Презентация «Содержание дефектологической работы, направленной на развитие и коррекцию впф, по принципу комплексного взаимодействия специалистов различного профиля»

4
0
Материал опубликован 17 March 2019 в группе

СОДЕРЖАНИЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЮ ВПФ, ПО ПРИНЦИПУ КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА КАК ВИД КИНЕЗОТЕРАПИИ В ЕДИНСТВЕ СО СКАЗКОТЕРАПИЕЙ И РИТМОПЛАСТИКОЙ.

Работая с детьми раннего возраста, имеющими нарушения речевой функции используются различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных дефектологических занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию и коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении высказывания и т.д. используют такой эффективный метод как ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА

На современном этапе развития логопедии под логоритмикой понимается одна из форм кинезотерапии, это форма активной терапии,направленная на преодоление речевых и сопутствующих нарушений путем развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых психических функций (двигательной сферы) в сочетании со словом и музыкой. Основана на взаимосвязи музыки, движения и слова, где организующим началом служит ритм. Она является частью общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы. Опосредованно логоритмика имеет большое значение для развития темпа и ритма, речевого дыхания, орального праксиса, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонетической системы и мелодико-интонационных характеристик речи.

Логопедическая ритмика Для детей с нарушением речи Фонетическая ритмика Для детей с нарушением слуха Коррекционная ритмика Для детей с нарушением зрения, ЗПР, УО В зависимости от специфики и варианта нарушений в развитии детей ритмика подразделяется на:

"Коррекционная ритмика" это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие ВПФ, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Коррекционно-развивающее содержание является центральным на занятии. Задачи этого направления прямо вытекают из качественного своеобразия развития детей с ЗПР. Можно выделить несколько блоков коррекционно- развивающих задач, реализуемых на занятиях КР. Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственно отсталыми средствами музыкального искусства определяет необходимость употребления клинико-психологической терминологии, принятой дефектологии. Коррекция — система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка. Компенсация — сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие произошедших нарушений или недоразвития функций человека. Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) — восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.

Можно выделить несколько блоков коррекционно- развивающих задач, реализуемых на занятиях КР. А. Развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений; Б. Развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики; В. Развитие способности ориентироваться в пространстве; Г. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности. Кроме того, в структуру занятия включаются: - творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии; - комплексные игры различной подвижности и разной направленности; - релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Г.А. Волкова, развивая идеи В.А. Гринер и Н.С. Самойленко, рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики: - вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях) - упражнения на развития дыхания, голоса и артикуляции - упражнения, регулирующие мышечный тонус - упражнения, активизирующие внимание - счетные упражнения - речевые упражнения без музыкального сопровождения - упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра

- упражнения, формирующие чувство музыкального темпа - ритмические упражнения - пение - игра на музыкальных инструментах - музыкальная самостоятельная деятельность - игровая деятельность - упражнения для развития творческой инициативы - заключительные упражнения Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком с учетом структуры его дефекта.

Направления работы. Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего, развитие тонкой и общей моторики, координация движений, развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания. Развитие речи и коррекция речевых нарушений: развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха, развитие орального праксиса, просодии речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения. Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, упражнения, активизирующие внимание и воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений, упражнения на развитие дыхания. К методическим приемам относятся: показ упражнений, сопряженное, сопряжено-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом движения.

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей рекомендуеся использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно-артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально-ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику), эмоционально-волевой тренинг, креативный тренинг. Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел входят игры по развитию голосового аппарата, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения

Инструментальное музицирование является основой формирования ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах и их заместителях. Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Дыхательно-артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук и для рук с использованием различных предметов. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу

Танцевально-ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.  

Игроритмика — это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально-ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий часто используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики.

Эмоционально-волевой тренинг. Раздел включает игры и игровые упражнения, имеющие своей целью невербальное и вербальное выражение основных эмоций (радости, печали, удивления, страха, злости, интереса, горя, спокойствия). Являясь недирективным видом деятельности, эмоционально-волевой тренинг направлен в первую очередь на развитие сенситивных способностей (эмпатии, коммуникативных навыков) и позитивной самооценки путем вовлечения ребенка в общую игровую деятельность. Успешность выполнения игровых заданий позволяет ребенку преодолевать комплекс неполноценности.

Параллельно развиваются коммуникативная и регулирующая функции речи. Креативный тренинг. Способствует развитию беглости, гибкости и оригинальности мышления [Психогимнастика в тренинге, 2001], умению планировать и организовывать свою деятельность, переходу от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, формированию конструктивных представлений. Опираясь на музыкальные впечатления, дети создают пластические, графические и словесные образы. В раздел входят задания на замещение предметов, создание музыкально-речевых сказок при помощи жестов, сопровождающихся звуком, графических рисунков, выразительных двигательных, вокальных и инструментальных импровизаций. В ходе креативных игр на свет рождаются невероятные истории, развиваются познавательная деятельность, способности к естественной коммуникации, что играет большую роль в общем психическом развитии ребенка.

Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования: -чёткость, компактность, сжатость учебного материала; -продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии; -взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; -большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии; -систематичность и доступность изложения материала; -необходимость соблюдения временных рамок занятия.

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30—40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.

Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов, отсюда устойчивое внимание на протяжении всего занятия и, как следствие, повышение результативности в усвоении знаний.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации