СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Главное, делайте всё с увлечением!
Л.Д. Ландау
В современной жизни происходят большие изменения, которые требуют от человека социальной активности, толерантности, стремления к самообразованию. Поэтому целью педагога сегодня является реализация нового подхода к обучению школьников, ведь помимо содержания учебных предметов необходимо, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, научить школьников применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, формировать универсальные учебные действия.
Развитие личности в системе физического образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения умения учиться.
Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательной деятельности, академическую мобильность обучаемых независимо от возраста и уровня образования.
Использование в образовательной деятельности современных технологий позволяет учителю:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
- выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося;
- воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
Совершенствование информационно-образовательной среды для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся осуществляется через использование педагогом современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, проектных, информационно-коммуникационных, а также использование в образовательной деятельности приёмов технологии развития критического мышления, смешанного обучения, модели «Перевернутый класс» и т.п.
Рис.1. Презентация для урока с использованием модели «Перевернутый класс»
Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимационные модели изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения. С помощью моделей виртуальных лабораторий можно смоделировать процессы, происходящие, например, в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле и др.
Рис.2. Интерактивные упражнения, созданные с помощью сервисов Web 2.0
Оснащенность кабинета физики позволяет использовать ИКТ как способ диагностирования знаний обучающихся, средство обучения и тренинга, источник информации. Использование документ-камеры позволяет осуществить само и взаимопроверку домашних и классных письменных работ, работу над ошибками, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий. Наличие в кабинете мобильного класса и подключения к сети позволяет в течение продолжительного времени реализовывать в системе дистанционного обучения курс для обучающихся 11 классов «Ядерная физика» через модель «Ротация» смешанного обучения.
Проблемную ситуацию – ситуацию познавательного затруднения - можно организовать разными способами. Это может быть и рассказ учителя, и демонстрационный эксперимент, и использование мультимедийной наглядности при объяснении нового материала. Проблемные вопросы могут быть различными: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? (7 класс); почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает? (7 класс); почему деревянная ручка нам кажется в мороз теплее, чем железная? (8 класс) и др.
Рис.4. Примеры проблемных ситуацийPNG / 436.93 Кб
Одним из перспективных методов, способствующих решению задачи формирования УУД, считаю проектный метод, который помогает перевести систему преподавания от знаниевого к системно-деятельностному подходу и реализовывать исследовательскую деятельность обучающихся. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Меняются обязанности учащегося и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания своей работы; второй – выступает в роли консультанта, помощника. Творческие продукты, созданные в результате индивидуальной и совместной коллективной деятельности, – электронные презентации, буклеты, видеоролики – свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества.
Одним из способов развития критического мышления является создание интеллект-карт. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Такой метод можно использовать при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
При составлении интеллект-карт учащиеся хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а трудности вызывает установление логических связей между понятиями. Наиболее эффективным является применение метода интеллект-карт при изучении новой темы и на обобщающих уроках.
Поэтому на первое место при совершенствовании информационно-образовательной среды для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся выходит задача создания на уроках обстановки сотрудничества и взаимопонимания, когда учащийся и педагог становятся увлеченными коллегами.
Список литературы:
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2006.
Заир-Бек С. И. «Развитие критического мышления на уроках». – М.: Просвещение, 2004.
Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Просвещение, 2006.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.