12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина16
1

Социализация детей с ОНР посредством приобщения к чтению.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44г. Саров

                                                                                                             подготовила:

учитель - логопед

Афонина Ирина Ивановна

       Социализация детей с ОНР посредством приобщения к чтению.

         Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т. е. становится социально компетентным.

         Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. Эти требования вы видите на слайде.

- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

Одним из уникальных «инструментов» развития духовно-нравственных, интеллектуальных, эмоциональных способностей человека является художественная литература.

       Оксана Сергеевна Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.

       Дети с общим недоразвитием речи особенно нуждаются в ознакомлении и приобщении к художественной литературе, которая влияет на культурное наследие, формирует ценностные представления, становление качеств творческой личности, развитие образного мышления, творческого воображения, художественно-речевую импровизацию, способствует реализации развития интересов детей. В силу специфики речевого нарушения у детей ограничены контакты с взрослыми и сверстниками, полноценно не осуществляется процесс общения, что значительно осложняет социализацию детей.

        У большинства отмечаются проблемы формирования познавательных процессов, складываются определённые личностные особенности, затрудняющие организацию детской деятельности и социализацию ребёнка в обществе. В поведении детей с ОНР отмечается ряд специфических особенностей: большое число конфликтов, неумение договариваться, учитывать интересы других, уступать в спорах, наличие рассогласования в реальном и декларируемом поведении. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.

      Цель нашей работы состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников с ОНР социально –нравственные качества через интерес и потребность в чтении книг.

Исходя из этого, были поставлены задачи:

-Воспитать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге

-Развить положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

- Приобщить детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

-Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

Работа с детьми по данному направлению мы начали с обогащения предметно-развивающей среды:

-- в книжном уголке выделили полочку, где оформляются выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п.) ;

-- уголок для театрализованной и режиссерской игры был пополнен в рамках прошедшего смотра-конкурса.

--в уголок изодеятельности, кроме изобразительных материалов внесли книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;

При проведении непосредственно образовательной деятельности мы пытались найти новые формы и способы взаимодействия с детьми, пытаясь повысить интерес детей к художественной литературе.

Достаточно эффективно проходит непосредственно-образовательная деятельность, проводимая в форме игры, позволяющая использовать различные методические приёмы. Наибольшим успехом у детей пользуются занятия - «путешествия». Учитывая речевые возможности наших воспитанников, в каждое занятие мы стараемся включать практическую деятельность. Выбирая нужную иллюстрацию, выкладывая последовательность или собирая разрезные картинки, ребята чувствуют себя включёнными в общую деятельность, у них снижается чувство тревожности, боязнь неудачи. Возможность пусть не рассказать, но показать результаты своей деятельности раскрепощает детей, вызывает отклик на предложенную деятельность.

Очень интересна система работы по рассказам В. Драгунского «Денискины рассказы»

Это короткие рассказы, законченные сюжетные произведения. Рассказ можно прочитать за одно занятие и остается достаточно времени, чтобы подумать, обсудить, высказать свои соображения.

Автор и его герои заставляют слушателя думать, чувствуя или переживать, размышляя, не нужны какие-то специальные педагогические подводки: текст работает сам. Детям хочется возразить, согласиться, дополнить, скорее, поделиться своими историями. После прочтения рассказа «Что я люблю», дети решили проанализировать, что же любят и не любят они. Что из этого получилось, вы видите.

В свободной деятельности дети закрепляют знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности:

-в театрализованных играх.

-в режиссерских играх - драматизациях сказок

-в самостоятельном чтении в книжном уголке;

-в проектной деятельности, где дети учатся добывать информацию с помощью различных источников, в том числе и в книгах. «Для чего нужна книга?», «Моя малая Родина», «Расскажи мне сказку».

       Чтобы показать значимость данной работы для наших детей, не обязательно перечислять все то, что год от года проводится индивидуально и в группах. Рассмотрим лишь один пример.

Литературная игра «Даром время не теряй, в гостях у сказки побывай»

Предварительно, до игры, детям читаются сказки о животных. Затем следует викторина. Победитель викторины становится ведущим, набирает команду, выбирает случайным образом животное, которое становится главным героем всех последующих игровых действий команды.

Что мы получаем, кроме бури положительных эмоций?

1.Прочитаны сказки.

2.Усвоены основные характерологические проявления животных, а это значит, что ребенок учится отличать внешнее от внутреннего, в похожем находить различия.

3.Вырабатывается умение работать в группе. Это и контроль своего поведения, и взаимоуважение, и воля, и умение подчинять свои интересы общим и т.д.

4.Развитие артистических способностей, необходимых для проявления себя в социуме.

5.Развитие воображения – показ поведения животного.

6. Развитие мышления – викторина.

7. Баланс между интеллектуальной деятельностью и подвижной, игровой, а значит, баланс между умственным и физическим развитием.

8. Получение положительных эмоций – стимул к дальнейшему чтению.

Еще одной из форм социализации через приобщение детей к книгам является  посещение  детской городской библиотеки им Пушкина.

Сотрудники библиотеки проводят интересные мероприятия. Тематика занятий достаточно разнообразна. Это и природа и сказки, причём каждая тема раскрывается с привлечением множества книг из библиотечного фонда, что стимулирует интерес детей к чтению, к дальнейшему общению с полюбившимися героями книг и персонажами.

Без тесного сотрудничества с родителями не будет высокого результата. Поэтому свою работу строим таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данных задач.

Для этого:

вывешиваем в информационном уголке для родителей: список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте; высказывания известных людей и статьи специалистов о важности социального воспитания; памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с книгой; привлекаем родителей к совместной проектной деятельности, изготовлению костюмов для театрализованной деятельности; привлекаем к оказанию помощи в обогащении книжного уголка группы.

Проводимая в системе работа по социализации через приобщение детей к книжной культуре дала ощутимые результаты: пополнился литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, считалками, скороговорками. Совершенствовались художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Дети стали терпимее друг к другу. Мы надеемся, что интерес детей к книге будет расти, и приложим к этому все свои знания и силы. Ведь научить понимать и любить книгу – значит научить мыслить и чувствовать.

Список использованной литературы

1.Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.,1983- т.5-С.275

2. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.-с.175
3. Соловьёва Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1996. – №1. – С.62-67.


Опубликовано


Комментарии (2)

Соколова Елена Борисовна, 07.01.22 в 09:53 4Ответить Пожаловаться
Ирина Ивановна, в тексте упоминаются слайды, а презентация не прикреплена. Без неё не всё ясно. Как работали дети после чтения рассказа Драгунского «Что я люблю»? В чём заключалась литературная игра, какие задания, связанные с животным, выполняла команда? Как это связано с чтением сказок? Материал интересный и нужный, но это комментарии к презентации, которой нет. Доработайте, пожалуйста!
Сорокина Светлана Валерьевна, 07.01.22 в 10:31 2Ответить Пожаловаться
Ирина, если Вы размещаете презентацию отдельной публикацией, сделайте, пожалуйста, ссылку на нее. Тогда методическая ценность представленного материала повысится.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.