12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лариса34

Богаченко Л.П. учитель-дефектолог, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

Коленчук Л.А учитель, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

Мишенина Е.В. учитель, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация. Статья посвящена использованию нейропсихологического подхода при коррекции сложностей в обучении у детей с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий при комплексном взаимодействии специалистов.

В данное время прослеживается повышение количества обучающихся с особыми образовательными потребностямиПри этом специфичното, что данная тенденция прослеживается из числа обучающихся общеобразовательных учрежденийКонкретные медицинские освидетельствованиячаще всего не обнаруживают у этих детей жесткой патологии, а показывают вариант развития в пределах нижней границы нормы. Трудности в  обучении носят системный характер и порой скорректировать их бывает очень сложно.

Инновационные способы исправления недостатков в развитии ребенка со сложностями в обучении делятся на два ключевых этапаПервый -непосредственно когнитивные способыбольше в целом нацеленные на преодолевание проблем освоения школьных знаний

также развитие ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухо-речевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второй - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы, которые зарекомендовали себя при работе со взрослой популяцией.

Они ориентированына осознание собственного тела, снятие мышечного тонусаформирование навыков невербальнго общения с целью улучшения психического самочувствия при взаимодействии со сверстниками.

Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния

В данное время обширное распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность.  Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ОВЗ, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.  Для здоровых  же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Т.о. включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества. 
      Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены. Это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности. Инклюзивный подход делает образование более индивидуализированным.
Учитывая неоднородность контингента учащихся, в образовательном учреждении  необходимо создать условия  для обучения и воспитания детей с ОВЗ, создать систему комплексного, личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Такая система предполагает  обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение учебного процесса специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом),

В настоящее время широкое распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность.  Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ОВЗ, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.  Для здоровых  же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Т.о. включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества. 
     
Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.

При исследовании различных психических функций у детей с отклоняющимся развитием выявлены особенности их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей с отклонениями в развитии слабо формируется мотивация учебной деятельности.

Учитывая специфику группы, специалистами (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, инструктором по физической культуре) при подготовке детей к школьному обучению используется нейропсихологический подход, который сегодня приобретает особую значимость и актуальность. Этот подход позволяет построить работу с такими детьми, исходя из их потенциальных возможностей, и наметить индивидуальную программу в развитии высших психических функций, создать базовую предпосылку для подготовки к школе.

Эффективность обучения детей с проблемами психического развития зависит от многих факторов и в том числе от раннего выявления дефектов. Для этого необходимо диагностическое обследование ВПФ у детей, которое позволяет описать причины и механизмы имеющихся нарушений, поставить функциональный или топический диагноз и указать пути восстановления несформированных или нарушенных функций.

Методика состоит из нескольких блоков, каждый из которых предназначен для обследования соответствующей языковой функции фонематического слуха; фонологической способности; словаря; фонематического строя речи (морфологии и синтаксиса). Блок подразделяется на разделы соответственно входящим в функцию звеньям. Звенья представлены базисными и небазисны­ми субфункциями. Базисные, в свою очередь, разделены на отно­сящиеся к гностико-праксическому и символическому уровням мозга. Конкретные задания представлены в виде проб.

Большая часть проб, используемых в настоящей методике, является традиционной и совпадает с теми, которые применяют­ся в различных системах нейропсихологической диагностики на­рушений речевой и других ВПФ (А.Р. Лурия, И.М. Тонконогий, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Е.П. Кок, В.Я. Репин, Е.Д. Хомская и др.).

Современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе, данные о пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях дают возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы в рамках нейропсихологического учения, опирающегося на системный подход

Работы В.М.Бехтерева, А.Л.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи. Поэтому коррекционно - развивающая и формирующая работа в нашем детском саду направлена "снизу вверх" (от движения к мышлению), а не наоборот.

Опыт работы с детьми с отклонениями в развития показывает, что воздействие только на двигательную функцию даёт свой эффект и на уровне эмоциональной и интеллектуальной сфер, - его называют «эффектом ненаправленной коррекции»,- что в очередной раз говорит о базовом значении моторного развития для созревания других психических функций. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается!

В связи с этим, на специальных занятиях, предусмотренных программами Семинович А.В., В.И. Лях, А.А. Потапчук специалисты центра комплексного сопровождения используют элементы нейропсихологических упражнений, учитывая индивидуально-типологические особенности детей. В коррекционно-развивающей и формирующей работе основной акцент делается на применение методов нейропсихологической коррекции. К ним относятся: растяжки, массаж, дыхательные, глазодвигательные, перекрёстные (реципрокные) упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, игры для развития координации движений и мелкой моторики рук, коммуникативной и когнитивной сферы, игры на релаксацию и визуализацию.

Использование данных методов при коррекции различных трудностей в обучении детей с отклонениями в развития позволило построить работу с ними, учитывая их индивидуальные особенности: состояние здоровья, физические показатели, особенности нервной системы, развитие и функционирование головного мозга.

С детьми, у которых был выявлен недостаточно сформированный подкорковый уровень, проводились упражнения на взаимодействие левой и правой части тела (кинезиологические и телесные).

Для активизации теменных зон мозга наиболее эффективным было использование массажа и самомассажа (ежедневно); пальчиковой гимнастики; игр с предметами, имеющими различную фактуру; лепка и рисование букв, цифр.

Для теменно-затылочной зоны использовались:

игры и упражнения на развитие зрительной рецепции: разрезные картинки, нелепицы, игры-лабиринты, зашумленные фигуры, перечеркнутые изображения;

игры и упражнения на освоение пространства: упражнения перед зеркалом, движения в различных зонах пространства, ходьба по ориентирам.

Для стимуляции височных зон в группе была создана гармоничная звуковая среда, что способствовало расширению слухового восприятия за счет использование природных, бытовых шумов, аудиокассет с записью голосов животных и птиц.

Большое значение для активизации лобных зон отводилось формированию программы действий (постановка целей и задач). Для этого учили детей выполнять задания по строго заданной инструкции (пошагово), работали над усвоением правил и норм поведения, развивали коммуникативную и эмоционально-волевую сферы, способствовали развитию обобщающей функции слов (закончи предложение, найди сходство и различие, подбери общее слово, задания на классификацию).

Эффективность нейропсихологического подхода при коррекции сложностей в обучении подтверждается результатами выходной диагностики: у детей не только повысился потенциальный энергетический уровень, но и расширился круг представлений о собственном теле, развились память, мышление, воображение, восприятие, произвольность (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия), снизилось психомоторное напряжение.

Список литературы

Безруких М.М. Ступеньки к школе. М.:Дрофа, 2000.

Пуляевская О.В. Дифференцированный подход в подготовке детей к школьному обучению. Иркутск, 2003.

Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни. М.,1989.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 2000.

Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М., 2003.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель .- М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.