Программа «Система работы по колористике и творческому экспериментированию с цветом»

6
2
Материал опубликован 17 April 2021 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»



Система работы по колористике и творческому экспериментированию



Автор – составитель:

Белицкая Эльвира Михайловна

воспитатель высшей

калификационной категории








Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»



Система работы по колористике и творческому экспериментированию



Автор – составитель:

Белицкая Эльвира Михайловна

воспитатель высшей

калификационной категории























t1618688221aa.gif«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать свой результат и восхищаться достижением товарища. Вообще, опыт собственных открытий – одна из лучших школ»

Анатолий Шапиро.

Гипотеза:

Возраст 6-7 лет является очень важным периодом для развития у детей творческих способностей и раскрытия их творческого потенциала. Мало не мешать детям свободно самовыражаться в творческой деятельности, а нужно помочь им, воздействуя на них через определённые методы обучения, открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. В данный момент системы обучения детей дошкольного возраста основам колористики нет. Считаю, что система занятий, которую я разработала, будет способствовать решению этих педагогических задач и полноценному развитию творческих способностей детей, что приведёт к раскрытию их творческого потенциала.

Цель: Создание психолого – педагогических условий для раскрытия творческого потенциала детей 6 – 7 лет в процессе экспериментирования с цветом.

Задачи:

1.Познакомить детей с основами колористики; сформировать у них представление о многообразии цвета и его свойствах, об основных и дополнительных цветах спектра, сформировать навыки самостоятельного смешивания для получения производных цветов и оттенков.

2.Развить эстетические способности детей, способность видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства, познакомить их со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.), сформировать навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний.

3.Мотивировать детей к экспериментальной деятельности, развивать у них осознание собственной творческой индивидуальности и стремление её проявлять; развивать креативность детей, способствовать формированию индивидуального творческого стиля.

4. Воспитывать самостоятельность в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.

5.Создать условия для повышения компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей; создать мотивационную основу для активного участия родителей воспитанников в работе детского сада и группы.

Этапы овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментально- опытнической деятельностью с цветом



Ознакомительно- обучающий

Цель: дать детям представления о многообразии цвета и его свойствах; закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра, познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний; научить детей самостоятельному смешиванию и цветообразованию.

Ознакомительно- углубленный

Цель: вызвать устойчивое желание экспериментировать, развивать у детей осознание собственной творческой индивидуальности, стремление проявлять её в экспериментальной и творческой деятельности, создание ситуации успеха.

Ознакомительно- закрепительный

Цель: Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.























t1618688221ab.gif

Ознакомительно- обучающий этап деятельности

Тематические занятия «Путешествие в страну Акварелия»











Название ООД

Цель и задачи

Материалы для детей и педагога

Методы и приёмы

Знакомство со страной Акварелия

t1618688221ac.gif

Цель: закрепить представления детей об основных цветах и причинах, по которым их так называют

Задачи:

-формировать представления детей о трех основных цветах;

-дать представление о причинах, по которым их так называют;

- объяснить, чем они отличаются от других цветов;

-привлечь детей к творческой деятельности, используя для этого игровую мотивацию;

- совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности;



- побуждать детей к

самостоятельному выполнению задания;

- развивать творческий потенциал детей;

- вызвать интерес к деятельности.


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь желтого, синего и красного цвета, цветные карандаши, лист А4

Оборудование для педагога:

Сказка «3царевны», картинки по тексту сказки, кукла- художник, дневник наблюдений для показа способа зарисовки, гуашь 3 основных цветов, аудиосказка «Петух и краски»


сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, рассказывание сказки, показ картинок по ходу рассказывания, рассматривание, вопросы, ответы, физминутка «Художник», творческая деятельность, рассматривание готовых работ с анализом увиденного, подведение итогов, занесение результатов в дневники наблюдений .


Как царевны краски друг к другу в гости ходили.

t1618688221ad.gif


Цель: закрепить представления детей о красках основных цветов, дать представление о смешанных цветах первичного цикла.

Задачи:

- закрепить знание детьми основных цветов краски

-дать представление о смешанных цветах первичного цикла (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

- опытным путем показать способ их получения

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Как царевны-краски друг к другу в гости ходили», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение.


Цветные кляксы-жители страны Акварелия.

t1618688221ae.gif

Цель: закрепить представления детей о основных цветах, дать представление о осветлении цвета и получении разных по



интенсивности оттенков.

Задачи:

- закрепить знание детьми основных цветов краски

-дать представление о том, что такое оттенок

- опытным путем показать способполучения разных по интенсивности оттенков через осветление основного цвета

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Цветные кляксы- жители страны Акварелия», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации,самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение.


Как гномы радугу рисовали

t1618688221af.gif

Цель: закрепить представления детей о красках основных цветов, дать представление о смешанных цветах первичного цикла и оттенках.

Задачи:

- закрепить знание детьми основных цветов краски

-закрепить представление о смешанных цветах первичного цикла (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

-закрепить представление о оттенках, получаемых путём осветления цвета.

- опытным путем показать способ их получения

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Как гномы радугу рисовали», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение.


t1618688221ag.gif

Ознакомительно- углублённый этап деятельности.

Интегрированные ООД (теория + экспериментирование с выполнением творческого задания).









Интегрированные занятия





Название ООД

Цель и задачи

Материалы для детей и педагога

Методы и приёмы

Экскурсия в Третьяковскую галерею. К.Малевич «Чёрный квадрат»

t1618688221ah.gif

Цель: закрепить представления детей об основных цветах и способах получения темного цвета путем их смешивания между собой.

Задачи:

- познакомить детей с Третьяковской галереей, ее историей и назначением

- познакомить с картиной К.Малевича «Черный квадрат»

- раскрыть детям секрет картины

- опытным путем показать способ смешивания трех основных цветов для получения черного цвета

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь желтого, синего и красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Третьяковская галерея. Черный квадрат», палитра, гуашь основных цветов, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о секрете картины, проблемная ситуация- нет краски темных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений.


Государственный русский музей.

И.Айвазовский «Чёрное море»

t1618688221ai.gif

Цель: закрепить представления детей о способах осветления и затемнения цвета для получения новых нужных нам оттенков.

Задачи:

- познакомить детей с Русским государственным музеем, его историей и назначением

- познакомить с картиной И. Айвазовского «Чёрное море»

- раскрыть детям сюжет картины, обратить их внимание на цвета, которые использовал художник для передачи её настроения.

- опытным путем показать способ осветления и затемнения цвета с помощью гуаши белого и чёрного цветов.

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего и чёрного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Русский государственный музей.И. Айвазовский «Чёрное море»», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о сюжете картины, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений.



Музей имени Н.Рериха в Москве. Н.Рерих «Северный Тибет»







t1618688221aj.gif

Цель: закрепить представления детей о способах получения новых нужных нам цветов, и их оттенков.

Задачи:

- познакомить детей с музеем Н. Рериха в Москве, его историей и назначением

- познакомить с картиной Н. Рериха «Северный Тибет»

- раскрыть детям сюжет картины, обратить их внимание на цвета, которые использовал художник для передачи красоты гор.

- опытным путем показать способ получения бирюзового и лилового цвета

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего, зелёного, красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Музей Н. Рериха. Горы Н. Рериха»», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о картине, цветовой гамме, в которой она написана, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений.


Экскурсия в Музей космонавтики. Сияние Луны.

t1618688221ak.gif

Цель: закрепить представления детей о способах получения коричневого цвета из красок основных цветов, умение накладывать одну краску на другую.

Задачи:

- познакомить детей с музеем космонавтики в Москве, его историей и предназначением

- познакомить с экспонатами, которые в нём собраны.

- привлечь внимание к внешнему виду спутника Земли-Луны

- опытным путем показать способ получения коричневого цвета, путём смешивания основных.

- показать способ рисования светлого предмета на тёмном фоне.

-закрепить понятие «контраст»

- привлечь детей к творческой деятельности


Оборудование для детей:

Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего, желтого, красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Музей космонавтики. Сияние Луны», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о экспонатах музея, рассматривание картин художников с изображением Луны, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений.




t1618688221al.gif

Ознакомительно- закрепительный этап деятельности.

Творческие ООД с соблюдением заданных условий.











Пейзаж 3 основными цветами

t1618688221am.gif

Цель:-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 основными цветами +белый)

Задачи:

-мотивировать детей к экспериментальной деятельности

- побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков.

- сформировать представление о том, что художник использует цвет для передачи своего отношения к картине, для передачи состояния природы.

- привлечь детей к творческой деятельности

-развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля.


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь синего, желтого, красного и белого цвета, карандаш, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Какие бывают пейзажи», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


Одуванчики в солнечном свете

t1618688221an.gif

Цель:-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 цветами)

Задачи:

-мотивировать детей к экспериментальной деятельности

- побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков.

- Формировать умение передавать игру солнца на цветах одуванчиков;


- привлечь детей к творческой деятельности

-развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля.


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь синего, желтого и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Одуванчики под лучами солнца», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки и Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


Зелёный натюрморт

t1618688221ao.gif

Цель:

- привлечь детей к самостоятельной творческой деятельности с соблюдением определенных условий (рисование предметов одного цвета, но разных по тону и оттенку)


Задачи:

-мотивировать детей к экспериментальной деятельности- побуждать детей активно использовать уже знакомые приемы осветления , затемнения цвета и смешивания для получения новых оттенков.

- привлечь детей к творческой деятельности

-развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля.


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь синего, желтого и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Зелёный натюрморт», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки и Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


День и ночь

t1618688221ap.gif

Цель:

-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением некоторых условий (рисование в теплой или холодной цветовой гамме определёнными цветами)

Задачи:

- побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков.

-закрепить понятие «контраст»

- Формировать умение рисовать объекты в тёплой или холодной цветовой гамме;

- привлечь детей к творческой деятельности

- внести в творческую деятельность детей разнообразие


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Солнце и Луна», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


Рисуем настроение

t1618688221aq.gif

Цель: -привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 цветами +белый)

Задачи:

-мотивировать детей к экспериментальной деятельности

-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 основными цветами +белый)

- побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения нужных цветов и оттенков.

- сформировать представление о том, что художник использует цвет для передачи своего отношения к картине, для передачи своего настроения.

-развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого почерка.


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь синего, желтого, красного и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Наше настроение», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


Рисуем музыку

t1618688221ar.gif

Цель:

-Проанализировать уровень развития у детей творческих способностей, умение подбирать цвета и оттенки для отражения музыкального образа в рисунке в соответствии с характером музыки.

Задачи:

- побуждать детей слышать и изображать музыкальный образ в рисунке в соответствии с характером музыки.

- побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения нужных цветов и оттенков.

- привлечь детей к творческой деятельности

- проанализировать уровень развития у детей творческих способностей.


Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Д.Б. Кабалевский . Клоуны», кукла Незнайка.


Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.






t1618688221as.gif

Итоговое комплексное занятие по музыкальной деятельности с выполнением творческого задания с использованием экспериментирования «Радужная страна»









Радужная страна

t1618688221at.gif

Цель:

-подвести итог работе с цветом.

Задачи:

- создать условия для того, чтобы в игровой форме дети закрепляли свои умения, оказывая помощь сказочным персонажам.

- создать условия для использования в своих работах знакомых приемов смешивания цветов для получения нужного цвета.

- привлечь детей к творческой деятельности

- вызвать у детей положительные эмоции от творческой деятельности.

Оборудование для детей:

Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски.

Оборудование для педагога:

Презентация «Радужная страна».


Средства и способы: сюрпризный момент –попадание детей в сказку, показ презентации, выполнение заданий по ходу презентации, проблемная ситуация, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение.


t1618688221au.gif

Результат:













t1618688221av.gif

t1618688221aw.gif

t1618688221ax.gif

t1618688221ay.gif

t1618688221az.gif

t1618688221ba.gif

t1618688221bb.gif

t1618688221bc.gif


t1618688221bd.gif



t1618688221be.gif



Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.

1.У детей сформированы представления о многообразии цвета и его свойствах, об основных и дополнительных цветах спектра, выработаны навыки самостоятельного смешивания для получения производных цветов и оттенков.

2.Развиты эстетические способности детей: способность видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства; дети знакомы со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.), сформированы навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний.

3.У детей развито осознание собственной творческой индивидуальности и стремление её проявлять; созданы условия для формирования индивидуального творческого стиля.

4. Дети проявляют самостоятельность в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Их решения оригинальны и выразительны.

5.Созданы условия для повышения компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей; создана мотивационная основа для активного участия родителей воспитанников в работе ДОО.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, хороший материал! Полезный для работы!

18 April 2021

Спасибо, буду рада, если пригодится.

18 April 2021

Похожие публикации