Статья «Логопедическая сказка с использованием биоэнергопластики как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 69» г. Сыктывкар
«Логопедическая сказка с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластики) как средство воздействия на речевую сферу детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»
учитель-логопед Буркотенко-Буркот Л.А.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Связные смысловые развернутые предложения обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание людей.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения – неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. В свою очередь низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями.
Для успешной работы с дошкольниками важно подобрать эффективные методы коррекции речевых нарушений, которые целенаправленно будут стимулировать речевую активность, влиять на речевое развитие и эмоциональную сферу, развивать активный словарь. Хорошим помощником в этой работе может стать сказка. Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Дети с ТНР имеют свои психологические особенности. Это замкнутость, неуверенность в себе и негативизм. Добавляются и вторичные отклонения в развитии психических процессов. Использование игровых методов может повысить эффективность коррекционной работы логопеда, построенной на основе сказки.
Актуальность данной темы состоит в том, что логосказки с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластика) - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, делает обучение интересным, способствует глубокому и прочному усвоению учебного материала, способствует привлечению внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Цель применения логосказкок с использованием сопряженной гимнастики как средства логопедической коррекции - последовательная нормализация речи детей и привлечение внимания ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ.
Задачи:
- научить управлять соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук и тела;
- укреплять мышцы лица;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- совершенствовать звуковую сторону речи ребенка;
- работать над речевым дыханием;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- коррегировать и развивать все психические процессы (воображение, восприятие, внимание, мышление, память);
- создавать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сотрудничеству логопеда (педагога) с детьми.
В своей педагогической деятельности мы используем разные виды логопедических сказок: артикуляционные, пальчиковые, фонетические, лексико-грамматические, сказки, способствующие формированию связной речи, сказки по обучению грамоте, при постановке звуков и их автоматизации.
Но хотелось бы подробнее остановиться на логопедических сказках с использованием сопряженной гимнастики (биоэнергопластика).
Теоретическими положениями явились фундаментальные исследования в области специальной педагогики, психологии, физиологии и нейрофизиологии, касающиеся взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферы ребенка (В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова).
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Так же способствует развитию координации движений, повышающей общую работоспособность ребенка на занятии.
Проводимая в хорошем темпе, со сменой поз (сидя за столом, стоя в кругу), сопряженная гимнастика может применяться и как физминутка.
Работу над выполнением упражнений можно разделить на несколько этапов:
Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая педагогу, выполняют похожие движения руками.
На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с сопряженной грмнастикой (биоэнергопластикой) перед зеркалом.
На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением логопедом.
На заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.
Упражнения сопряженной гимнастики объединены простеньким сюжетом (виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов, схем-карточек, опорные рисунки), что и позволяет назвать их «Театр пальчиков и языка». Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А участие самого ребенка в создании сюжетов вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Таким образом, возможности логопедической сказки с применением сопряженной гимнастики (биоэнергопластики) уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка. Эффективными для развития детей являются занятия с использованием игровых методов, театрализованных представлений, логопедических сказок. К тому же театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.
Логосказка с сопряженной гимнастикой (Биоэнергопластикой) «Весенняя прогулка Язычка»
Текст произносит взрослый (желательны «подсказки» детей) | Движения или статичная поза | |
рук | Языка, губ | |
1. Однажды Язычок проснулся и увидел, что за окном выглянуло солнышко. Улыбнулся Язычок. | Имитация пробуждения, кисти рук в стороны | Губы в улыбке |
2. Подошел Язычок к окошку и открыл его. Выглянул, посмотрел вверх-вниз-вправо-влево | Кисти рук расставлены. Кисти рук двигаются вверх-вниз-вправо-влево | Рот открыт, язык свободно лежит за нижними зубами Язык движется вверх- вниз и попеременно в стороны или убирается за зубы |
3. Вышел на прогулку: топ-топ-топ | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным | Язык высовывается и прячется в рот |
4. Увидел, что растаял снег, но кое- где еще на площадке, на дорожке лежит. Стал раскидывать его лопатами | Пальцы вытянуты, Ладони соединяются «чашечкой» | Язык лопаточкой, затем сворачиваем чашечкой |
5.А еще надо подмести дорожки | Пальцы соединены, ладони двигаются вправо-влево | Язык двигается вправо-влево |
6. Устал, надо отдохнуть. Катается на карусели | Кисти рук двигаются по кругу | Движения языком по зубам, по кругу |
7. А сейчас на качелях покачается | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. Поднять сомкнутые пальцы вверх, опустить ладонь вниз. | Язык движется вверх- вниз |
8. Ой! Смотри, какая лошадка показалась после растаявшего снега. Поскакали на лошадке. Останавливает лошадку – | Пальцы сомкнуты с большим пальцем, на каждое щелканье размыкать и смыкать пальцы рук. | Языком щелкаем, цокаем.) «Прррр» (губами или кончиком языка. Вызывая их вибрацию). |
9. Слез с лошадки. Ой, что случилось? Забор снегом поломало, починить нужно Красивый забор получился, улыбнемся. | Кисти рук в кулачке. Кулачками стучим друг о друга. | Языком стучим за верхними зубами (упр. «Молоток» т-т-т). губы растянуты в улыбку (упр. «Улыбка») |
10. Смотрит который час. Пора возвращаться домой. Как часики тикают? | Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз: повернуть кисть влево, повернуть вправо. | Улыбнуться, открыть рот, высунуть кончик языка изо рта и поочередно коснуться левого и правого угла рта. |
11. Пришел домой. Мама конфетки купила, ест. | Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Указательный палец правой руки упирается в ладошку левой руки, тоже палец левой- в ладошку правой. | Язык высовывается и прячется в рот. Язык упирается то в левую щеку, то в правую (упр. «Конфетка»). |
Используемая литература:
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. - М: АСТ: Астрель, 2008.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. [Текст]/ Т.В. Будённая.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-64 с.
Бушлакова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой – Детство-Пресс.
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. М, 2002 г.
Шубина Е. Основы телесной терапии. Изд.: «Наука и техника», 2007.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет. М.: Арктур, 2001.