Сложное предложение с различными видами связи

9
3
Материал опубликован 23 August в группе

Тема. СП с различными видами союзной и бессоюзной связи.

Цели:

Образовательные: познакомить обучающихся со сложными предложениями с разными видами связи, их особенностями; систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; сформировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; уметь анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания. 

совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; развивать память и орфографическую зоркость учащихся; развивать навыки самостоятельного поиска знаний, умения адаптироваться к требованиям учебной ситуации; научиться в сотрудничестве решать учебные задачи, находить пути решения проблемных учебных ситуаций.

Воспитательные: формировать потребность правильно оценивать собственную деятельность;  культуру речи; воспитывать интерес к русскому языку, литературе; воспитывать чувство ответственности за свое образование.

Формируемые УУД:

Предметные: углубление представлений о структуре сложных предложений; определение сложных предложений с разными видами связи;

совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности; воспитание любви к родному языку, литературе.

Личностные: личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций; формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Метапредметные:

Регулятивные УД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УД: поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование.

Коммуникативные УД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний













Ход урока

Организационная часть

Мысль в подарок:

Собираться вместе – это начало

Оставаться вместе – это прогресс

Работать вместе – это успех

Г. Форд.

Объединение в группы по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Дружба», «Сотрудничество», «Успех».

Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке с помощью условных обозначений на листочке отмечаете условно самостоятельно:

«V» - ответил по просьбе учителя, ответ неправильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«I» - ответил по своей инициативе, ответ неправильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил

I. Лингвистическая разминка

Орфоэпия и фонетика.

Расставить ударения в словах, написанных на доске, сделать фонетический разбор выделенных слов:

Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, принять, бытие, пуловер, ракушка, столяр, танцовщица, опека‚ украинский, феномен, цемент, щавель, верба, щелка.

(Новорождённый, ку́хонный, обеспе́чение, кварта́л, огни́во, пригово́р, пуло́вер, приня́ть, раку́шка, столя́р, танцо́вщица, украи́нский, фено́мен, цеме́нт, щаве́ль, ве́рба, экспе́рт.)

[Аф’эра], [быт’ийэ], [ап’эка], [щ’олка]

Изложение нового материала

- Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).

1. Типы предложений по составу …

1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2. Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...

4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором...

Метод «Фруктовый сад».

- Сформулируйте свои ожидания от урока на яблоках, а опасения на лимонах (темы, формы, методов обучения, атмосферы в классе и т.д.).
- Создание проблемной ситуации.

- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

Работа с текстом.

Задание: прочитайте текст, который видите на столах:

Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.

Ответьте на вопросы:

- каков стиль речи данного текста?

- Определите автора и название произведения;

- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).

- Почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

Сообщение темы урока и его цели.

-Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”.

- Сформулируйте цели урока (учащиеся также формулируют самостоятельно): научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

1) знакомство с теоретическим материалом по учебнику самостоятельно в группах (с. 143, упр. 209), 1 предложение разбираем вместе; 2 предложение – 1 группа, 3 предложение – 2 группа, 4 предложение – 3 группа. Делегат с каждой группы объясняет делегат от каждой группы идет в другую группу и рассказывает весь усвоенный материал по теме урока. От слушателей группы он получает формативную оценку за качество преподнесенного материала по критериям: «круг» - «отлично», «квадрат» – «хорошо», треугольник – «удовлетворительно». Затем делегаты возвращаются в свои группы для дальнейшей работы на уроке.

Определение вида предложений.

1) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2) Сакля была прилеплена одним боком к сакле, три скользкие мокрые ступени вели к её двери. 3) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. 5) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.

1.Сложноподчиненное предложение

2.Бессоюзное сложное предложение

3.Простое предложение

4.Сложное предложение с различными видами связи

5.Сложное предложение с различными видами связи

Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук «Кулак-ребро-ладонь»

2) Задание по группам: записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы. Синтаксический разбор.

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.

[ ] : […, (которой…), … ].

Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды.

[ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ]- [ ] .

Закрепление нового материала

Игра “Домино” 5-7м.

У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема. Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

- Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике?

- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?

1 группа («Дружба»)

Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

[ ] ; [ ] , ( будто…..), но [ ].

2 группа («Сотрудничество»)

Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

(Чтоб…), […], (что...).

3 группа («Успех»)

Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин.

[ ], (на котором…)

Рефлексия.

- Самооценивание

- Итоги метода «Фруктовый сад»

- Прием «Паутинка». Передаю клубок ниток учащимся, стоящих в круге и задаю вопрос: «Чему вы сегодня научились на уроке? Что было для вас интересным в изучении новой темы, в работе?» Клубок передается от ученика к ученику, и девятиклассники, образуя «паутинку», рассказывают о своих достижениях на уроке, о своих впечатлениях от проделанной работы.

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке. Придумать эмблему к теме урока СП с различными видами связи























1 группа

Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.


М.л.деж(?)

;

пр.звала

,

он показ.вал

сам.любию.

,

его Мефистофелем

будто

с.рдился

за это пр.звание

,

но в самом деле

оно

л.стило его










2 группа

Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.

Чтоб

д.кончить

я скажу,

п.ртрет,

что

у него

был

(н.)много

нос,

в.дернутый

осл.пительной бел.зны

зубы

карие

и


глаза.











3 группа

Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин.

Бел.курые волосы

жив.писно

обрисов.вали

,

лоб

его бледный,

благ.родный лоб,

м.рщин.

на котором


,вьющ..ся от природы,

заметить

сл.ды

можно















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за грамотный урок, Татьяна Васильевна!

23 August

Вера Сергеевна, большое спасибо за высокую оценку!

24 August

Спасибо! Заходите в гости!

24 August

Похожие публикации