Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью «Как повысить интерес детей к чтению?»
Всероссийский конкурс для педагогов на лучшую статью «Как повысить интерес детей к чтению?»
Семья приобщает, а школа сопровождает!
- именно такой мне видится формула роста интереса детей к чтению, значит, и формула успеха читающих школьников. Каждый ребенок в познании мира не может не использовать одно из величайших изобретений человечества – книгу. И пусть сегодня, в двадцать первом веке, книга все чаще электронная, привычка читать зарождается в ребенке в первые годы его жизни, чтобы с годами превратиться в устойчивую потребность еще юной личности в получении из книги новой информации, новых переживаний и чувств, вопросов и поиска ответов на них. Если в семье не принято читать, обмениваться мнениями о прочитанной книге или увиденном фильме, откуда в ребенке возникнет желание прочесть, осмыслить, подумать, обсудить?
Как и когда возникает тяга к чтению? Об этом я недавно спросила лицеистов - восьмиклассников. Ответы школьников оказались ожидаемыми, практически все сказали, что в раннем детстве любили не просто слушать сказки и рассматривать красочные иллюстрации, а довольно рано научились читать.
О тех сверстниках, кто не читает книг, а проводит все свободное время в Интернет-играх и прогулках, говорят, как показалось, сопереживая возникающим проблемам в общении и обучении своих одноклассников.
Когда у Катюши появилась идея провести в своем классе опрос о книгах, жанровых предпочтениях и проблемах в чтении, я обрадовалась. Самой захотелось узнать, какие же книги они предпочитают, как часто в их руках появляется не просто школьный учебник, а художественная литература.
А на какие интересные вопросы отвечали респонденты. «Часто ли вы читаете текст и не вникаете в его смысл?», «Сделайте свой выбор: чтение или компьютер, если есть свободное время». Рада, что 60 % респондентов выбрали чтение. Вопрос «Сколько книг Вы прочитали в этом, 2019 году» заставил и меня вспоминать…
На одной из перемен провели опрос, некоторые его результаты представлены в диаграмме:
Пожалуй, ответы на вопросы, сформулированные подростком, сразу расставили приоритеты, порадовав меня позитивным отношением к чтению. Как здорово, что школьники читают с пониманием того, что книга - источник знаний и добра, житейской мудрости и пищи для размышлений.
Что делаю я, учитель, для того, чтобы у одних разбудить желание прочесть интересную, научно-познавательную статью в журнале, другим – посоветовать книгу, которая была интересна мне.
На уроках стараюсь приводить примеры из жизни инженеров, изобретателей, ученых. Помню, как удивлены были дети, когда рассказала, что и в нашем городе есть гиперболоидная ажурно-металлическая башня, построенная Шуховым В.Г. А рассказ на занятиях внеурочного объединения об архитекторе Ишунине М.Н. стал отправной точкой для исследовательской работы о "ваятеле бетона".
Когда появляются у меня новые книги физико-технического направления, обязательно несу их в школу. Тогда на переменках мы устраиваем выставку новых книг, многие из них в такие дни забираются детворой для изучения, другого слова и не скажешь, домой.
Обсуждение самых интересных фактов, примеров проходят у нас активно, весело, эмоционально. Не только дети, и я узнаю много нового, полезного, интересного. Всегда рады и приветствуют появление на занятиях новых одноклассников участники нашего объединения. Ни для кого не секрет, что читающие дети интеллектуально богаты, общительны, открыты. Им по плечу оказываются победы в творческих конкурсах и олимпиадах по физике, достижения в спорте и лидерство в классе.
Подобно тому, как человечество в своем развитии прошло великий путь от использования примитивных орудий труда к созданию искусственного интеллекта, каждый человек идет к своим вершинам тропой или широкой дорогой, в том числе и через мир книг. Какой будет эта стезя, определяется семьей в раннем детстве, а школа лишь помогает, направляет, сопровождает. Учитель в таком интеллектуально-нравственном сопровождении - первая скрипка.
Уважаемые эксперты. Не обращалась к источникам, поэтому их и не указываю.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Спицына Любовь Ивановна
владимирович
Спицына Любовь Ивановна
Ватолина Светлана Анатольевна
Спицына Любовь Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Порошина Ольга Анатольевна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Спицына Любовь Ивановна
Голдина Лилия Вильевна
Спицына Любовь Ивановна