Обучающий семинар «Смешать и перевернуть - новый формат обучения в малокомплектной школе»
Смешать и перевернуть - новый формат обучения в малокомплектной школе
-
Перед посещением урока все участники получают рабочие листы. На листе ЗИУ заполняют 1 и 2 столбик таблицы.
-
Посещение урока.
-
Обсуждение урока, дополнение таблицы ЗИУ.
-
Перед уроком дети и родители получили задания в Google-презентации (показать) https://clck.ru/JVcNE. Оны смотрели мультфильм, придумывали вопросы к нему и отвечали на вопрос учителя в презентации. Рисовали, делали поделки. Смотрели видеоурок.
-
На уроке использовались технологии: смешанного обучения, ротация станций, перевернутый класс, STREAM.
-
ИКТ-инструментарий: google-документы, - презентация, -рисунки; кроссворд и сортировка мусора - сервис https://learningapps.org/; моменальный опрос - приложение https://www.plickers.com/; ожившие раскраски - приложение http://www.quivervision.com/; генератор QR кодов+сканер.
Можно продемонстрировать эти сервисы.
-
Задания по предметам на повторение изученных тем.
(СЛАЙД 1)
Сегодня я хочу рассказать Вам о технологиях, которые были использованы мною на открытом уроке. Для начала я дам Вам их описание. А затем некоторые из них мы рассмотрим более подробно. (СЛАЙД 2)
Но для начала я прошу Вас заполнить листы З-У-Н
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (СЛАЙД 3)
Смешанное обучение — это реализация принципов индивидуализации, открытости, вариативности, информатизации. Эта система дидактических принципов требует определенного подхода к проектированию учебного процесса.
Ключевые характеристики такого подхода:
-
ориентация на четко определенные образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные). Они формулируются для каждой учебной темы самим учителем с учетом особенностей и познавательных интересов конкретных учащихся;
-
временные и пространственные границы урока размыты. Это следствие идеи непрерывного обучения. Урок не кончается через 45 минут (формальное окончание), а образует цикл уроков (от 3-х до 7-ми), объединенных общей направленностью (изучение нового, закрепление изученного, контроль);
-
личный инструмент учащегося для качественного и осознанного движения в цикле уроков — индивидуальный образовательный маршрут. Он проектируется в начале цикла, может перестраиваться на рефлексивных точках в течение цикла и рефлексируется, формально преобразуясь в индивидуальную образовательную траекторию;
-
особая роль учителя — организатор, фасилитатор, один из источников информации, эксперт.
ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС (слайд 4)
Традиционно у нас на уроках учащиеся получают знания, а дома производится закрепление и систематизация этих полученных знаний.
В модели смешанного обучения «перевернутый класс» все наоборот (поэтому и такое название): дома учащиеся с помощью учебного материала изучают новую тему, а на уроке проводится закрепление, и учащиеся получают обратную связь. Данная модель набрала популярность потому, что на самом уроке не нужно тратить драгоценное время на объяснение всей темы с нуля. Работать с мотивацией приходится меньше - при правильном подходе у каждого учащегося уже есть вопросы в самом начале урока.
Но для заметного положительного эффекта недостаточно просто задать на дом прочитать материал учебника на новую тему и ответить на вопросы на понимание в конце. Учащийся не получит должной обратной связи по своей деятельности, не сможет оценить уровень освоения темы, а также может испытать трудности с составлением вопросов учителю. Обязательным критерием является наличие элемента самодиагностики с обратной связью. Данный элемент легко реализуется с помощью электронного обучения с помощью тестов и заданий, которые может проверить система.
Рекомендуется подготовить для самостоятельного изучения разнообразные виды контента: комбинация видео+небольшой опорный конспект+изображение намного привлекательнее для просмотра и восприятия, чем текст в учебнике. Это также реализуется с помощью технологий электронного обучения.
Показ презентации для подготовки к уроку
РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ (слайд 5)
Ротация станций применяется прямо на уроке и требует серьезной подготовки учебного материала, образовательного пространства и самих учащихся. Сегодня Вы видели эту технологию и, надеюсь, оценили.
Основной механизм модели:
-
класс делится на несколько зон-станций, в каждой из которых происходит определенная активность;
-
чаще всего рассматривают разделение по 3-м станциям: работа с учителем, групповая работа и индивидуальная работа учеников за электронными устройствами. Но это зависит от задумки учителя. На сегодняшнем уроке я представила 4 станции, чтобы была возможность у групп работать в собственном темпе, не задерживая и не опережая другие группы.
-
учитель делит детей на равные группы, каждая из которых занимает какую-то станцию (по указанию учителя или следуя маршрутному листу);
-
группы работают на своих станциях определенное время (7–12 минут). Затем совершают переход на следующие по порядку/маршруту станции. Переход повторяется с той же временной периодичностью до тех пор, пока все группы не побывают на всех станциях.
В течение урока каждый учащийся сможет поработать самостоятельно, применить знания на практике в группе и получить обратную связь от учителя.
Очевидным плюсом данной модели является динамичность урока и разнообразие форм обучения, что позволяет учителю более точно оценить образовательные результаты, а учащимся лучше систематизировать знания.
STEAM (слайд 6)
Расшифруем аббревиатуру STEAM:
S — “наука” неотъемлемо присутствует в мире вокруг нас.
T — “технология” всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни.
E— “инженерия” используется в проектировании всего того, что находится вокруг нас,
М— “математика” же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.
Включение в STEM творческих дисциплин, которые обозначен термином “Arts”― искусство, расширяет данное направление.
К этой технологии мы вернемся чуть позже.
Рассмотрим более подробно технологию “перевернутого класса” (слайд 7)
Перед Вами лежат рабочие листы - шаблоны перевернутого урока. В них мы поработаем чуть позже. Я предлагаю Вам внимательно рассмотреть пример составления сценария урока окружающего мира (разбор примера - раздатка)
Мы должны определить, что выносим за рамки урока на самостоятельное изучение, подготовить обучающее видео и упражнения.
Каждый этап урока тоже конструируется из заданий “традиционных” технологий и “продвинутых” технологий (продуктивных).
Итогом урока является совместный продукт, который учащиеся должны защитить. И это тоже один из навыков, которому мы обучаем на “перевернутых” и stream уроках.
А теперь объединимся в пары или тройки, и попробуем создать мини-сценарий любого урока.
1-2 выступления.
ИКТ-инструментарий (слайд 8, 9)
Как видите, ни одна из представленных технологий невозможно без применения целого ряда ИКТ инструментов.
Информатизация школьного образования была и остается одной из приоритетных задач модернизации российской системы образования. Она призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве.
В настоящее время в процессе информатизации школы условно можно выделить четыре основных направления:
1. оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, мультимедийным и коммуникационным оборудованием;
2. оснащение образовательных учреждений учебным программным обеспечением;
3. построение информационного образовательного пространства;
4. формирование информационной культуры у участников образовательного процесса
Именно выполнение четвертого пункта напрямую зависит от нас.
На слайдах Вы видите некоторые из ИКТ инструментов, которые используются мною для подготовки и проведения уроков. Чтобы было понятно применение данных инструментов, я подготовила для Вас чек-листы.
Рассмотрите их и дополните своими примерами. Если есть вопросы, то можно их задать.
Примеры использования данных технологий Вы увидели и на уроке и на семинаре.
А теперь мы перейдем к рассмотрению STEAM-технологии. (Слайд 10)
Изначально был STEM, то есть естественные науки, технологии, инжиниринг и математика. Потом добавилось искусство в самых разных жанрах, формах и проявлениях: от живописи до балета.
На примере самодельной игрушки, которую научно можно определить как униполярный двигатель с неодИмовым магнитом (сплав из неодима, бора, железа), мы видим STEM-проект (видео)
А теперь посмотрим что должно произойти, чтобы STEM превратился в STEAM (видео) (слайд 11)
Как в этом месте не вспомнить пост Хореография математики & математика хореографии
Видео “Геометрия рук”
Следующим этапом мы попробуем определить составляющие STEAM-технологии на рисунке (слайд 12)
Выслушать 1-2 ответа
А теперь посмотрим на слайд и сравним свои ответы:
Теперь мы заполним последний столбец таблицы.
Есть ли у Вас вопросы?
Рефлексия
Для подготовки к семинару использовались материалы Техновецкой И.П., М.Курвитс
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Лукина Ирина Геннадьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Лукина Ирина Геннадьевна