Сложное предложение с различными видами связи
Тема. СП с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Цели:
Образовательные: познакомить обучающихся со сложными предложениями с разными видами связи, их особенностями; систематизировать теоретические знания о сложных предложениях; сформировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; уметь анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;
Развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; развивать память и орфографическую зоркость учащихся; развивать навыки самостоятельного поиска знаний, умения адаптироваться к требованиям учебной ситуации; научиться в сотрудничестве решать учебные задачи, находить пути решения проблемных учебных ситуаций.
Воспитательные: формировать потребность правильно оценивать собственную деятельность; культуру речи; воспитывать интерес к русскому языку, литературе; воспитывать чувство ответственности за свое образование.
Формируемые УУД:
Предметные: углубление представлений о структуре сложных предложений; определение сложных предложений с разными видами связи;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности; воспитание любви к родному языку, литературе.
Личностные: личностное самоопределение на основе выработки ценностных ориентаций; формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств
Метапредметные:
Регулятивные УД: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные УД: поиск и выделение информации; умение структурировать знания; выдвижение гипотез; их обоснование.
Коммуникативные УД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Ход урока
Организационная часть
Мысль в подарок:
Собираться вместе – это начало
Оставаться вместе – это прогресс
Работать вместе – это успех
Г. Форд.
Объединение в группы по методу случайного выбора: ученики выбирают карточки, на которых написаны названия групп: «Дружба», «Сотрудничество», «Успех».
Оценивание своей активности и качества своей работы на уроке с помощью условных обозначений на листочке отмечаете условно самостоятельно:
«V» - ответил по просьбе учителя, ответ неправильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«I» - ответил по своей инициативе, ответ неправильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил
I. Лингвистическая разминка
Орфоэпия и фонетика.
Расставить ударения в словах, написанных на доске, сделать фонетический разбор выделенных слов:
Новорожденный, афера, кухонный, обеспечение, квартал, огниво, приговор, принять, бытие, пуловер, ракушка, столяр, танцовщица, опека‚ украинский, феномен, цемент, щавель, верба, щелка.
(Новорождённый, ку́хонный, обеспе́чение, кварта́л, огни́во, пригово́р, пуло́вер, приня́ть, раку́шка, столя́р, танцо́вщица, украи́нский, фено́мен, цеме́нт, щаве́ль, ве́рба, экспе́рт.)
[Аф’эра], [быт’ийэ], [ап’эка], [щ’олка]
Изложение нового материала
- Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).
1. Типы предложений по составу …
1. Сложносочиненные предложения (ССП) – это такие предложения, в которых...
2. Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых...
3. Бессоюзные предложения – это такие предложения, в которых...
4. Сложная синтаксическая конструкция – это такое предложение, в котором...
Метод «Фруктовый сад».
- Сформулируйте свои ожидания от урока на яблоках, а опасения на лимонах (темы, формы, методов обучения, атмосферы в классе и т.д.).
- Создание проблемной ситуации.
- Всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?
Работа с текстом.
Задание: прочитайте текст, который видите на столах:
Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колеса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и наконец пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространялось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять.
Ответьте на вопросы:
- каков стиль речи данного текста?
- Определите автора и название произведения;
- Какие синтаксические конструкции используются в тексте?
(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Бэла”, используются предложения с различными видами связи).
- Почему автор использует такие предложения?
(Чтобы выразить более сложные мысли)
Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.
Сообщение темы урока и его цели.
-Предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока. Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи”.
- Сформулируйте цели урока (учащиеся также формулируют самостоятельно): научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
1) знакомство с теоретическим материалом по учебнику самостоятельно в группах (с. 143, упр. 209), 1 предложение разбираем вместе; 2 предложение – 1 группа, 3 предложение – 2 группа, 4 предложение – 3 группа. Делегат с каждой группы объясняет делегат от каждой группы идет в другую группу и рассказывает весь усвоенный материал по теме урока. От слушателей группы он получает формативную оценку за качество преподнесенного материала по критериям: «круг» - «отлично», «квадрат» – «хорошо», треугольник – «удовлетворительно». Затем делегаты возвращаются в свои группы для дальнейшей работы на уроке.
Определение вида предложений.
1) Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. 2) Сакля была прилеплена одним боком к сакле, три скользкие мокрые ступени вели к её двери. 3) Ощупью вошёл я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). 4) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённых столба, была полна народа. 5) Нечего было делать, мы приютились у огня, закурили трубки, и скоро чайник зашипел приветливо.
1.Сложноподчиненное предложение
2.Бессоюзное сложное предложение
3.Простое предложение
4.Сложное предложение с различными видами связи
5.Сложное предложение с различными видами связи
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук «Кулак-ребро-ладонь»
2) Задание по группам: записать предложения, расставить знаки препинания, составить схемы. Синтаксический разбор.
Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа.
[ ] : […, (которой…), … ].
Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды.
[ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].
Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.
[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ]- [ ] .
Закрепление нового материала
Игра “Домино” 5-7м.
У вас в конверте лежат карточки, на которых записаны слова. Складывая карточки по принципу “домино”, вы получите предложение. А поможет составить предложение схема. Записать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.
- Какого литературного героя вы узнали по этой характеристике?
- Какую роль при составлении этих характеристик и словесных портретов сыграли сложноподчиненные предложения?
1 группа («Дружба»)
Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.
[ ] ; [ ] , ( будто…..), но [ ].
2 группа («Сотрудничество»)
Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.
(Чтоб…), […], (что...).
3 группа («Успех»)
Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин.
[ ], (на котором…)
Рефлексия.
- Самооценивание
- Итоги метода «Фруктовый сад»
- Прием «Паутинка». Передаю клубок ниток учащимся, стоящих в круге и задаю вопрос: «Чему вы сегодня научились на уроке? Что было для вас интересным в изучении новой темы, в работе?» Клубок передается от ученика к ученику, и девятиклассники, образуя «паутинку», рассказывают о своих достижениях на уроке, о своих впечатлениях от проделанной работы.
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке. Придумать эмблему к теме урока СП с различными видами связи
1 группа
Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.
М.л.деж(?) | ; |
пр.звала | , |
он показ.вал | сам.любию. |
, | его Мефистофелем |
будто | с.рдился |
за это пр.звание | , |
но в самом деле | оно |
л.стило его |
|
2 группа
Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза.
Чтоб | д.кончить |
я скажу, | п.ртрет, |
что | у него |
был | (н.)много |
нос, | в.дернутый |
осл.пительной бел.зны | зубы |
карие | и |
| глаза. |
3 группа
Белокурые волосы, вьющиеся от природы, живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно заметить следы морщин.
Бел.курые волосы | жив.писно |
обрисов.вали | , |
лоб | его бледный, |
благ.родный лоб, | м.рщин. |
на котором | |
,вьющ..ся от природы, | заметить |
сл.ды | можно |
Легоцкая Вера Сергеевна
Артеменко Татьяна Васильевна
Горбачёва Марина Юрьевна