12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Беспалова Ксения Сергеевна359

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1

от 31.08.2020 г.



«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ с. Вадинск им. Левина


________________ / Беспалов С.А.


Приказ № 143 от 31.08.20 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

(общеинтеллектуальное направление)

«Школьное источниковедение»

9 класс






















Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Школьное источниковедение» для 8 класса создана на основе внеурочной деятельности МБОУ ООШ с.Вадинск им. Лёвина.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метапредметные результаты:

- регулятивные:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

- познавательные:

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры - основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

- коммуникативные:

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

узнавать об исторических событиях, жизни людей из исторических текстов, документов, карт и делать выводы;

учиться объяснять своё отношение к изучаемым событиям, к прошлому и оценивать правильность поведения людей в природе

уметь выделять важную историческую информацию из текстов для восполнения знаний об исторических событиях/явлениях.


Предполагается, что в результате изучения ученик научится:

иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

владеть планированием и постановкой эксперимента

- изучать историю России по письменным и вещественным источникам.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности:

(Всего 34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1. Терминология источниковедения (3 часа)

Историческая наука. Источниковедение как область исторического знания. Понятие об историческом источнике. Виды исторических источников: вещественные, этнографические, лингвистические, устные, письменные источники.

Классификация и характеристика письменных источников. Значение применения письменных документов в обучении истории.

Критика письменных источников: внутренняя и внешняя. Знакомство с технологией многоуровневого анализом анализа исторических документов.


Тема 2. Образование Древнерусского государства (3 часа)

Общая характеристика русских летописей. «Повесть временных лет» о возникновении Древнерусского государства и первых князьях. С.М. Соловьёв «О призвании варягов». В.О. Ключевский «Сказание о призвании князей». Н.М. Карамзин «Летопись о Ярославе», Русская Правда в краткой редакции.


Тема 3. Феодальная раздробленность (4 часа)

Законодательные источники. Социальная стратификация Киевской Руси по «Русской Правде».

В.О. Ключевский «Курс русской истории». Смещение центра русской государственности и колонизация. В.О. Ключевский об Андрее Боголюбском. «Слово о полку Игореве» (конец XII века).

Литературные памятники о Куликовской битве и её последствиях («Задонщина» Софония Рязанца, «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище»).


Тема 4. Московская Русь (4 часа)


К.фан- Кленк «Россия глазами иностранцев». Барберини Р. «Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г.». Судебник Ивана III. Судебник Ивана IV. Неофициальные источники. Заметки английского посла Д. Флетчера о царствовании Ивана Грозного. Смутное время в описании иностранцев (голландского купца Исаака Массы, саксонца Конрада Буссова и др.).


Тема 5. Россия в XVII веке (4 часа)

Соловьёв С.М. «Земские соборы». Соборное Уложение 1649 г. Костомаров Н.И. «Богдан Хмельницкий». Дипломатические документы. Письмо Богдана Хмельницкого Алексею Михайловичу с просьбой об объединении. Андрусовское перемирие между Россией и Польшей (1667 г.)

Тема 6. Россия в XVIII веке (4 часа)

Ключевский В.О. «Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи». Ключевский В.О. «О Петре». Соловьёв С.М. «Военные действия накануне Полтавской битвы». Ключевский В.О. «Наружность Петра». Текст кондиций. Ключевский В.О. «Характеристика Елизаветы Петровны». Ключевский В.О. «Просвещённый абсолютизм».


Тема 7. Оформление крепостного права (2 часа)

Оформление крепостного права: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. «Золотой век» русского дворянства: «Манифест о вольности дворянской» Петра III и «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II.


Тема 8. Россия в первой половине XIX века (4 часа)

В.О. Ключевский «О положении сельского хозяйства России в начале века». Из показаний П.И. Пестеля. Декабрист А.В. Поджио. Декабрист А.А. Бестужев. Декабрист Н.И. Тургенев. Из писем П.Г. Каховского Из записок И. Якушкина. А.с. Кайсаров «Об освобождении крепостных в России, 1806 г».. К.И. Арсеньев «Начертание статистики Российского государства». Отношение дворянства к отмене крепостного права. Б.С. Абалихин, Е.В. Тарле, А.З. Манфред, Н.И. Троицкий, А.П. Ермолаев, Наполеон, Л.Н. Толстой о Бородино.


Тема 9. Россия во второй половине XIX века (3 часа)

Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II (1899 г). А.Н. Энгельгардт «Письма из деревни». Из воспоминаний старого рабочего Е.И. Немчинова. Воспоминание И.Е. Репина о казни Д.В. Каракозова. Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1864 г. Из Городового положения. 1870г. М.А. Бакунин "Государственность и анархия". П.Н. Ткачёв «О ближайших целях революции».


Тема 10. Создание исследовательских проектов (3 часа)


Подготовка и оформление исследовательских проектов. Защита проектов-исследований.



Тематическое планирование с указанием кол-ва часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание

Рекомендуемые документы

Количество часов

1.

Терминология источниковедения источниковедение


3

2.

Образование Древнерусского государства

С.М. Соловьёв. О призвании варягов.

В.О. Ключевский. Сказание о призвании князей.

Н.М. Карамзин. Летопись о Ярославе

Русская Правда в краткой редакции.


3

3.

Феодальная раздробленность

В.О. Ключевский. Курс русской истории.

Смещение центра русской государственности и колонизация.

В.О. Ключевский об Андрее Боголюбском.

Слово о полку Игореве. Конец XII века.


4

4.

Московская Русь

К.фан- Кленк. Россия глазами иностранцев.

Барберини Р. Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г.

Судебник Ивана III.

Судебник Ивана IV

4

5.

Россия в XVII веке

Соловьёв С.М. Земские соборы.

Соборное Уложение 1649 г.

Костомаров Н.И. Богдан Хмельницкий.

4

6.

Россия в XVIII веке

Ключевский В.О. Задачи, стоявшие перед Россией накануне петровской эпохи.

Ключевский В.О. О Петре.

Соловьёв С.М. Военные действия накануне Полтавской битвы.

Ключевский В.О. Наружность Петра.

Текст кондиций.

Ключевский В.О. Характеристика Елизаветы Петровны.

Ключевский В.О. Просвещённый абсолютизм.

4

7.

Оформление крепостного права

Оформление крепостного права: Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. «Золотой век» русского дворянства: «Манифест о вольности дворянской» Петра III и «Жалованная грамота дворянству» Екатерины II.

2

8.

Россия в первой половине XIX века

В.О. Ключевский. О положении сельского хозяйства России в начале века.

Из показаний П.И. Пестеля.

Декабрист А.В. Поджио.

Декабрист А.А. Бестужев.

Декабрист Н.И. Тургенев.

Из писем П.Г. Каховского

Из записок И. Якушкина.

А.с. Кайсаров. Об освобождении крепостных в России, 1806 г.

К.И. Арсеньев. Начертание статистики Российского государства.

Отношение дворянства к отмене крепостного права.

Б.С. Абалихин, Е.В. Тарле, А.З. Манфред, Н.И. Троицкий, А.П. Ермолаев, Наполеон, Л.Н. Толстой о Бородино.

4

9.

Россия во второй половине XIX века

Из доклада министра финансов С.Ю. Витте Николаю II (1899 г).

А.Н. Энгельгардт. Письма из деревни.

Из воспоминаний старого рабочего Е.И. Немчинова.

Воспоминание И.Е. Репина о казни Д.В. Каракозова.

Из положения о губернских и уездных земских учреждениях. 1864 г.

Из Городового положения. 1870г.

М.А. Бакунин "Государственность и анархия".

П.Н. Ткачёв. О ближайших целях революции.

3

10.

Создание исследовательских проектов

Подготовка и оформление исследовательских проектов. Защита проектов-исследований.

3







Лист корректировки

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.