12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахметова Людмила30
2

«Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья и формирование духовно-нравственных качеств личности средствами сказкотерапии»

Л.Р Ахметова

Сахалинская область, Анивский район, с. Троицкое

МАОУ СОШ № 5 с. Троицкое «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 5 с. Троицкое»,

педагог-психолог

«Социализация школьников с ограниченными возможностями здоровья и формирование духовно-нравственных качеств личности средствами сказкотерапии»

В статье рассматривается коррекционная работа с детьми VII, VIII вида обучения по направлению «сказкотерапия».

В настоящее время необходимо больше внимания для обучения детей с ОВЗ. В последние годы значительно увеличился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом и физическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов обучения таких детей является актуальной проблемой современной педагогики. Особую тревогу вызывает неуклонно возрастающее количество детей с ограниченными возможностями. Их проблемами занимаются медицинские, педагогические, социальные и многие другие службы. Определенную помощь в адаптации к современным условиям жизни детям оказывают детские психолог. Школа сегодня не только выполняет обучающиеся, просветительские и социокультурные функции, но и активно помогает реабилитации детей-инвалидов, детей с (особыми возможностями здоровья) ОВЗ и особыми образовательными потребностями. В числе учеников есть дети с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся на домашнем обучении и работа с ними преимущественно индивидуальная. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики индивидуальных и возрастных особенностей и здоровья каждого ребенка. В наше время дети страдают от невнимания окружающих, от дефицита общения со сверстниками, от нарушения связи с окружающим миром, невозможности удовлетворить свои потребности в образовании, доступе к культурным ценностям. Давно замечено, что благоприятная атмосфера способна поддерживать эмоциональное здоровье, помогает выходить из стрессов и тревожных состояний, предупреждать задержку психического развития. ОВЗ не должна ограничивать познавательную деятельность ребенка. Поэтому кабинет психолога предоставляет равный и свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья ко всем услугам. Дети с ограниченными возможностями здоровья и развития не должны чувствовать себя одинокими, не должны бояться будущего. Им следует знать, что рядом с ними всегда будут доброжелательные сверстники и понимающие взрослые, в том числе и психологи. Мы протягиваем им руку помощи и через книгу предлагаем приобщиться к слову – этому величайшему дару, дающего радость познания и исцеления. Помощь в этой работе оказывает библиотека, которая является практически единственным бесплатным учреждением культуры, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут найти информацию на любую интересующую их тему, получить эмоциональную разрядку, читая книги, журналы, участвуя в различных мероприятиях, проводимых в библиотеке. Задача библиотекаря, с помощью психолога – зарядить детей положительными эмоциями, вызвать желание принять участие в занятиях и играх. Библиотекари неистощимы на выдумку в проведении различных мероприятий, посвященных книге и чтению. В своей работе мы используем самые разные формы, которые могут быть интересны детям: громкие чтения, обсуждения прочитанных книг, литературно-музыкальные композиции, игры, викторины, конкурсы. К участию во всех мероприятиях стараемся максимально привлечь детей с ОВЗ для успешной социализации в обществе. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ОВЗ, испытывающими эмоциональные, физические и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод один из самых универсальных и доступных для детского восприятия. Во время чтения сказок возможно не только решение эмоциональных и поведенческих проблем у детей, но это прекрасный повод приобщить их к книге, познакомить с творчеством писателей-сказочников. Занятия по сказкотерапии дают мотивацию к литературному творчеству (через пересказ сказок), тем самым способствуют развитию речи. Некоторые ребята после занятий просят родителей почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочется восстановить пережитые эмоции и ощущения. Сказкотерапия интересна еще и тем, что она позволяет полностью погрузиться в сказку, прочувствовать её. Ведь в основном детям сказки подаются достаточно однообразно – чтение или просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий. И вместе с тем задача и идея применения сказкотерапии – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность, создание ситуации, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий. Даже внешне неприятная ситуация через некоторое время может обернуться благом. Это терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности. Сказка – это самое доступное средство передачи информации. У неё отсутствуют возрастные ограничения. Сказка содержит скрытое внушение, она учит детей радоваться, сочувствовать, любить, дорожить дружбой, формирует понятие об основных законах человеческого общения. Используя в мероприятиях сказочные сюжеты, особое внимание я уделяю на развитие речи, используя скороговорки, стихи, загадки. Сказкотерапия помогает актуализировать социальный и читательский опыт ребенка с ОВЗ, и создает благодатную почву для развития воображения читателя, становится в наше время органичной частью коррекционно-воспитательного процесса. Сказка помогает становлению эстетических задатков ребенка, совершенствует взаимоотношения подрастающей личности с окружающим миром, гармонизирует внутренний мир, душу юного читателя. В научных источниках отмечаются особенности сказочного жанра, способствующие эффективной коррекционно-воспитательной работе. Чтение народной и литературной сказки вслух, позволяющее создать нужное настроение, вызывающее у детей эмоциональный отклик, - один из наиболее популярных в информационно- библиотечном мире приемов сказкотерапии. Обсуждая сказку с детьми, педагог-психолог должен помнить, что фрагментарность освоения художественного текста – одна из наиболее основных характеристик читательского развития ребенка с ограниченными возможностями. Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, можно использовать различные приемы. Выразительное чтение педагога с интонационной характеристикой персонажей помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Дети данной группы особенно остро откликаются на зло и несправедливость и, вместе с тем, трепетно относятся к проявлениям доброты, как со стороны окружающих их педагогов, так в отношении друг с другом сказочных персонажей, поэтому так важно для педагога-психолога, читая сказку, точно передать характеры его героев. После окончания чтения можно предложить детям пересказать прочитанную сказку. При этом необходимо учить ребенка правильно называть сказочных персонажей, точно воспроизводить сюжетный ход и основные поступки действующих лиц. Большие сказки следует разделить на несколько логических частей. К последующей части необходимо подобрать наводящие вопросы, чтобы помочь ребенку вспомнить ее содержание и облегчить процесс пересказа. Данный прием коррекционно-воспитательной работы может быть модифицирован, если предложить пересказать ребенку сказку от лица одного из персонажей. Такой пересказ помогает развитию воображения, способности к децентрированию, что способствует развитию духовно-нравственных качеств. В процессе работы я необходимо приблизить ребят к полноценной жизни в обществе. Сделать так, чтобы они ни в коем случае не чувствовали себя ущербными или не такими, как все. И конечно, - помочь детям с отклонениями в развитии обрести хотя бы частичку утраченных радостей жизни, встречаясь со сверстниками в библиотеке, а еще – научить их любить книгу и чтение. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания социально-психологической помощи детям данной категории. Роль школы и библиотеки в жизни детей с ограниченными возможностями переоценить невозможно: библиотечная среда в определенной степени восполняет дефицит доброты, помогает детям побороть чувство одиночества, неуверенности в себе.

Литература.

Библиотерапия: задачи, подходы, методы / сост. О.Л. Кабачек – М. : БМЦ, 2001. – 128 с. (Прилож. к журналу «Школьная библиотека»)

Дрешер, Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: научно-методическое пособие / Ю.Н. Дрешер. – М. : Либерея, 2003.

Кабачек, О.Л. Сказка в век компьютера: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам. / О.Л. Кабачек. – М. : Либерея, 2001.

Тихомирова, И.И. Психология детского чтения от А до Я : метод. слов.-справ. для библиотекарей / И.И. Тихомирова, М.: Изд-во «Школьная библиотека», 2004.





Дата проведения: с 10 сентября по 10 декабря
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.