Использование логопедической сказки на подготовительном этапе в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи
Кудрявцева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед МБОУ СОШ №93
Барабинского района Новосибирской области
Использование логопедической сказки на подготовительном этапе в коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи.
Наиболее частым речевым нарушением у детей, на которое обращают внимание при общении, является нарушение произношения звуков. Количество детей с нарушением звукопроизношения увеличивается. И очень часто нарушения носят полиморфный характер, затрагивая нарушенное произнесение нескольких звуков одной группы и даже нескольких групп. Нарушение произносительной стороны речи может затруднять у младших школьников обучение русскому языку и чтению. Кроме этого дети испытывают трудности общения со сверстниками и взрослыми, так как стесняются своего дефекта.
Поэтому, на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения, работа с детьми проводится по развитию речевого слуха, речевого дыхания и мышц артикуляционного аппарата. Для развития и укрепления мышц речевого аппарата, для умения переключаться с одного движения на другое, удержания артикуляционного уклада, на логопедических занятиях проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика (Гимнастика речи активная) – это система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда. (Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под ред Селиверстова В.И. М.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 - 400 с.)
Но для многих детей выполнение артикуляционных упражнений является сложным, скучным и длительным процессом. Наиболее эффективным коррекционным методом при выполнении артикуляционной гимнастики, конечно же, является сказка.
Поэтому, для успешной организации логопедической коррекционно-развивающей работы на подготовительном этапе по коррекции звукопроизношения используются артикуляционные сказки.
Артикуляционная сказка вызывает интерес детей к логопедическим занятиям и помогает в игровой форме объяснить выполнение каждого артикуляционного упражнения, а так же разнообразить работу по развитию подвижности точных движений речевого аппарата.
Логопедическая артикуляционная сказка помогает решить ряд задач:
-упражнять и укреплять мышцы артикуляции,
-обогащать словарный запас детей,
-развивать силу речевого выдоха,
-развивать слуховое внимание,
-развивать мышление, внимание, память,
-воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Так на первых занятиях для знакомства с органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, языком, нёбом применяем сказку «О весёлом Язычке» М.Г. Геннинг и Н.А. Герман. Дети с большим интересом вместе с главным героем Язычком стараются рассмотреть и запомнить названия органов речевого аппарата.
«Сказка о весёлом Язычке» М.А. Поваляевой кроме развития подвижности мышц речевого аппарата включает элементы самомассажа, упражнения на развитие речевого дыхания. А так же главный герой - весёлый Язычок знакомится с временами года и изменениями в природе.
Считаю, что логопедическая сказка помогает детям чувствовать себя уверенней при выполнении упражнений для языка, ведь они помогают главному герою сказок учиться делать гимнастику для укрепления мышц.
Сказка «Весёлая прогулка», «Зоопарк», «Приключения Язычка» Е.М. Косиновой в увлекательной форме помогают не только учиться выполнять артикуляционную гимнастику, но и развивают, обогащают словарный запас детей по лексическим темам.
Использование на занятиях логопедических сказок, способствуют эффективному выполнению артикуляционной гимнастики, развитию слухового внимания и памяти. Дети с нетерпением ждут продолжения сказочных приключений с Язычком.
Логопедическая сказка «Домашняя» Куликовской Т.А. поможет закрепить знания детей об органах артикуляции. А сказки «Учебная», «Зоологическая» и другие способствуют укреплению мышц речевого аппарата и одновременно тренировке ориентироваться в пространстве, развитию словарного запаса детей.
Таким образом, артикуляционная сказка, помогает в интересной форме научить детей правильно выполнять однообразные, а порой трудные артикуляционные упражнения, которые способствуют развитию и коррекции произношения звуков.