мастер-класса, то каждый из родителей имеет право по очереди дополнить реплики исполняемой им роли родителя, и наоборот. В конце участники делают вывод о сути проблемы, а слыша друг друга со стороны, начинают понимать, как недейственны их слова в общении с ребёнком, как много в них порой авторитаризма и неуважения, нежели понимания и терпимости. Это вызывает вопрос «Как же быть?».

Второй этап – представление эталона. Ведущий встречи раздаёт участникам комиксы, на которых представлено, как следует вести разговор с подростком в данной проблемной ситуации. Участники молча просматривают и прочитывают их, размышляя про себя об их эффективности.

Третий этап – проверка действенности эталона в ситуации постановочного общения. Эта стадия также предполагает примерение на себя ролей, но уже с применением реплик образца и обязательной рефлексией.

Наконец, после мастер-класса родители имеют возможность удостовериться в действенности реакций на провоцирующее на конфликт поведение подростка на практике. Но это уже не игра, а ситуация реального общения с ребёнком. После участники встречи встречаются вновь и обмениваются впечатлениями от применённых знаний на практике.

Секретов успеха данной методики общения через ролевую игру несколько. Первый состоит в том, что она неконтролируема на первом этапе, т.е. родители имеют возможность в свободной форме высказать свою проблему. Игра раскрепощает их, т.к. участники понимают, что сейчас играют роль, а чтобы им поверили, нужно максимально реалистично представить ситуацию. Люди, которые реально хотят решить свою проблему в общении с подростком, включатся в данную активность, пусть даже изначально она им покажется глупой затеей.

Второй залог успеха - в её поэтапном обсуждении, анализе, вслух и про себя. Из описания хода игры выше видно, что каждый этап оканчивается небольшим выводом. Такое постоянное обсуждение проблемы и её решений делает родителей активными участниками по поиску выходов из неё. И это выливается в третий секрет успеха данной методики - родителям не даётся эталон поведения при данной проблеме как не поддающийся сомнению, а, наоборот, как тот, что требует апробации, сначала среди товарищей по несчастью, таких же родителей, затем, уже с большей уверенностью, на детях. То, что родители опробовали на себе, они охотнее перенесут в практику своей жизни, не воспринимая рекомендации как нечто враждебное, ведь они сами были активными участниками их обсуждения и претворения в жизнь, пусть изначально и в игровой форме.

Конечно, книга представляет опыт работы в США, с американскими родителями и их проблемами с подростками. Но среди них нет таких, с которыми не встречались бы родители и педагоги в России: грубость подростка, нежелание идти на контакт, лень, ранние отношения с противоположным полом, вредные привычки и др. И если методика общения, представленная Адель Фабер и Элейн Мазлиш работает в Америке, то почему бы не опробовать её и в России. Скажем, при проведении родительского собрания использовать игровой метод, направленный на апробацию решений проблемы. Только здесь рационально добавить ещё один этап между первым и вторым - самостоятельный поиск путей выхода из проблемы с использованием приёма, например, мозгового штурма, что позволит родителям действительно почувствовать себя авторами решений. Соответственно, третий этап – сравнение собственных предложений с эталоном, а четвёртый - проигрывание образца. Родительское собранием с применением такого активного метода как игры, наверняка, будет иметь положительный эффект, по крайней мере, пройдёт более живо, задействуя каждого.

Таким образом, отличие от авторской методики общения может быть представлено в следующей таблице:

Этап

Методика общения А. Фабер и Э. Мазлиш

Расширенный вариант методики общения А. Фабер и Э. Мазлиш

1.Представление проблемы в форме диалога между ребёнком и родителем (взрослым).
2.Представление эталона решения проблемы.
Самостоятельный поиск путей выхода из проблемы родителями.
3.Проверка действенности эталона в ситуации постановочного общения.

Сравнение собственных идей с эталоном решения проблемы.

4.
Проверка действенности эталона в ситуации постановочного общения.

Автор данной статьи надеется, что данная методика общения с применением игрового метода поможет разрешить проблему непонимания между семьёй и школой и поспособствует более открытому отношению сторон учебно-воспитательного процесса друг к другу, предполагающему принятие чужого мнения, пусть и не всегда созвучного с собственным.

Садыкова Альбина Фирдаусовна,

учитель английского языка

I категории МБОУ «Гимназия №6 им. Габдуллы Тукая»


Список литературы​​​​​​​

Фабер А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили/ Адель Фабер и Элейн Мазлиш; [пер. с англ. Д. Куликова]. – М: Эксмо, 2010. – 240 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.