12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга151
Россия
2

Статья на тему «Работа по созданию благоприятного климата в классе, направленная на развитие и коррекцию высших психических функций, на уроках письма и развития речи»

Работа по созданию благоприятного климата в классе, направленная на развитие и коррекцию высших психических функций, на уроках письма и развития речи

 

От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их

духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы. В. А. Сухомлинский.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является первоочередной для образовательной системы. Не исключение из правил и работа с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью. Учитель-дефектолог в процессе ведения урока должен контролировать утомляемость учащихся, возникающую из-за неустойчивых нервных процессов и проявляющуюся в снижении внимания, усилении истощаемости, потере интереса к учебным действиям, так как это негативно сказывается на эффективности деятельности. У таких детей отмечаются своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость; зачастую нарушается память; дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми.Таковы особенности учащихся с интеллектуальными нарушениями, и если их не учитывать и не контролировать, учебная деятельность может пагубно отразиться на психическом здоровье детей и усугубить имеющиеся проблемы. Ребенку уставшему, вялому и отстраненному от общей деятельности сложно чувствовать себя комфортно, получать удовольствие и удовлетворение от процесса занятия на уроке, вследствие чего возникают чувство тревожности за возможные ошибки, ощущение своей бесполезности пребывания в классе и нежелательный психологический барьер.

Создание психологической комфортности на уроках лежит через специфически разработанные и подобранные психолого-педагогические методы, приёмы и подходы в обучении, которые должны быть адекватны возрасту и возможностям каждого учащегося, устраняющие перегрузку и сохраняющие здоровье школьников. Немаловажно и умелое, системное использование этих технологий на практике, поскольку направлены они не только на охранение физического здоровья детей с ОВЗ, но и на сохранность их психического состояния и развитие и коррекцию высших психических функций.

Создание благоприятного эмоционального климата в классе начинается уже на начальном этапе урока, хотя немаловажную роль играют заблаговременно выстроенные отношения педагога с учащимися. Так, положительный эмоциональный настрой снимает страх перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Этого можно добиться как установками: «Я смогу…», «У меня получится…», так и несложными устными заданиями вида: «Назовите…и сядьте». Старшеклассники, как правило, предпочитают коррекционные игры посложнее. Так, например, в арсенале моей работы имеется игра «Снежный ком», где ребята могут продемонстрировать возможности своей памяти. В процессе игры повторяем названия месяцев, дней недели, характеризуем настроение, качества людей различных профессий.

Проверку домашнего задания можно организовывать в различных формах. Это может быть банальная взаимопроверка, а может и совершенно самостоятельное задание, но с орфографическим или грамматическим решением аналогичным решению в домашней работе. Использование иллюстрационного материала способствует наглядному и точному комментарию к соответствующим текстам упражнений, а так же позволяют корригировать память при расположении иллюстраций в порядке следования и за счет одновременной работы в тетрадях и на доске предотвращать преждевременное утомление глаз. Так, с вышеперечисленными здоровьесберегающими целями, была проведена проверка домашнего задания в 7 классе:

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет

И дергач не кричит.

t1577035083aa.jpgt1577035083ab.jpgt1577035083ac.jpgt1577035083ad.jpg

- Посмотрите на иллюстрации. Кто и что изображено? Где вы встречали эти слова?

- Расскажите четверостишье из домашнего упражнения.

- В таком порядке расположены изображения? Расположите правильно по порядку их описания.

- Я указываю на иллюстрацию – вы находите подходящий глагол.

- Какие глаголы употреблены с частицей НЕ? Как вы написали эти глаголы?

Развитость коммуникативных функций речи учащихся зачастую не соответствует их возрасту и социальному статусу, что вызывает затруднения в высказывании своих мыслей. На всех уроках оказывается помощь каждому ребёнку, предотвращающая стрессовую ситуацию и создающая условия для повышения речевой активности. Каждый ответ ребенка выслушивается, при необходимости оказывается помощь в виде наводящих вопросов, слов-опор, а порой и части предложения. При помощи всех вспомогательных дидактических средств учащийся сам или с помощью делает правильное, логически выстроенное умозаключение.

Поддержание благоприятной атмосферы возможно через соревновательные моменты, групповое выполнение заданий, мотивационную стимуляцию с помощью жетонов, фишек, которая подвигает учащихся к дальнейшей плодотворной работе. Использование нестандартных форм уроков помогает настроить учащихся на творческий лад, вызвать положительные эмоции у детей и способствует раскрытию индивидуальности каждого ребёнка. Наряду с использованием нестандартных форм уроков с целью поддержания интереса полезно использовать и задания, требующие особого подхода. Это вносит в каждый урок элемент новизны, значительно повышает интерес к изучаемому материалу, помогает школьникам избежать преждевременного утомления, попробовать себя в различной деятельности, которая в итоге работает на цель и задачи урока.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы своевременно и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке. Одним из самых напряженных моментов урока может получиться этап оценки знаний учащихся. Для того, чтобы исключить отрицательные моменты, урок лучше заканчивать общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворённости от результатов работы на уроке. Обязательно нужно отметить положительное в работе слабых ребят, указать, над чем поработать ещё. Это со временем приучит к дисциплинированному труду. Хороший воспитательный эффект на уроке имеет самооценивание. С помощью шкалы оценивания ребята выставляют себе оценку, подробно комментируют причины её выставления. При регулярном использовании данного упражнения у учащихся вырабатывается определенный алгоритм анализа своей деятельности. Начиная использовать этот метод, целесообразно составить план, по которому учащиеся будут оценивать свой труд.

 

t1577035083ae.jpgt1577035083af.jpgt1577035083ag.jpg

 

Психологическая комфортность создается ни на одном уроке, это ответственная целостная работа на протяжении всего курса обучения. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит к более качественному усвоению знаний, и как следствие, к более высоким результатам.

Список использованной литературы:

Барская Н.М. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич.- М., 1992.- с.3

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняев, Б.Б. Горскин и др.; Под редакцией Б.П. Пузанова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-272с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.