Современные формы организации познавательной деятельности науроках физики

11
0
Материал опубликован 16 July в группе

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались.

Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Задача моя как учителя состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, при котором ученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний, в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний, а самостоятельное решение проблем, нестандартных задач доставляет удовольствие.

Одним из способов формирования познавательной деятельности учащихся является создание проблемной ситуации не только при изучении новой темы, но и при решении задач.

Например, в 8 классе при изучении электрических явлений у учащихся продолжительное время – на протяжении ряда уроков – формируют представление о том, что для возникновения тока необходим источник тока. Повторив условия существования тока, я провожу опыт с движением проводника в магнитном поле, показывающий, что можно получить ток в проводнике и без известных им источников тока. Возникает проблемный вопрос: «Почему это происходит?»

При изучении, например,  темы  «Плавание тел» (7 класс). Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела: в первом сосуде тело на дне, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело плавает на поверхности.

Вопрос: Почему одно и то же тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Или другое задание, оно нацеливает ученика на действия, вызывающие появление познавательной потребности в новых знаниях и способах, без которых задание не может быть выполнено.

Восьмиклассникам раздю в руки лампы накаливания и по данным на цоколе лампы предлагаю определить все, что возможно.

Систематическое применение метода проблемных ситуаций приводит к активизации познавательной деятельности. Ученик из потребителя готовых знаний превращается в исследователя, творца. Очень сложным моментом в методике проблемного обучения является подведение ученика к формулировке проблемы и ее решению. Вопросы должны будить мыслительный процесс  у школьников и  не служить прозрачной подсказкой разрешения создаваемой ситуации. В то же время вопросы не должны заводить в информационный тупик. Создаваемые учебные проблемы должны быть решаемы учениками.  

Сформировать глубокий познавательный интерес к физике у всех учащихся нельзя и, наверное, не надо. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Тогда  у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в интерес к науке – физике. В этом плане особое значение принадлежит такому эффективному педагогическому средству как занимательность.

Наибольшее применение занимательность находит в закреплении  и повторении учебного материала. Использование на уроках физики занимательных материалов активизирует мыслительную деятельность учащихся и повышает интерес к предмету.

Ребусы хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость. Учащимся предлагается отгадать зашифрованное слово. Это может быть название темы, единица измерения, высказывание ученого.

Разгадывание кроссвордов в большей степени способствует развитию памяти и внимания учащихся.

Кроссворды «наоборот» - хороши тем, что ученики должны дать грамотное определение тем физическим терминам, которые находятся в сетке данного кроссворда.

Например в разделе Молекулярная физика можно вспомнить пословицы

"Ложка дёгтя в бочке мёда"

"Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее" 

Но самое главное не только вспомнить пословицы но и задать вопросы:

  • О каком физическом явлении, понятии, законе говориться в пословице?
  • Каков её физический смысл?
  • Верна ли пословица с точки зрения физики

Для повышения эффективности обучения, развития познавательных интересов, уроки физики, внеклассные мероприятия можно организовать в виде игры или на отдельных уроках использовать игровые ситуации.

  • Игра «Третий лишний».

Из трех слов набора надо исключить «лишнее», объяснив общность двух остальных.

Пример: из набора: миля, узел, метр исключаем узел, так как миля и метр единицы длины, а узел – единица скорости.

  • Продолжить ряд:

неделя, день, час,….                   Ответ: минута, секунда.

  • Игра «Да-нетка»

Пример Задумано физическое явление. Какое?

  • Лови ошибку!

Пример: Тема «Давление в жидкости»

Ответ. Дальность полёта струи из отверстия зависит от давления воды в сосуде на определённой глубине. Давление жидкости прямо пропорционально высоте столба. Следовательно, наименьшее давление – на уровне верхнего отверстия, а наибольшее – на уровне нижнего отверстия.

  • Использование литературы на уроках физики.

Пример Сложение тел (басня И.А.Крылова «Лебедь, Щука и Рак»

  Сделать чертеж для описанной здесь ситуации и проанализировать описанный случай (и его варианты) с физической точки зрения. Однажды Лебедь, Рак да Щука

  • Почемучкины задачи

Пример: Тема «Основы МКТ строения вещества» Почемучка осторожно опускал куски сахара в стакан с чаем. Вот уже 8 кусочков сахара было на дне стакана. Что я наблюдаю? Сначала куски сахара как бы вытесняли из стакана чай, и его уровень поднялся. А спустя небольшое время чай опустился до прежней отметки. Чем это объясняется?»

(Ответ. Опускание уровня чая произошло потому, что молекулы воды и сахара, непрерывно двигаясь, перемешались, и молекулы одного вещества заняли межмолекуляр-ные промежутки другого вещества. Поэтому в итоге объем жидкости остался прежним.)

Учащиеся с удовольствием  «втягиваются» в игры. Ведь в процессе игры рождается азарт соревнования, а это сильный побуждающий мотив. Нельзя забывать о том, что игра должна быть доступной, ее цель достижимой.

Еще одним способом формирования познавательной деятельности учащихся является  Использование нестандартных форм урока

На этих уроках можно обобщить, систематизировать  и расширить знания по выбранной  теме. Так же данные уроки  являются итогами изучения старшеклассниками  большой темы. На таких уроках можно показать учащимся практическую значимость изученного материала, позволяющую широко познакомить их с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей.

Еще одним из способов формирования познавательной деятельности учащихся является использование экспериментов.

В преподавании физики используют различные виды физического эксперимента:

Все эти виды обеспечивают осуществление принципа наглядности, сознательности, активной познавательной деятельности учащихся

Экспериментальные задачи включаю и в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, я обучаю школьников умению самостоятельно пополнять знания. Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.

 Например, в 7 классе я предлагаю выполнить дома, следующие экспериментальные задания: Определить плотность куска мыла. Определить пройденный путь из дома в школу. Вырастить  кристалл и т.д.

В 9 классе при изучении темы «Криволинейное движение», на дом задаю работу творческого характера: «Определить угловую скорость вращения, скорость и ускорение точек периферии платформы микроволновой печи.

Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес обучающихся к физическому явлению. Например   «Как можно сварить яйцо в бумажном стакане», «Яйцо в бутылке», « Сухая монета» и др.

.  Практические работы и экспериментальные задачи обязательно следует включать в процесс обучения – они, в отличие от элементарных расчетных задач, где требуется лишь подставить в простую формулу заданные в условии числа, требуют понимания физического смысла задания.

Поистине неограниченные возможности для развития мышления обучающихся открываются при обучении решению физических задач.

Для этого применяю следующий метод. Сначала на примере достаточно простой задачи подробно, шаг за шагом описываются действия, которые необходимо совершить для ее решения. Каждое действие раскладывается на операции, выполняемые в определенной последовательности. Для действий и операций показываются возможные варианты выполнения. Затем обучающимся предлагается похожая задача, которую они решают самостоятельно, отвечая на вопросы, приведенные в тексте. Вопросы составляются в соответствии со схемой применения метода и требуют от обучающихся не только выполнения действия и операций, но и анализа, и обоснования необходимости их выполнения. Решая следующие тренировочные задачи, обучающийся учится выполнять действия в измененных и постепенно усложняющихся условиях. При этом он по-прежнему отвечает на ряд последовательно поставленных вопросов.

Первые тренировочные задачи соответствуют обязательному уровню обучения, последующие задачи рассматриваются более сложные. Уровень сложности задач обучающийся может выбрать самостоятельно. С целью развития мышления полезно предлагать обучающимся задания по самостоятельному составлению задач. Такие задания могут быть весьма разнообразными. Например, составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д.
    В заключение несколько слов об использовании информационных технологий.
Целью применения ИКТ является совершенствование учебно-воспитательного процесса; формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.
      В своей работе я использую ИКТ при объяснении нового материала, постановке эксперимента, организации самостоятельной работы, проведении лабораторных работ, контроле знаний учащихся и т.д. Практикуется проведение уроков-с использованием цифровых образовательных ресурсов.
      С использованием информационных технологий обучения повысился интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Устойчивые положительные результаты будут получены в том случае, когда учитель совершенствует инновационные приемы, обеспечивающие высокий уровень форсированности познавательной компетентности учащихся. 




Комментарии
Комментариев пока нет.