Программа «Система работы по колористике и творческому экспериментированию с цветом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146»
Система работы по колористике и творческому экспериментированию
Автор – составитель:
Белицкая Эльвира Михайловна
воспитатель высшей
калификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146»
Система работы по колористике и творческому экспериментированию
Автор – составитель:
Белицкая Эльвира Михайловна
воспитатель высшей
калификационной категории
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать свой результат и восхищаться достижением товарища. Вообще, опыт собственных открытий – одна из лучших школ»
Анатолий Шапиро.
Гипотеза:
Возраст 6-7 лет является очень важным периодом для развития у детей творческих способностей и раскрытия их творческого потенциала. Мало не мешать детям свободно самовыражаться в творческой деятельности, а нужно помочь им, воздействуя на них через определённые методы обучения, открыть дорогу к созиданию и надолго сохранить творческую активность. В данный момент системы обучения детей дошкольного возраста основам колористики нет. Считаю, что система занятий, которую я разработала, будет способствовать решению этих педагогических задач и полноценному развитию творческих способностей детей, что приведёт к раскрытию их творческого потенциала.
Цель: Создание психолого – педагогических условий для раскрытия творческого потенциала детей 6 – 7 лет в процессе экспериментирования с цветом.
Задачи:
1.Познакомить детей с основами колористики; сформировать у них представление о многообразии цвета и его свойствах, об основных и дополнительных цветах спектра, сформировать навыки самостоятельного смешивания для получения производных цветов и оттенков.
2.Развить эстетические способности детей, способность видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства, познакомить их со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.), сформировать навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний.
3.Мотивировать детей к экспериментальной деятельности, развивать у них осознание собственной творческой индивидуальности и стремление её проявлять; развивать креативность детей, способствовать формированию индивидуального творческого стиля.
4. Воспитывать самостоятельность в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
5.Создать условия для повышения компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей; создать мотивационную основу для активного участия родителей воспитанников в работе детского сада и группы.
Этапы овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментально- опытнической деятельностью с цветом
Ознакомительно- обучающий
Цель: дать детям представления о многообразии цвета и его свойствах; закреплять и развивать знания детей об основных и дополнительных цветах спектра, познакомить детей с правильным подбором цветовых сочетаний; научить детей самостоятельному смешиванию и цветообразованию.
Ознакомительно- углубленный
Цель: вызвать устойчивое желание экспериментировать, развивать у детей осознание собственной творческой индивидуальности, стремление проявлять её в экспериментальной и творческой деятельности, создание ситуации успеха.
Ознакомительно- закрепительный
Цель: Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Ознакомительно- обучающий этап деятельности
Тематические занятия «Путешествие в страну Акварелия»
Название ООД | Цель и задачи | Материалы для детей и педагога | Методы и приёмы |
Знакомство со страной Акварелия | Цель: закрепить представления детей об основных цветах и причинах, по которым их так называют Задачи: -формировать представления детей о трех основных цветах; -дать представление о причинах, по которым их так называют; - объяснить, чем они отличаются от других цветов; -привлечь детей к творческой деятельности, используя для этого игровую мотивацию; - совершенствовать технические умения и навыки в изобразительной деятельности; - побуждать детей к самостоятельному выполнению задания; - развивать творческий потенциал детей; - вызвать интерес к деятельности. | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь желтого, синего и красного цвета, цветные карандаши, лист А4 Оборудование для педагога: Сказка «3царевны», картинки по тексту сказки, кукла- художник, дневник наблюдений для показа способа зарисовки, гуашь 3 основных цветов, аудиосказка «Петух и краски» | сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, рассказывание сказки, показ картинок по ходу рассказывания, рассматривание, вопросы, ответы, физминутка «Художник», творческая деятельность, рассматривание готовых работ с анализом увиденного, подведение итогов, занесение результатов в дневники наблюдений . |
Как царевны краски друг к другу в гости ходили. | Цель: закрепить представления детей о красках основных цветов, дать представление о смешанных цветах первичного цикла. Задачи: - закрепить знание детьми основных цветов краски -дать представление о смешанных цветах первичного цикла (оранжевый, зелёный, фиолетовый) - опытным путем показать способ их получения - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Как царевны-краски друг к другу в гости ходили», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение. |
Цветные кляксы-жители страны Акварелия. | Цель: закрепить представления детей о основных цветах, дать представление о осветлении цвета и получении разных по Задачи: - закрепить знание детьми основных цветов краски -дать представление о том, что такое оттенок - опытным путем показать способполучения разных по интенсивности оттенков через осветление основного цвета - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Цветные кляксы- жители страны Акварелия», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации,самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение. |
Как гномы радугу рисовали | Цель: закрепить представления детей о красках основных цветов, дать представление о смешанных цветах первичного цикла и оттенках. Задачи: - закрепить знание детьми основных цветов краски -закрепить представление о смешанных цветах первичного цикла (оранжевый, зелёный, фиолетовый) -закрепить представление о оттенках, получаемых путём осветления цвета. - опытным путем показать способ их получения - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь синего, желтого, красного цвета, карандаш, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Как гномы радугу рисовали», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы сказки по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, работа в дневниках наблюдений, рассматривание, анализ, поощрение. |
Ознакомительно- углублённый этап деятельности.
Интегрированные ООД (теория + экспериментирование с выполнением творческого задания).
Интегрированные занятия
Название ООД | Цель и задачи | Материалы для детей и педагога | Методы и приёмы |
Экскурсия в Третьяковскую галерею. К.Малевич «Чёрный квадрат» | Цель: закрепить представления детей об основных цветах и способах получения темного цвета путем их смешивания между собой. Задачи: - познакомить детей с Третьяковской галереей, ее историей и назначением - познакомить с картиной К.Малевича «Черный квадрат» - раскрыть детям секрет картины - опытным путем показать способ смешивания трех основных цветов для получения черного цвета - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь желтого, синего и красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Третьяковская галерея. Черный квадрат», палитра, гуашь основных цветов, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о секрете картины, проблемная ситуация- нет краски темных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений. |
Государственный русский музей. И.Айвазовский «Чёрное море» | Цель: закрепить представления детей о способах осветления и затемнения цвета для получения новых нужных нам оттенков. Задачи: - познакомить детей с Русским государственным музеем, его историей и назначением - познакомить с картиной И. Айвазовского «Чёрное море» - раскрыть детям сюжет картины, обратить их внимание на цвета, которые использовал художник для передачи её настроения. - опытным путем показать способ осветления и затемнения цвета с помощью гуаши белого и чёрного цветов. - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего и чёрного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Русский государственный музей.И. Айвазовский «Чёрное море»», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о сюжете картины, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений. |
Музей имени Н.Рериха в Москве. Н.Рерих «Северный Тибет» | Цель: закрепить представления детей о способах получения новых нужных нам цветов, и их оттенков. Задачи: - познакомить детей с музеем Н. Рериха в Москве, его историей и назначением - познакомить с картиной Н. Рериха «Северный Тибет» - раскрыть детям сюжет картины, обратить их внимание на цвета, которые использовал художник для передачи красоты гор. - опытным путем показать способ получения бирюзового и лилового цвета - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего, зелёного, красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Музей Н. Рериха. Горы Н. Рериха»», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о картине, цветовой гамме, в которой она написана, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений. |
Экскурсия в Музей космонавтики. Сияние Луны. | Цель: закрепить представления детей о способах получения коричневого цвета из красок основных цветов, умение накладывать одну краску на другую. Задачи: - познакомить детей с музеем космонавтики в Москве, его историей и предназначением - познакомить с экспонатами, которые в нём собраны. - привлечь внимание к внешнему виду спутника Земли-Луны - опытным путем показать способ получения коричневого цвета, путём смешивания основных. - показать способ рисования светлого предмета на тёмном фоне. -закрепить понятие «контраст» - привлечь детей к творческой деятельности | Оборудование для детей: Дневники наблюдений на каждого ребенка, гуашь белого, синего, желтого, красного цвета, карандаши, лист А4, кисть, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Музей космонавтики. Сияние Луны», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы о экспонатах музея, рассматривание картин художников с изображением Луны, проблемная ситуация- нет краски нужных цветов, поиск решения, самостоятельная экспериментальная деятельность детей, самостоятельная творческая деятельность детей, рассматривание, анализ, поощрение, занесение результата в дневники наблюдений. |
Ознакомительно- закрепительный этап деятельности.
Творческие ООД с соблюдением заданных условий.
Пейзаж 3 основными цветами | Цель:-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 основными цветами +белый) Задачи: -мотивировать детей к экспериментальной деятельности - побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков. - сформировать представление о том, что художник использует цвет для передачи своего отношения к картине, для передачи состояния природы. - привлечь детей к творческой деятельности -развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь синего, желтого, красного и белого цвета, карандаш, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Какие бывают пейзажи», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки, показ презентации, рассказ куклы по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Одуванчики в солнечном свете | Цель:-привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 цветами) Задачи: -мотивировать детей к экспериментальной деятельности - побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков. - Формировать умение передавать игру солнца на цветах одуванчиков; - привлечь детей к творческой деятельности -развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь синего, желтого и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Одуванчики под лучами солнца», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки и Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Зелёный натюрморт | Цель: - привлечь детей к самостоятельной творческой деятельности с соблюдением определенных условий (рисование предметов одного цвета, но разных по тону и оттенку) Задачи: -мотивировать детей к экспериментальной деятельности- побуждать детей активно использовать уже знакомые приемы осветления , затемнения цвета и смешивания для получения новых оттенков. - привлечь детей к творческой деятельности -развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого стиля. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь синего, желтого и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Зелёный натюрморт», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям художника Кисточки и Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
День и ночь | Цель: -привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением некоторых условий (рисование в теплой или холодной цветовой гамме определёнными цветами) Задачи: - побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения новых цветов и оттенков. -закрепить понятие «контраст» - Формировать умение рисовать объекты в тёплой или холодной цветовой гамме; - привлечь детей к творческой деятельности - внести в творческую деятельность детей разнообразие | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Солнце и Луна», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Рисуем настроение | Цель: -привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 цветами +белый) Задачи: -мотивировать детей к экспериментальной деятельности -привлечь детей к творческой деятельности с соблюдением заданных условий (рисование 3 основными цветами +белый) - побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения нужных цветов и оттенков. - сформировать представление о том, что художник использует цвет для передачи своего отношения к картине, для передачи своего настроения. -развивать креативность детей, способствовать возникновению у них индивидуального творческого почерка. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь синего, желтого, красного и белого цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Наше настроение», палитра, гуашь, лист для частичного показа результата смешивания, кисть, тряпочка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Рисуем музыку | Цель: -Проанализировать уровень развития у детей творческих способностей, умение подбирать цвета и оттенки для отражения музыкального образа в рисунке в соответствии с характером музыки. Задачи: - побуждать детей слышать и изображать музыкальный образ в рисунке в соответствии с характером музыки. - побуждать детей использовать в своих работах знакомые приемы смешивания цветов для получения нужных цветов и оттенков. - привлечь детей к творческой деятельности - проанализировать уровень развития у детей творческих способностей. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Д.Б. Кабалевский . Клоуны», кукла Незнайка. | Средства и способы: сюрпризный момент –приход в гости к детям Незнайки, показ презентации, рассказ по ходу презентации, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Итоговое комплексное занятие по музыкальной деятельности с выполнением творческого задания с использованием экспериментирования «Радужная страна»
Радужная страна | Цель: -подвести итог работе с цветом. Задачи: - создать условия для того, чтобы в игровой форме дети закрепляли свои умения, оказывая помощь сказочным персонажам. - создать условия для использования в своих работах знакомых приемов смешивания цветов для получения нужного цвета. - привлечь детей к творческой деятельности - вызвать у детей положительные эмоции от творческой деятельности. | Оборудование для детей: Лист формата А4, гуашь нужного цвета, кисти, палитра, стакан с водой, тряпочка, пластиковая ложка для набора и перемешивания краски. Оборудование для педагога: Презентация «Радужная страна». | Средства и способы: сюрпризный момент –попадание детей в сказку, показ презентации, выполнение заданий по ходу презентации, проблемная ситуация, самостоятельная экспериментальная деятельность, самостоятельное творческое рисование, рассматривание, анализ, поощрение. |
Результат:
|
|
|
|
|
|
|
| |
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты.
1.У детей сформированы представления о многообразии цвета и его свойствах, об основных и дополнительных цветах спектра, выработаны навыки самостоятельного смешивания для получения производных цветов и оттенков.
2.Развиты эстетические способности детей: способность видеть, наслаждаться цветовым богатством природы, произведениями искусства; дети знакомы со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, насыщенностью, особенностью перехода одного тона в другой и т.д.), сформированы навыки подбора гармоничных цветовых сочетаний.
3.У детей развито осознание собственной творческой индивидуальности и стремление её проявлять; созданы условия для формирования индивидуального творческого стиля.
4. Дети проявляют самостоятельность в постановке целей, прогнозировании событий, принимаемых действий. Их решения оригинальны и выразительны.
5.Созданы условия для повышения компетентности родителей в вопросах развития творческого потенциала детей; создана мотивационная основа для активного участия родителей воспитанников в работе ДОО.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Белицкая Эльвира Михайловна