Статья «Логопедическая сказка с использованием биоэнергопластики как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)»

7
0
Материал опубликован 12 May 2021 в группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69» г. Сыктывкар

​​​​​​​ «Логопедическая сказка с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластики) как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

учитель-логопед  Буркотенко-Буркот Л.А.

Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые предложения обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.

Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями.

Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений,  которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.

Дети с ТНР имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативизм. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.

Актуальность данной темы состоит в том, что логосказки с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластика) - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, способствует привлечению внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Цель применения логосказкок с использованием сопряженной гимнастики как средства логопедической коррекции - последовательная нормализация речи детей и привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.

Задачи:

  •  научить управлять соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела;
  • укреплять мышцы лица;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать фонематическое восприятие и слух;
  • совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
  • работать над речевым дыханием;
  • развивать лексико-грамматический строй речи;
  • развивать связную речь;
  • коррегировать и развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
  • создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда (педагога) с детьми.

В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте, при постановке звуков и их автоматизации.

Но хотелось бы подробнее остановиться на логопедических сказках с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластика).

Теоретическими положениями явились фундаментальные исследования в области специальной педагогики, психологии, физиологии и нейрофизиологии, касающиеся взаимосвязи  между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова).

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.

Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физминутка.

Работу над выполнением упражнений можно разделить на несколько этапов:

Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.

На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с сопряженной грмнастикой (биоэнергопластикой) перед зеркалом.

На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.

На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки), что и позволяет назвать их «Театр пальчиков и языка». Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Таким образом, возможности логопедической сказки с применением сопряженной гимнастики (биоэнергопластики) уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

Логосказка с сопряженной гимнастикой (Биоэнергопластикой) «Весенняя прогулка Язычка»

Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей)

Движения или статичная поза

рук

Языка, губ

1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок.

Имитация пробуждения, кисти рук в стороны

Губы в улыбке

2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево

Кисти рук расставлены.

Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево

Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы

3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным

Язык высовывается и прячется в рот

4. Увидел, что растаял снег, но кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стал раскидывать его лопатами

Пальцы вытянуты, Ладони соединяются «чашечкой»

Язык лопаточкой, затем сворачиваем чашечкой

5.А еще надо подмести дорожки

Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево

Язык двигается вправо-влево

6. Устал, надо отдохнуть.

Катается на карусели

Кисти рук двигаются по кругу

Движения языком по зубам, по кругу

7. А сейчас на качелях покачается

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз.

Язык движется вверх- вниз

8. Ой! Смотри, какая лошадка показалась после растаявшего снега. Поскакали на лошадке. Останавливает лошадку –

Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук.

Языком щелкаем, цокаем.)

«Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию).

9. Слез с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починить нужно

Красивый забор получился, улыбнемся.

Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга.

Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т).

губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка»)

10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают?

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо.

Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта.

11. Пришел домой.


Мама конфетки купила, ест.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.

Указательный палец правой руки упирается в ладошку левой руки, тоже палец левой- в ладошку правой.

Язык высовывается и прячется в рот.

Язык упирается то в левую щеку, то в правую (упр. «Конфетка»).


Используемая литература:

 Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.

 Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.

Бушлакова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Детство-Пресс.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. М, 2002 г.

Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации