12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хусаинова Мария Николаевна223
Активная, доброжелательная, спортивная. Кредо:Полноценное развитие ребенка, необходимо достигать в полном взаимодействии педагога с семьей!
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

тему: «Социально-психологическое сопровождение семей в дошкольной образовательной организации в период пандемии».

         Актуальность работы заключается в том, что в условиях эпидемиологической ситуации, сложившейся в 2020 году и продолжающейся в 2021, жить и работать всем приходится по-новому. Педагоги, обучающиеся, родители - все участники образовательных отношений, пусть даже дистанционных, нуждаются в социально-психологической поддержке. Наряду с заботой о физическом состоянии важно уделить внимание психологическому здоровью.

         Методическую и теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых. Внимание к социально-психологическому сопровождению семей сразу привлекло Министерство просвещения, именно ими, были разработаны рекомендации для специалистов психологической службы в системе образования, в связи с распространением коронавируснойинфекции (COVID-19).

Целью нашего исследования является теоретически обосновать и практически разработать и реализовать программу по социально-психологическому сопровождению семей в дошкольном образовательном учреждении в период пандемии.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть социально-психологическое сопровождение: понятие, сущность;

- социально-психологическое сопровождение родителей в период пандемии;

- провести эмпирическое исследование по социально-психологическому сопровождению семей в дошкольной общеобразовательной организации;

- разработать и реализовать программу по социально-психологическому сопровождению семей в дошкольной общеобразовательной организации.

Нами был определен объектом исследования это социально-психологическое сопровождение семей.

Предметом исследования является социально-психологическое сопровождение семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

Гипотеза нашего исследования - это социально-психологическое сопровождение семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии будет успешным при условии изучении проблем семей в дошкольной образовательной организации в период пандемии и  реализации программы.

         Наша дипломная работа состоит из двух глав в первой главе теоретических основ социально-психологического сопровождения семей в дошкольном общеобразовательном учреждении в период пандемии раскрываются 3 вопроса:

         - Сущность социально-психологическое сопровождения семей.

         - Формы и методы социально-психологической поддержки семей в период пандемии.

         - Особенности социально-психологического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации в период пандемии.

         Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию по социально-психологическому сопровождению семьям в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

Экспериментальная часть нашей работы выполнена в рамках формирующего эксперимента с входящей и контрольной диагностикой. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа:

1) Проведение первичной диагностики социально-психологического сопровождения семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

2) Разработка и реализация социальной программы по  социально-психологическому сопровождению семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

3) Проведение контрольной диагностики  социально-психологического сопровождения семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии, определение результативности программы.

Базой исследования стал Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 107 «Светлячок». В экспериментальном исследовании приняли участие 30 семей, 15 семей из контрольной группы и 15 из экспериментальной, по одному из представителей из семьи, родители детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. Для определения эффективности разработанной и реализованной программы была определена экспериментальная и  контрольная группы (по 15 семей в каждой).

Были определены индикативные показатели: 

-Уровень стратегии семейного воспитания.

-Уровень отношения родителей к ребенку и жизни в семье.

-Уровень семейной тревоги.

         После проведения первичной диагностики была составлена программа по социально-психологическому сопровождению семьям в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии, направлена на оптимизацию уровней развития стратегии семейного воспитания, отношения родителей к ребенку и жизни в семье, семейной тревоги, которые были выявлены в ходе диагностики.

Социальная программа по социально-психологическому сопровождению семьям в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии,  нацелена на решение социальных и психологических проблем в семье, которая в свою очередь способствует снижению их психоэмоционального напряжения, улучшению коммуникативного взаимодействия в семье.

Данная разработанная программа посвящена анализу и поиску социально-психологических приёмов и техник по саморегуляции, снятию тревоги и волнения, борьбы с паникой в условиях эпидемиологической ситуации, а также рекомендации семьям по выстраиванию детско-родительских отношений в условиях самоизоляции, рекомендации педагогам по социально-психологическому сопровождению семей.

В связи с этим основная  цель программы – улучшение климата в семье, детско-родительских отношений посредством сопровождения в период пандемии.

Для решения поставленных задач и достижения цели была разработана и реализована авторская программа по  социально-психологическому сопровождению семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

Весь комплекс мероприятий  условно можно разделить на три этапа:

1 этап: Диагностический. Данный блок включает в себя проведение первичной диагностики по критериям стратегии семейного воспитания, уровня отношения родителей к ребенку и жизни в семье, семейной тревоги в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии, обработку результатов. Согласованность своих действий с психологом учреждения (октябрь-ноябрь  2020 г.)

Цель: Результаты, полученные в ходе данного этапа, позволят разработать программу дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии.

2 этап: Формирующий. На данном этапе была разработана программа  дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии. (декабрь 2020г. – апрель  2021г.).

Цель – улучшение уровня развития стратегии семейного воспитания, повышение уровня отношения родителей к ребенку и жизни в семье, снижение уровня семейной тревоги.

Данный этап был разделен на три блока:

1 блок: информационно-просветительский.

Направлен на повышение психолого‒педагогической компетентности родителей на поддержку семей с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении,  на получение информации и просвещение родителей по разным вопросам:

- социальная поддержка и помощь в период пандемии;

- организация воспитательной работы с детьми в условиях дистанта;

- обучение родителей техникам семейного воспитания;

- формирование умений и навыков конструктивного общения с детьми;

- анализ детско-родительских  отношений ;

- обеспечение профилактики насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей

Формы проведения: онлайн - семинары, вебинары, зум конференции, показ видеороликов, их обсуждение, разбор ситуаций и т.д.

2 блок: Развивающий.

Направлен на развитие родительских компетенций, на содействие гармонизации социально-психологического климата в семье и т.п.

3 блок. Рефлексивный  направлен на анализ, осознание, понимание проблемы исследования.

Результаты первичной и вторичной диагностики для определения развития стратегии семейного воспитания по методике «Стратегии семейного воспитания» С.С. Степанова в модификации И.И. Махониной, мы обнаружили следующее, в ходе контрольной диагностики уровня развития стратегии семейного воспитания в экспериментальной группе, количество баллов было по шкале соответствующей авторитарному стилю воспитания снизилось.

В шкале авторитетный стиль воспитания в экспериментальной группе произошли следующие изменения: низкий уровень – который соответствовал 13% снизился до 0, а 75% респондентов поднялись на высокий уровень, средний уровень составил 25%. Родитель осознаёт свою важность в становлении личности ребёнка, но и за ним признаёт право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие - обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Результаты первичной и вторичной диагностики уровня отношений родителей к ребенку и жизни в семье по «Методике PARI» (Е. С. Шефер и Р. К. Белл), в ходе контрольной диагностики по полученным  данным можно проследить положительную динамику уровня отношения родителей к ребенку и к жизни в семье в экспериментальной группе, снизился признак сверхавторитетности родителей – 10,3%, чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка – 6,2%, уравнённые отношения– 12%, в контрольной группе, признак сверхавторитетность родителей – 9%, чрезвычайное вмешательство в мир ребёнка – 7%, уравнённые отношения – 16%.

Для определения уровня семейной тревоги использовалась методика «Анализ семейной тревоги» (ACT; Э.Эйдемиллер, В.Юстицкис). Методика предназначена для изучения общего фона переживаний индивида, связанного с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в семье.

На основе полученных результатов по методике АСТ можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе - 69% детей чувствуют себя в семье комфортно, на 6% уровень  общей  семейной тревоги был снижен, в частности, по шкале  «вина», высокий уровень семейной тревожности по всем шкалам снизился.

В контрольной группе результаты немного ухудшились, чувство вины возросло на 11%, семейная тревога поднялась на 17%.

Таким образом,  из приведенных выше данных можно сделать вывод, что гипотеза исследования верна. Основные показатели исследуемых характеристик семей были улучшены.

Можно утверждать об эффективности и необходимости внедрения программы по  социально-психологическому сопровождению семей в дошкольной общеобразовательной организации в период пандемии. Перспективным видится изучение прикладных аспектов проблемы, дальнейший поиск эффективных методов, форм, подходов.

В заключение хотелось бы сказать, что решая поставленные задачи работы, мы изучили современное состояние проблемы, сущность инновационных технологий социальной  работы в период пандемии.

Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.