12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Софья167
Сокольникова Софья Борисовна
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Сенсомоторная коррекция в практике логопеда.

У всех людей есть свои особенности. Кто-то постоянно путает лево и право, кому-то трудно запоминать информацию на слух, для кого-то тяжело читать большие объёмы текста и структурировать информацию. Бывает, что когнитивные функции (память, внимание, мышление, речь и другие) в порядке, но почему-то трудно приспособиться к условиям на работе, есть проблемы в личной жизни или в семье. И причина таких трудностей, часто - особенности работы нашего мозга.

Головной мозг – совершенный биологический компьютер. Однако и в его работе бывают «поломки» и ошибки, с которыми, конечно, можно успешно жить: учиться, работать, строить отношения.

Многое было бы иначе, если бы в детстве мы могли как-то компенсировать эти особенности. Кому-то стало бы гораздо легче учиться в школе и в институте. Кому-то было бы достаточно получаса на прочтение самой трудной научной статьи. Кто-то стал бы гораздо лучше ориентироваться на местности. А кто-то без проблем ориентировался бы в социальной жизни, не страдая от хронической усталости и головной боли после дня, проведённого на работе с большим количеством людей.

Причины как «мелких», так и крупных сбоев в работе головного мозга. Они могут быть совсем незначительными и не мешать нормальной жизни (не слишком хорошая память, к примеру, или неспособность делать «сто дел» одновременно). Но в детстве эти сбои очень часто ведут к нарушениям развития. Именно сенсорные (восприятие) и моторные функции психики, плюс способность всем этим сознательно управлять, - являются базовыми. Если их формирование было нарушено, то это повлечёт за собой проблемы в «высших» сферах: так, у ребёнка с плохой координацией движений может быть смазанная, нечёткая речь.

Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на тело ребёнка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе обследования, динамического наблюдения. Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля. Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления). Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только). Формируется правильное взаимодействие рук и ног. Развивается слуховое и зрительное внимание. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Если мы возьмём строение коры головного мозга, то сенсорная и моторная зона находятся рядом. Моторная зона расположена перед центральной бороздой. Она контролирует произвольные движения тела. В теменной зоне, отделенной от моторной зоны центральной бороздой, находится участок, отвечающий за прием сигналов от рецепторов поверхности кожи тела человека и ощущения движений тела.

Если рассматривать три блока мозга по А.Р. Лурия, воздействие происходит на уровне 1и 2 блока (торможение, возбуждение, приём, хранение и переработка сенсорной информации).

По Н.А. Бернштейну мы работаем на уровне подкорки: уровни А, В и С.

Сенсомоторная коррекция показана при таких видах нарушений: расстройства аутистического спектра, нарушение сенсорной интеграции (восприятия), задержка психического развития, задержка речевого развития, алалия, дизартрия, синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы, дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения), детский центральный паралич, органические расстройства. Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера.

Коррекция вестибулярных ощущений – проработка глубокой чувствительности, регуляция хаотичных движений. Коррекция проприоцептивных, кинестетических ощущений – проработка движений и позы (на слайде). Можно использовать одни и те же упражнения, но при повышенной чувствительности – темп ниже, давление меньше.

При проведении игр следует соблюдать осторожность при длительности упражнений. Уважать реакцию и страхи ребёнка. Не перевозбуждать. Заниматься следует регулярно, но не обязательно в полном объёме, включать в свободные игры. Важно учитывать мотивацию ребёнка.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.