Обучающий семинар «Смешать и перевернуть - новый формат обучения в малокомплектной школе»

7
4
Материал опубликован 20 October 2019 в группе

Смешать и перевернуть - новый формат обучения в малокомплектной школе 

  1. Перед посещением урока все участники получают рабочие листы. На листе ЗИУ заполняют 1 и 2 столбик таблицы.

  2. Посещение урока.

  3. Обсуждение урока, дополнение таблицы ЗИУ.

  1. Перед уроком дети и родители получили задания в Google-презентации (показать) https://clck.ru/JVcNE. Оны смотрели мультфильм, придумывали вопросы к нему и отвечали на вопрос учителя в презентации. Рисовали, делали поделки. Смотрели видеоурок.

  2. На уроке использовались технологии: смешанного обучения, ротация станций, перевернутый класс, STREAM.

  3. ИКТ-инструментарий: google-документы, - презентация, -рисунки; кроссворд и сортировка мусора - сервис https://learningapps.org/; моменальный опрос - приложение https://www.plickers.com/; ожившие раскраски - приложение http://www.quivervision.com/; генератор QR кодов+сканер.

Можно продемонстрировать эти сервисы.

  1. Задания по предметам на повторение изученных тем.

  2. Обучающий семинар 

 

(СЛАЙД 1)

Сегодня я хочу рассказать Вам о технологиях, которые были использованы мною на открытом уроке. Для начала я дам Вам их описание. А затем некоторые из них мы рассмотрим более подробно. (СЛАЙД 2)

Но для начала я прошу Вас заполнить листы З-У-Н

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (СЛАЙД 3)

Смешанное обучение — это реализация принципов индивидуализации, открытости, вариативности, информатизации. Эта система дидактических принципов требует определенного подхода к проектированию учебного процесса. 

Ключевые характеристики такого подхода:

  • ориентация на четко определенные образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные). Они формулируются для каждой учебной темы самим учителем с учетом особенностей и познавательных интересов конкретных учащихся; 

  • временные и пространственные границы урока размыты. Это следствие идеи непрерывного обучения. Урок не кончается через 45 минут (формальное окончание), а образует цикл уроков (от 3-х до 7-ми), объединенных общей направленностью (изучение нового, закрепление изученного, контроль); 

  • личный инструмент учащегося для качественного и осознанного движения в цикле уроков — индивидуальный образовательный маршрут. Он проектируется в начале цикла, может перестраиваться на рефлексивных точках в течение цикла и рефлексируется, формально преобразуясь в индивидуальную образовательную траекторию; 

  • особая роль учителя — организатор, фасилитатор, один из источников информации, эксперт.

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС (слайд 4)

Традиционно у нас на уроках учащиеся получают знания, а дома производится закрепление и систематизация этих полученных знаний. 

В модели смешанного обучения «перевернутый класс» все наоборот (поэтому и такое название): дома учащиеся с помощью учебного материала изучают новую тему, а на уроке проводится закрепление, и учащиеся получают обратную связь. Данная модель набрала популярность потому, что на самом уроке не нужно тратить драгоценное время на объяснение всей темы с нуля. Работать с мотивацией приходится меньше -  при правильном подходе у каждого учащегося уже есть вопросы в самом начале урока. 

Но для заметного положительного эффекта недостаточно просто задать на дом прочитать материал учебника на новую тему и ответить на вопросы на понимание в конце.  Учащийся не получит должной обратной связи по своей деятельности, не сможет оценить уровень освоения темы, а также может испытать трудности с составлением вопросов учителю. Обязательным критерием является наличие элемента самодиагностики с обратной связью. Данный элемент легко реализуется с помощью электронного обучения с помощью тестов и заданий, которые может проверить система. 

Рекомендуется подготовить для самостоятельного изучения разнообразные виды контента: комбинация видео+небольшой опорный конспект+изображение намного привлекательнее для просмотра и восприятия, чем текст в учебнике. Это также реализуется с помощью технологий электронного обучения.

Показ презентации для подготовки к уроку

РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ (слайд 5)

Ротация станций применяется прямо на уроке и требует серьезной подготовки учебного материала, образовательного пространства и самих учащихся. Сегодня Вы видели эту технологию и, надеюсь, оценили.

Основной механизм модели: 

  • класс делится на несколько зон-станций, в каждой из которых происходит определенная активность; 

  • чаще всего рассматривают разделение по 3-м станциям: работа с учителем, групповая работа и индивидуальная работа учеников за электронными устройствами. Но это зависит от задумки учителя. На сегодняшнем уроке я представила 4 станции, чтобы была возможность у групп работать в собственном темпе, не задерживая и не опережая другие группы.

  • учитель делит детей на равные группы, каждая из которых занимает какую-то станцию (по указанию учителя или следуя маршрутному листу); 

  • группы работают на своих станциях определенное время (7–12 минут). Затем совершают переход на следующие по порядку/маршруту станции. Переход повторяется с той же временной периодичностью до тех пор, пока все группы не побывают на всех станциях. 

В течение урока каждый учащийся сможет поработать самостоятельно, применить знания на практике в группе и получить обратную связь от учителя. 

Очевидным плюсом данной модели является динамичность урока и разнообразие форм обучения, что позволяет учителю более точно оценить образовательные результаты, а учащимся лучше систематизировать знания.

STEAM (слайд 6)

Расшифруем аббревиатуру STEAM: 

S — “наука” неотъемлемо присутствует в мире вокруг нас. 

T — “технология” всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. 

E— “инженерия” используется в проектировании всего того, что находится вокруг нас, 

М— “математика” же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни. 

Включение в STEM творческих дисциплин, которые обозначен термином “Arts”― искусство, расширяет данное направление.

К этой технологии мы вернемся чуть позже.

Рассмотрим более подробно технологию “перевернутого класса” (слайд 7)

Перед Вами лежат рабочие листы - шаблоны перевернутого урока. В них мы поработаем чуть позже. Я предлагаю Вам внимательно рассмотреть пример составления сценария урока окружающего мира (разбор примера - раздатка)

Мы должны определить, что выносим за рамки урока на самостоятельное изучение, подготовить обучающее видео и упражнения.

Каждый этап урока тоже конструируется из заданий “традиционных” технологий и “продвинутых” технологий (продуктивных). 

Итогом урока является совместный продукт, который учащиеся должны защитить. И это тоже один из навыков, которому мы обучаем на “перевернутых” и stream уроках.

А теперь объединимся в пары или тройки, и попробуем создать мини-сценарий любого урока.

1-2 выступления.

ИКТ-инструментарий (слайд 8, 9)

Как видите, ни одна из представленных технологий невозможно без применения целого ряда ИКТ инструментов. 

Информатизация школьного образования была и остается одной из приоритетных задач модернизации российской системы образования. Она призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве.

В настоящее время в процессе информатизации школы условно можно выделить четыре основных направления: 

1. оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, мультимедийным и коммуникационным оборудованием; 

2. оснащение образовательных учреждений учебным программным обеспечением; 

3. построение информационного образовательного пространства; 

4. формирование информационной культуры у участников образовательного процесса

Именно выполнение четвертого пункта напрямую зависит от нас. 

На слайдах Вы видите некоторые из ИКТ инструментов, которые используются мною для подготовки и проведения уроков. Чтобы было понятно применение данных инструментов, я подготовила для Вас чек-листы. 

Рассмотрите их и дополните своими примерами. Если есть вопросы, то можно их задать.

Примеры использования данных технологий Вы увидели и на уроке и на семинаре.

А теперь мы перейдем к рассмотрению STEAM-технологии. (Слайд 10)

Изначально был STEM, то есть естественные науки, технологии, инжиниринг и математика. Потом добавилось искусство в самых разных жанрах, формах и проявлениях: от живописи до балета.

На примере самодельной игрушки, которую научно можно определить как униполярный двигатель с неодИмовым магнитом (сплав из неодима, бора, железа), мы видим STEM-проект (видео)

А теперь посмотрим что должно произойти, чтобы STEM превратился в STEAM (видео) (слайд 11)

Как в этом месте не вспомнить пост Хореография математики & математика хореографии 

Видео “Геометрия рук”

Следующим этапом мы попробуем определить составляющие STEAM-технологии на рисунке (слайд 12)

Выслушать 1-2 ответа

А теперь посмотрим на слайд и сравним свои ответы:

yn_n5hkJUocwo-Ta_FPLqvDdbSYN9tfAdy-K5lb4ynxlRG44BRASOb7TvMz0NWzEXv0VT9uKtixNWSkslIJBRJXp8RDpq2xMYr8tX5Lo4BV_q7_2OAjPuGnzLu-sebBPF1sPgSmS

Теперь мы заполним последний столбец таблицы.

Есть ли у Вас вопросы? 

Рефлексия

Для подготовки к семинару использовались материалы Техновецкой И.П., М.Курвитс

Таблица ЗИУ

 

Комментарии

Интересно, актуально! Спасибо, Ирина Геннадьевна!

20 October 2019

Татьяна Григорьевна, благодарю!

20 October 2019

Очень интересная работа! Спасибо, Ирина Геннадьевна!

20 October 2019

Благодарю Вас, Наталья Владимировна!

20 October 2019