СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

7
0
Материал опубликован 25 August

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Главное, делайте всё с увлечением!

Л.Д. Ландау


В современной жизни происходят большие изменения, которые требуют от человека социальной активности, толерантности, стремления к самообразованию. Поэтому целью педагога сегодня является реализация нового подхода к обучению школьников, ведь помимо содержания учебных предметов необходимо, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, научить школьников применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, формировать универсальные учебные действия.

Развитие личности в системе физического образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения умения учиться.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательной деятельности, академическую мобильность обучаемых независимо от возраста и уровня образования.

Использование в образовательной деятельности современных технологий позволяет учителю: 

    • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; 
    • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
    • выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого учащегося;
    • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий. 

Совершенствование информационно-образовательной среды для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся осуществляется через использование педагогом современных образовательных технологий, в том числе дистанционных, проектных, информационно-коммуникационных, а также использование в образовательной деятельности приёмов технологии развития критического мышления, смешанного обучения, модели «Перевернутый класс» и т.п.

t1724577502aa.gift1724577502ab.gift1724577502ac.gift1724577502ad.gift1724577502ae.gif

Рис.1. Презентация для урока с использованием модели «Перевернутый класс»

Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, анимационные модели изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения. С помощью моделей виртуальных лабораторий можно смоделировать процессы, происходящие, например, в циклотроне, масс-спектрометре, показать движение электронов в магнитном поле и др.

t1724577502af.gift1724577502ag.gift1724577502ah.gift1724577502aj.gift1724577502ak.gif

Рис.2. Интерактивные упражнения, созданные с помощью  сервисов Web 2.0

Оснащенность кабинета физики позволяет использовать ИКТ как способ диагностирования знаний обучающихся, средство обучения и тренинга, источник информации. Использование документ-камеры позволяет осуществить само и взаимопроверку домашних и классных письменных работ, работу над ошибками, что способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий. Наличие в кабинете мобильного класса и подключения к сети позволяет в течение продолжительного времени реализовывать в системе дистанционного обучения курс для обучающихся 11 классов «Ядерная физика» через модель «Ротация» смешанного обучения.

k1724578592.jpg
Рис.3. Описание реализации смешанного обучения
Для создания проблемных ситуаций на уроках физики необходимо так организовать деятельность, чтобы обучающиеся сами натолкнулись на некоторое несоответствие познаваемого с имеющейся у них системой знаний.

Проблемную ситуацию – ситуацию познавательного затруднения - можно организовать разными способами. Это может быть и рассказ учителя, и демонстрационный эксперимент, и использование мультимедийной наглядности при объяснении нового материала. Проблемные вопросы могут быть различными: почему скорость диффузии много меньше скорости молекулы? (7 класс); почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает? (7 класс); почему деревянная ручка нам кажется в мороз теплее, чем железная? (8 класс) и др.
Рис.4. Примеры проблемных ситуацийPNG / 436.93 Кб
Одним из перспективных методов, способствующих решению задачи формирования УУД, считаю проектный метод, который помогает перевести систему преподавания от знаниевого к системно-деятельностному подходу и реализовывать исследовательскую деятельность обучающихся. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Меняются обязанности учащегося и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания своей работы; второй – выступает в роли консультанта, помощника. Творческие продукты, созданные в результате индивидуальной и совместной коллективной деятельности, – электронные презентации, буклеты, видеоролики – свидетельствуют о реализации педагогики сотрудничества.

r1724578950.png
Рис.5. Примеры проектов, реализуемых во внеурочной деятельно

Одним из способов развития критического мышления является создание интеллект-карт. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Такой метод можно использовать при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

При составлении интеллект-карт учащиеся хорошо справляются с подбором предметного материала и выделением блоков, а трудности вызывает установление логических связей между понятиями. Наиболее эффективным является применение метода интеллект-карт при изучении новой темы и на обобщающих уроках.

y1724579135.png
Рис.6.Применение приемов технологии развития критического мы
Внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью должны заменить традиционную методику преподавания, а должны являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации образовательной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения неразрывно связан с научно-методической деятельностью педагога и учебно-исследовательской деятельностью учащихся.

Поэтому на первое место при совершенствовании информационно-образовательной среды для формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся выходит задача создания на уроках обстановки сотрудничества и взаимопонимания, когда учащийся и педагог становятся увлеченными коллегами.

Список литературы:

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 2006.

Заир-Бек С. И. «Развитие критического мышления на уроках». – М.: Просвещение, 2004.

Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М.: Просвещение, 2006.

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации