Занятие на тему «Сотрудничество вместо конкуренции»
Автор: Ананьев Юрий Сергеевич
Пояснительная записка:
На наш взгляд, многие проблемы современного подрастающего поколения возможно эффективно решить лишь с помощью референтной группы сверстников, причём созданной и объединённой не стихийным, а сознательным образом на основе принципа сотрудничества. Известный психолог Клаус Фопель с глубоким основанием полагает, что многие проблемы современного общества проистекают из искусственно взращиваемой школой, семьёй, СМИ потребности в соперничестве - потребности побеждать ценой проигрыша или унижения других людей. Культивирование конкурентного способа взаимодействия негативно складывается на развитии ребёнка – пробуждает в них агрессивность, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в себе, делает невозможным искреннее и доверительное общение. Целью этого занятия является развитие желания и способностей ребят действовать в команде, проявлять заботу, чуткость и взаимовыручку.
Занятие рассчитано для детей в возрасте от 13-15 лет в количестве 10-16 человек.
Данное занятие (возможно и рекомендуется проведение целой серии занятий на данную тему) будет особенно полезным для тех направлений в дополнительном образовании, для которых имеет большое значение умение ребят работать в команде. Также занятия подобного направления будут полезны для любого учебного коллектива, в целях улучшению групповых отношений, оздоровлению психологической атмосферы в коллективе и т.д.
Задачи занятия (для ребят):
Узнать о существовании двух противоположных типов взаимодействия – конкурентного и дружеского.
Почувствовать на опыте недостатки конкурентного взаимодействия и достоинства дружеского.
Приобрести опыт командного взаимодействия
Материалы:
8 разворотов (двойных газетных листов) для упражнения «Волшебная газета»
Несколько повязок или платков для завязывания глаз для упражнения «Нарисуем рисунок вместе»
Два коробка спичек (спички должны быть очищены от серы для «Математическая головоломка»)
Телевизор и видеомагнитофон
Видеоматериалы:
- отрывки передачи «Что? Где? Когда?»
- Юмор: «В электричке»
- Отрывок из к/ф «Человек эпохи Возрождения
- Отрывок из к/ф «Перл-Харбор»
- «За гранью возможного»
- Отрывок из м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004)
По усмотрению педагога могут быть подобраны другие видеоотрывки, аналогичного содержания.
План занятия:
№ | Содержание | Время |
1 | Обозначение темы, режима проведения занятия, разделение на команды | 5 мин. |
2 | Упражнение «Волшебная газета» | 10 мин. |
3 | Упражнение «Нарисуем рисунок вместе» | 12 мин. |
4 | Упражнение «Математическая головоломка» | 12 мин. |
5. | Упражнение «Скованные одной цепью» | 5 мин. |
6. | Упражнение «Что? Где? Когда?» | 7 мин. |
7 | Обсуждение и сравнение двух типов взаимодействия – недостатков конкуренции и достоинств сотрудничества | 8 мин. |
8 | Работа с видеоматериалами | 25 мин. |
9. | Упражнение «Что такое эффективная команда»? | 7мин |
Содержание занятия:
Первая часть занятие (пункт 2-6) проходит в форме «КВН» или группового состязания. Группа делится на две половины, за каждое успешно выполненное задание каждой команде ставится поощрительный бал. Ведущий на доске отмечает ход «состязания».В начале занятия стоит объявить, что победившая команда получит приз (ведущий может приготовить в качестве приза, например, шоколадку или что-нибудь подобное). В конце занятия победившей команде в качестве «приза» предоставляется право поделить шоколад поровну на всех.
Упражнение «Волшебная газета» [1, с. 67]
Игра проводится в несколько этапов.
1.Тренер раскладывает в центре комнаты на полу развернутые газетные листы в виде единого большого квадрата и дает одной группе следующее задание: «Пожалуйста, встаньте всей группой газеты так, чтобы ноги не касались пола за их пределами».:
2. Затем один газетный разворот убирается, и группе вновь дается то же задание.
3. После выполнения второго задания убираются еще два газетных разворота, и опять группе дается то же самое задание, и так до тех пор, пока не останется минимальное число газет на котором смогут разместиться все члены группы.
Между попытками участники могут проводить обсуждение (если оно возникает спонтанно, тренеру не следует его ограничивать; специально же обсуждение лучше не инспирировать). Единственное условие во время обсуждения: нельзя трогать газеты и экспериментировать с ними, возможен только показ с помощью движений и жестов и словесное обсуждение.
После того, как одна группа выполнила задание, к нему приступает вторая команда. Ведущий проделывает тоже самое. Побеждает та команда, которая сумела уместиться на меньшем количестве газетных разворотов. Если их конечное количество оказалось равным, победивший определяется по наименьшему времени, которое команда затратила на выполнение задания.
2. Упражнение «Нарисуем рисунок вместе» [1, с. 81]
Тренер просит выбрать в каждой команде по одному человеку, который будет выполнять задание. Выбранные участники выходят за дверь, чтобы не слышать инструкцию тренера.
Тренер дает участникам следующую инструкцию: «Выбранные вами члены команды с завязанными глазами должны будут, следуя инструкциям команды или ее представителя, нарисовать зайца. Оцениваться будет скорость и качество рисунка. Сами "художники" во время работы молча выполняют даваемые им инструкции. Время, отводимое на выполнение на выполнение 5 минут».
«Художники» с завязанными глазами заходят по очереди в комнату, ведущий приводит каждого на середину класса, ставит спиной за полтора-два метра до доски и дает ему кусок
мела.. Ведущий спрашивает команду: «Готовы?»— и засекает время. Дальше участник выполняет инструкции команды или ее выбранного участника..
После выполнения задания оцениваются результаты работы и определяется команда-победитель
3.Упражнение «Математическая головоломка» [1, с. 74]
Тренер дает командам следующую инструкцию: «У каждой тройки есть коробок спичек. Выньте из него и положите на стол (пол) три кучки спичек. В одну кучку положите 11 спичек, в другую — 7, в третью — 6. Вам нужно за три хода, перекладывая спички из любой кучки в любую другую, сделать так, чтобы в каждой кучке было по 8 спичек. Это возможно, так как общее число спичек — 24 — делится на 3 без остатка. Единственное условие, которое требуется соблюдать: брать из кучки можно любое количество спичек, но добавлять в любую кучку можно лишь то количество спичек, которое в ней на данный момент находится. Например, если в кучке 6 спичек, то и добавить к ней можно только 6; если в кучке 4 спички, то и добавить к ней можно только 4.
Время на выполнение задания — 6 минут».
Каждая команда представляет всей группе свой вариант решения (если он есть). После этого тренер представляет на доске правильный вариант решения головоломки. За успешное решение задачи команда получает балл.
Кучка | Начальное распределение | 1-й ход | 2-й ход | 3-й ход |
Первая | 11 | 11-7=4 | 4 | 4+4=8 |
Вторая | 7 | 7+7=14 | 14-6=8 | 8 |
Третья | 6 | 6 | 6+ 6=12 | 12-4=8 |
Упражнение «Скованные одной цепью» [2, с. 50]
Ведущий чертит мелом на полу две параллельные линии на расстоянии 3-5 метров друг от друга. Первая команда выстраивается в шеренгу вдоль одной из линий. Все участники стоят плечом к плечу, щиколотка к щиколотке. Задача – пройти до второй лини ни на миг не разрывая контакта щиколоток (для усложнения можно к щиколоткам прибавить ещё колени). Участники имеют право в начале обсудить стратегию выполнения этого непростого задания. У группы есть всего две попытки, чтобы достичь цели и не «развалиться». Время на выполнение – 3-5 минут. Во время выполнения задания каждой командой ведущий фиксирует количество «нарушений» - разъединений щиколоток. Побеждает команда, преодолевшая путь с меньшим числом нарушений за наименьшее время.
Упражнение «Что? Где? Когда?» (авторская разработка)
Ведущий должен подготовить видеозапись двух эпизодов телевизионной интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Вопросы надо подобрать не самые сложные, соответствующие уровню умственных возможностей ребят.
Проведение игры:
Ведущий ставит видеозапись, где озвучивается первый вопрос знатокам, затем останавливает запись на видеомагнитофоне, засекает время и даёт командам одну минуту для того, чтобы вместе ответить на поставленный вопрос. По истечении минуты ведущий просит каждую команду озвучить и обосновать свой вариант ответа. Далее ведущий нажимает на кнопку воспроизведения видеозаписи и ребята сначала смотрят за тем как идёт обсуждение у команды знатоков и затем слушают «правильный ответ» (видеозапись должна содержать такой эпизод телевизионной игры, когда знатоки дают правильный ответ). Далее вся процедура повторяется ещё раз. За каждый правильный ответ командам присуждается балл.
Обсуждение и сравнение двух типов взаимодействия – недостатков конкуренции и достоинств сотрудничества
После нескольких упражнений у ведущего есть материал, на который можно опереться, чтобы обоснованно противопоставить два типа общения и взаимодействия людей, обрисовать недостатки конкуренции и достоинства сотрудничества. (См. книгу К. Фопеля «Создание команды», 2002)
7. Работа с видеоматериалами.
Демонстрируя видеозаписи преподавателю рекомендуется комментировать происходящее на экране и возвращать ребят к поднятой на занятии проблематике.
1) Иллюстрация негативного, конкурентного типа взаимодействия:
- Юмор: «В электричке»
Видеоотрывок представляет собой юмореску братьев Пономаренко, где один из артистов изображает глуховатого дедушку, а второй современного подростка, слушающего радио, нацепив на уши наушники. Между ними в электричке происходит «беседа». Каждый из них совершенно не слушает собеседника и слышит в словах другого только своё. Общение абсолютно неэффективно.
- Отрывок из к/ф «Человек эпохи Возрождения»
Сюжет фильма состоит в том, что потерявший работу чиновник получает должность преподавателя в военной части. Он должен преподавать литературу и язык солдатам, простым и грубым парням. Сначала ему это плохо удаётся, однако постепенно он находит подход к своей своеобразной аудитории.
В контексте занятия рекомендуется показать отрывок, показывающий первый урок с солдатами, которые демонстрируют «дворовый», конкурентно-животный, тип общения, обзывая друг друга и проявляя по отношению к своим соседям полное пренебрежение, стремятся всячески самоутвердиться за счёт унижения других.
2) Иллюстрация позитивного дружеского типа взаимодействия:
- Отрывок из к/ф «Перл-Харбор»
Фильм рассказывает о трагических событиях второй мировой войны, когда огромный американский флот подвергся жестокому и беспощадному нападению японских бомбардировщиков. Застигнутый врасплох, американский флот терпит тяжелейшие потери, и только несколько американских лётчиков сумели поднять в воздух свои истребители и оказать посильное сопротивление.
Наиболее интересен отрывок, когда двум друзьям удаётся благодаря великолепному взаимопониманию и на удивление слаженным действиям, сбить несколько вражеских самолётов.
- Эпизод из т/п «За гранью возможного»
Телепередача посвящена необычным возможностях альпинистов. Эпизод посвящён трём горным восходителям, каждый из которых по-своему ущербен и не может самостоятельно залезть на скалу. Один из них слеп, второй передвигается на протезах, третий при падении получил паралич нижней части тела. Каждый из них не может жить без гор, и только благодаря двум другим своим товарищам, их поддержке, чуткости и внимательности, они способны вместе покорять вершины и осуществлять свои мечты.
- Отрывок из м/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Современный отечественный мультфильм. Алёша Попович и его друзья отправляются в путешествие в погоне за Тугариным Змеем, укравшим золото из родной деревни. Показать эпизод, начиная с того, где «команда» Алёша попадает у подземелье и кончая моментом, когда друзья на время расходятся по трём дорогам уходящим от «сказочного» камня (налево пойдёшь - богатым будешь, направо пойдёшь - женатым быть, прямо пойдёшь – убитым быть). Здесь ведущий может выйти за пределы темы взаимодействия и выйти на более широкую проблему ориентировки человека в мире.
Упражнение «Что такое эффективная команда»? [1, с. 59]
Ведущий дает участникам следующие инструкции: «Пожалуйста, постарайтесь в командах обобщить весь сегодняшний материал и запишите по пунктам 8-10 характеристик эффективной команды. В вашем распоряжении — 10 минут». После выполнения работы каждая команда по очереди зачитывает свои характеристики, а тренер записывает их на доске. Характеристики не должны повторяться. Если команда настаивает на своей формулировке, тренер просит объяснить, в чем ее отличие от уже имеющейся. После того как все характеристики
эффективной команды выписаны, проводится их групповое об суждение, затем ребята записывают результат.
Литература:
Равикович Н.Е. Тренинг командообразования
Фопель К. Создание команды