12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Себелева Анна Владимировна17
Россия, Пермский край, Красновишерск


Программа курса "Смысловое чтение"

«Интерпретация действий персонажей текста»

Тема апробации: «Формирование умения анализировать текст посредством анализа мотивации персонажей».

Актуальность

Программа направлена на формирование метапредметного результата учащихся 5 классов: формирование умения определять мотивы и цели поступков персонажей, выделять используемые ими средства. Поскольку определение мотивации поступков окружающих – один из важнейших социальных навыков, данный курс позволит детям успешнее социализироваться, создавать условия для успешной коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми.


Имеющийся опыт инновационной деятельности:

2014-2015 гг. – победители краевого конкурса проектов апробационных площадок по введению ФГОС ООО; реализация краевого проекта «Формирование умения создавать материальные модели в условиях урочной и внеурочной деятельности». Данный проект направлен на формирование у учащихся основной школы умения создавать и оценивать материальные модели. В ходе проекта педагогами были разработаны критерии оценки материальной модели и дидактические материалы по созданию и оцениванию материальной модели;

Цель программы:


Формирование умения четко определять мотивы, цели персонажей изучаемых текстов, а также исследовать набор средств, через которые персонаж достигает цели.


Задачи программы:


Включить в учебный процесс разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности: практикумы, «киносценарии», диспуты

Включить в образовательный процесс учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Использовать технологии, способствующие формированию УУД: проблемно-диалогическую, ИКТ, исследовательскую, технологию дискуссий.


Сроки и этапы реализации программы:


Организационный (сентябрь 2016г. ): Создание творческой группы по организации образовательного процесса.

Основной этап (сентябрь 2016г. – сентябрь 2017г.): разработка и апробация организации образовательного процесса, который направлен на формирование умения четко определять мотивы, цели персонажей изучаемых текстов, а также исследовать набор средств, через которые персонаж достигает цели.

Заключительный (сентябрь – декабрь 2017г): подготовка аналитических материалов об итогах работы по реализации проекта,


Перечень ожидаемых продуктов апробационной деятельности:


Дидактический материал «Критерии оценки интерпретации действий персонажа» (на электронных и бумажных носителях);

Индивидуальные образовательные маршруты учащихся;

Дидактические материалы для работы над текстами модулей;

Банк текстов для обучения ситуативному анализу.

Личностные, метапредметные результаты освоения курса


Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к окружающим;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Содержание курса

Расширение смыслового поля слова «текст».

Работа с литературоведческой терминологией: Композиция. Композиционные приемы. Стиль. Художественные приемы, средства выразительности. Сравнение. Метафора. Контраст.

Метапредметная терминология: Мотивация, мотив. Целеполагание, цель. Средства.


Тексты для изучения:

 «Piper», короткометражный мультфильм, студия «Pixar»;

В. Драгунский, «Он живой и светится»

В. Драгунский, «Друг детства»;

«Переменная облачность», короткометражный мультфильм, студия «Рixar»;

«Эмиль из Леннеберги», фильм по мотивам повести А. Линдгрен, 1, 13 серии, эпизоды;

М. Зощенко, «Не надо врать»;

Винни Пух (эпизоды из повести А. Милна, мультфильма студии «Дисней» и мультфильма студии «Союз-мультфильм);

«Оригами», короткометражный мультфильм;

«Снеговик и олень», короткометражный мультфильм;

«Подарок», короткометражный мультфильм. 



Учебно-тематическое планирование уроков

по смысловому чтению в 5 классах


Модуль

Кол-во

часов

Содержание

деятельности

Предполагаемый результат

Знакомство с видео как одной из разновидностей текста.

2

1 занятие

1.Введение понятия «текст» через чтение буквенных текстов и просмотр видео.

1.1 Деление учащихся на 3 группы;

1.2 Работа групп (общая):

- Чтение эпизода из произведения А.Милна

- Просмотр эпизодов из мультфильмов «Винни Пух» (русская версия, версия «Дисней»). (1 раз)



1.3 Групповая работа над эпизодами, поиск схожих и различных моментов. Дети фиксируют разницу, сходства в таблице (Диснеевский вариант, русский вариант, текст А.Милна).

2 занятие

2.1 Инсценировка эпизода группами.

2.2 Обсуждение каждой командой созданных образов персонажей.

2.3 Вопросы группам:

- Почему мы один и тот же эпизод из 3 источников воспринимаем совершенно различно?

-Почему инсценировки команд показались такими разными?

- Видео – это тоже текст? Попробуйте доказать.

- При помощи каких средств мы «читаем» видео? (переход к следующему модулю)





Учащиеся при чтении определяют признаки текста: тему, главную мысль, они понимают, что текст – это связная последовательность символов.













У учащихся расширяется представление о понятии «Текст»: о том, что видео – особая разновидность текста, которую также можно «читать», истолковывать, интерпретировать.


2. Язык видеотекста

2

1. Повторный просмотр командами эпизодов из Винни-Пуха (Дисней, русская версия), работа с текстом; Повтор проблемного вопроса, закончившего предыдущий модуль: что помогает нам «читать» видеотексты? Чтобы ответить на данный вопрос, попробуем проследить элементы видеофильма. Что это за элементы? (звук, цвет, планы, поведение, мимика и жесты персонажей и т.д.)

2. Группы получают задание фиксировать изменения в одном из выделенных элементов (жесты и мимика, музыка и звук, цвет и картинка), сравнивают русский и зарубежный варианты. Какой из вариантов мультфильма ближе к оригиналу, почему?

3. Вопросы групп друг другу по просмотренным фрагментам, выявление «неясных» моментов. Не отвеченное детьми разбирается с помощью наводящих вопросов либо фиксируется на доске.

4. Проще ли понимать материал, если задаешь вопросы? Почему так?

5. Просмотр (эпизода) мультфильма «Оригами»

6. Групповая работа над различными аспектами фильма (3 группы: звук, цвет, жесты и мимика), комментирование неясных, ключевых моментов учениками;

7. Выводы по модулю: каким образом мы понимаем видеотекст? Ответ на проблемный вопрос модуля: что помогает нам «читать» видеотексты? (мимика, жесты, картинка, цвет, закадровая речь, музыка, планы и т.д., т.е. – язык видеотекста)

1. Умение видеть язык видеотекста, попытки читать язык видеотекста

2. Первый опыт задавания исследовательских вопросов к тексту.

3. Первый опыт комментированного наблюдения

2. Мотив. Последствие.

8

1. Просмотр мультфильма «Снеговик и олень» до момента битвы за морковку, пауза.

2. Предположите, почему главные герои поступали именно так, а не иначе. Что заставляло их сражаться за морковку?
Различные версии детей, предложение развить сюжет самостоятельно (придумать продолжение в нескольких фразах).

3. Просмотр заключительной части мультфильма. Догадался ли кто-нибудь, что концовка будет именно такой? Возможно ли было до конца мультфильма верно истолковать поступки персонажей?

зан

4. Разделение на 2 группы (одна группа следит за снеговиком, другая – за оленем, наблюдение за действиями, жестами, мимикой персонажей). Задание: определить, что толкает персонажей на те или иные действия, попробовать этот «толчок» объяснить самим, объяснить, чем он представлен в мультфильме со стороны снеговика и оленя.

5. Повторный просмотр мультфильма. Обсуждение на основе задания, выход на понятие «мотив». Сравнение определений понятия «мотив», выведенного в группах, с определением из толкового словаря. Фиксация понятия «мотив» и его определения учениками (при этом выбирается нечто среднее между формальным определением и теми толкованиями, что давали дети).

6. Игра на закрепление теоретического понятия «мотив». На доске закреплены 10 фраз (карточка 5), называющих мотивы деятельности человека (по материалам трудов Л. Выготского и прочих психологических исследований мотивации).

3-4 команды. Название, краткое объяснение выбора названия (определение мотивации собственной команды). Каждая из команд поочередно выбирает мотив с доски и предлагает ситуацию из личного или читательского опыта, персонажи в которой руководствовались бы избранным мотивом. Задача двух других команд – попытаться доказать, что ситуация отвечающих не соответствует выбранному мотиву (запрещены фразы, содержащие «а если бы» и т.п.). Балл дается либо за верную ситуацию, либо за опровержение ситуации. Все ситуации прописываются в карточках на столах команд.

7. Просмотр мультфильма «Переменная облачность» (пауза на моменте расставания аиста и тучи), работа, аналогичная работе над мультфильмом «Снеговик и олень», предположения мотивов. Сомнения в духе «здесь не все так просто», высказанные детьми отмечать и просить объяснить, почему же не просто. Предположения и догадки зафиксировать в тетради. Просмотр заключительного эпизода. Работа по группам (фиксация группами мотивов персонажей через жесты и мимику/цветовое оформление мультфильма/звуковое содержание). Группа, выступившая с доказательством мотива по цветовому оформлению мультфильма, отвечает на вопросы детей и доказываает свою точку зрения. Аналогичная работа проходит с двумя другими группами. Заключительный этап – определение мотивов персонажей на основе выводов всех команд, фиксация мотивов и доказательств в тетрадях.

8. Предварительное задание: чтение текста «Друг детства» (В. Драгунский), 3 вопроса на понимание текста (зачем, почему, что случилось). 4 группы. Озвучивание вопросов другим командам, ответы, не раскрытые вопросы размещаются на доске. 5 минут на подготовку коллективного сообщения на тему «Мотивы Дениски». Озвучивает один человек из каждой группы. Один человек из группы может дополнить в конце выступления. Обязательна связь с текстом, выводы подтверждены всем текстом, а не отдельным его элементом.

9. Промежуточный контроль освоения понятия «мотив», творческая работа «Загадки человеческих поступков» на материале рассказа М. Зощенко «Не надо врать». Задача детей –представить проект (текст + рисунок), в котором четко видны мотивы главных героев и действия, предпринимаемые ими для достижения данных мотивов (форма комикса, диафильма, перевертыша и т.д.), а так же последствия этих действий.


1. Освоение понятия «мотив»

2. Умение определять мотивы персонажей, четко осознавать, от каких поступков проистекает та или иная мотивация, обосновывать их.












Мотив. Цель.

Средства.

Последствия.

10

1. Просмотр эпизода из фильма «Эмиль из Леннеберги». Проблемный вопрос: что заставляет мальчика спешить через все препятствия в город, к врачу? Каковы мотивы поступка Эмиля? Только ли мотив заставляет Эмиля двигаться сквозь ураган? Переход к понятию «цель» (возникает у детей в ходе обсуждения – просьба расшифровать понятие, уловить главное, если не возникает – выведение на понимание того, что Эмиль «стремится к чему-то определенному, конкретному» и озвучивание термина «цель» учителем).


2. Игра в «Препятствия» (групповая работа по эпизоду, одна группа предлагает иные препятствия, которые могли возникнуть в обсуждаемой ситуации, другая группа предлагает пути обхода этих препятствий. Итог – достижение цели Эмиля). Знакомство с понятием «последствия», фиксация в тетради.

Задание 1: самостоятельный письменный ответ на вопрос: к чему привели действия Эмиля? Связь с текстом обязательна.


3. На доске представлен список потребностей, действий, мотивов и целей. В карточку 6 дети вносят фразы с доски, распределяя их по колонкам и объясняя разницу. Расшифровка понятия «потребность» (устно).

В тетрадях фиксируется разница между четырьмя терминами.


3. Просмотр мультфильма «Piper». 2 группы.

Задание 2: Составить 8 исследовательских вопросов в группе, отразить письменно (вопросы, которые выявляют противоречие, недосказанность, несоответствие, неожиданность и т.д.). Вопрос может относиться к действиям и поведению персонажей. Игра «вопрос-ответ», не раскрытые вопросы отмечаются на доске.

Задание 3: группы получают персонажа (птенец либо мать птенца) и письменно, каждый участник сам за себя, заполняют карточку 7.


1. Умение определять цель персонажей;

2. Выделять средства достижения поставленной цели, промежуточные цели.

3. Фиксировать последствия той или иной деятельности, выявлять связь последствий с мотивами и целями персонажей.

4. Различать цель, мотив, действие (как средство достижения результата), последствие и потребность


5. Рефлексия

2

1. Рассказ «Он живой и светится» (предварительное задание – прочитать текст), либо мультфильм «Подарок» (знакомство с видеотекстом на уроке).

2. Творческий проект по теме произведения. В работе обязательно должны быть определены мотивы, цели, средства достижения целей и последствия персонажей выбранного текста (с доказательствами), а также краткое рассуждение на поставленную тему («Почему так важно понимать других»)

1. Уметь самостоятельно определять мотивы, цели, различать их, выделять средства достижения целей и четко видеть связь «мотив-цель-поступок-последствие»


Карточка 1
Таблица сравнения персонажей произведения «Винни Пух» (советская версия и версия «Дисней», текст А. Милна)




Винни Пух

(Текст А. Милна)

Винни Пух

(Дисней)

Винни Пух
(советская версия)

Персонажи, участвовавшие в эпизоде (перечислить).









Сюжет









Внешний вид и поведение персонажей:

Винни Пух;

Пятачок;

Кристофер Робин;

Прочие.










Карточка 2

Задание: Проследите за разницей в жестах и мимике персонажей в одной и той же ситуации, но в различных вариантах.

Винни Пух

(Текст А. Милна)

Винни Пух

(Дисней)

Винни Пух
(советская версия)














Карточка 3

Задание: Проследите за разницей в цветовом оформлении одной и той же ситуации в различных вариантах текста (в видеофрагментах фиксируйте все цветовые изменения, в тексте А. Милна ищите авторские указания на цвета, фон, тон и т.д.)

Винни Пух

(Текст А. Милна)

Винни Пух

(Дисней)

Винни Пух
(советская версия)














Карточка 4


Задание: Проследите за разницей в звуковом оформлении одной и той же ситуации в различных вариантах (в тексте А. Милна ищите авторские указания на интонацию, слова, посторонние звуки, в видеотекстах фиксируйте все, что слышите).

Винни Пух

(Текст А. Милна)

Винни Пух

(Дисней)

Винни Пух
(советская версия)













Карточка 5.

Мотивы (приблизительный список)

Желание помочь ближнему


Стремление к одобрению (похвала)


Удовлетворение голода



Стремление к высокому доходу


Желание постоять за себя


Стремление к чистоте


Желание быть здоровым



Страх за себя


Страх за близких


Стремление сделать своих детей успешными


В. Драгунский

Друг детства

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

Папа, купи мне грушу!

Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

А тебе зачем? – сказал папа.

Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей сто или триста.

Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор. А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Карточка 6

Мотивы, цели, действия, потребности

Действие

Мотив

Цель

Потребность










​​​​​​​Критерии оценки курса «Интерпретация действий персонажа текста»



Крит.

Показатели

Балл

1.

Мотив

Указаны ли конкретные мотивы?

Обоснованы ли мотивы текстом (приведены ли примеры, подтверждающие суждение о мотивах действий персонажа)?

Да – 1
Нет – 0


Максимум: 2

2.

Цель

Указаны ли конкретные цели?

Обоснованы ли цели текстом (приведены ли примеры, подтверждающие суждение о целях деятельности персонажа)?


2.

СПОСОБЫ (средства) действий


Указаны ли способы реализации мотивов и целей, используемые персонажем?

Показана ли динамика применения различных способов действий?

Обоснованы ли способы действий текстом?

Да – 1
Нет – 0


Максимум: 3

3.

Последствия

Представлены ли результаты действий, направленных на реализацию конкретного мотива?

Обоснованы ли последствия, названные участником, текстом и контекстной информацией?


Да – 1
Нет – 0


Максимум: 2




Итого: 7

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.