12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Осокина Галина Михайловна17
4

Статья «Современные подходы в организации производственного обучения в группах с особыми образовательными потребностями»

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Бийский промышленно-технологический колледж»


 

 

Современные подходы в организации

производственного обучения в группах с особыми образовательными потребностями

(из опыта работы)

Мастер производственного обучения

Осокина Г.М.


 

г. Бийск, 2017

«Скажи мне и я забуду. 
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь».

 

Конфуций


 

Сегодня перед профессиональным образованием стоят сложные задачи - не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально компетентного выпускника, способного к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Мои обучающиеся - дети с ОВЗ и инвалидами с интеллектуальной недостаточностью, следовательно, урок производственного обучения имеет характерную для него структуру, т.е. определенную последовательность шагов, этапов моей деятельности и обучающихся, направленных на выполнение его учебно-производственных и воспитательных задач.

Главной задачей мастера, работающего с подростками с ОВЗ, считаю не просто научить, а «научить учиться». Педагог должен ориентировать обучающихся на конкретную профессию, формировать у них общие и профессиональные компетенции, показать наиболее удобный и правильный путь получения знаний, умений и навыков, грамотно использовать и оформлять, умение самостоятельно находить и анализировать полученную информацию.

Современный урок производственного обучения в профессиональном образовательном учреждении – это занятие, дающее высокий развивающий эффект, потому что настоящее профессиональное образование – это собственно и есть развитие человека. Это форма организации учебного процесса, в которой максимально достигается активность обучающихся, где присутствует их учебная и производственная деятельность, где функция педагога не сводится к информационно-иллюстративной, а состоит в целесообразной организации и обеспечении учения подопечных, где все пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества.

Сегодня урок производственного обучения немыслим без поиска новых, более эффективных инновационных технологий.

Инновационная технология – это совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели, содействовать развитию творческих способностей обучающихся.

Основное требование, предъявляемое мной к современному уроку - перенесение центра тяжести с информационного обучения на активизацию познавательной деятельности и самостоятельной учебной работы, использование игровых технологий с применением активных форм обучения.

На уроках производственного обучения стараюсь добиваться, что бы каждый обучающийся с ОВЗ и инвалид с интеллектуальной недостаточностью стал активным участником учебного процесса, царила атмосфера сотрудничества между обучающимися и мной, т.е. мастер не информатор, а организатор деятельности обучающихся. Для этого применяю деятельные технологии:

Эвристическая беседа (от греческого «эвристика» — отыскание, открытие) — это вопросно-ответная форма работы с обучающимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что путем постановки перед подростками определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подвожу обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых процессов.


 

Технология проблемного обучения предполагает организацию самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и других личностных качеств. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у подростков формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и других личностных качеств. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.


 

Игровые технологии дают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся, выявить межпредметные связи и интегрировать их в общие знания, повысить интерес обучающихся к профессии. Технология активного обучения помогает достичь более прочного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков.

Основная цель игры развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Этот метод обучения дает моим подопечным возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным производственным условиям.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Применение на уроках игр, например, «Выберите способ обработки узла, детали швейного изделия», «Выбери необходимое оборудование для изготовления халата», «Определите температурные режимы влажно-тепловой обработки изделия с учетом свойств материала», «Составь последовательность обработки изделия по образцу» и др.

Применение на уроках игр предполагают развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить правильное решение.

Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления ситуации - ведь это всего лишь один из вариантов, который оказался неудачным, следовательно, надо искать другой вариант.

К организации игр в группах учащихся с ОВЗ предъявляются определенные требования.

Игра должна:

- основываться на свободном творчестве подростков;

- вызывать у обучающихся только положительные эмоции;

- необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающихся с ОВЗ;

- иметь обязательный конечный результат.

 

4. Технология проектного обучения - обучающиеся самостоятельно проектируется решение какой-либо практической задачи. Такой подход обеспечивает формирование практических умений и навыков подростков. Это система обучения - активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы трудовой деятельности самостоятельно, что развивает навыки и умения к изменяющимся знаниям и умениям. Технология устройства, чтобы организовать урок с компьютерной поддержкой по любой теме производственного обучения в любое время.

Проектная технология – это метод обучения, который может быть использован при изучении любой темы, он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую и на реальный конечный результат - продукт - изделие.

Цель проекта – реалистичность достижения результата, раскрыть индивидуальные возможности обучающихся в освоении новых и применении полученных знаний. В этом случае обучающиеся показывают на практике применение теоретических знаний по МДК и профессиональным дисциплинам.

Так, например тема: Изготовление детского платья.

Обучающиеся осуществляют проект по следующему алгоритму:

- выполнение эскиза модели (изобразительное творчество);

- подбор материалов, фурнитуры (материаловедение);

- подбор швейного оборудования (оборудование);

- технологическая часть (составление последовательности обработки),

- практическая часть (выполнение работ по изготовлению проектируемого изделия).

Достоинства проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. В проектном обучении просматривается межпредметная связь профессиональных дисциплин по профессии. Такое обучение является стимулом к успеху обучающихся, они выполняют творческие проекты. Результатом работы являются участия в различных мероприятиях, проводимых как в колледже, так и на районном уровне.

5. Личностно – ориентированная технология. Один из используемых

мной приемов: сделай сам – помоги товарищу. Каждый подросток –

индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся могут стать скучающими созерцателями, им предлагаю помочь обучающиеся, неуверенным в себе, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство товарищеской взаимопомощи, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

6. Интерактивное обучение (в группах по 2-3 человека) примерами работы в мини - группах может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию навыков общения, совместного поиска решения задачи.

Представленные инновационные методы обучения имеют практическую выраженность и чёткую результативность, которые хорошо видны и легко оцениваются. Обучающиеся видят результаты своего труда, которые напрямую зависят от вложенных ими сил, знаний и освоенных умений. Такая организация обучения является наиболее действенной формой учебного процесса в производственном обучении.

7. Использование ИКТ на уроках производственного обучения рассматриваю не как цель, а как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования. Однако, используя ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

8. При применении на уроках технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера. Такая работа всегда вызывает интерес у обучающихся. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой учащихся и мастера.

9. Здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение психического здоровья обучающихся с ОВЗ, которые достигаются через учёт особенностей каждого подростка группы, создание благоприятного психологического фона на уроке. Использую индивидуальные приёмы обучения, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводящие к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке такой атмосферы, которая расковывает обучающихся и в которой они чувствуют себя комфортно - "как дома". Провожу физкультминутки, мини переменки (3-5 мин.). Каждый обучающейся должен ощущать веру в свои силы, для этого создаю ситуацию успеха (я могу!).

Мой урок производственного обучения имеет характерную для него структуру, т.е. определенную последовательность шагов, этапов моей деятельности и обучающихся, направленных на выполнение учебно-производственных и воспитательных задач.

Структура урока определяет и структуру построения технологии производственного обучения - сочетание обучения учащихся в специально организованных условиях учебных мастерских и в условиях реального производства во время производственной практики.

Особое внимание уделяю: содержанию, логики, организационным формам, методам и средствам обучения. Считаю, что на определение содержания и структуры педагогической технологии производственного обучения влияет:

Формирование профессиональных умений и навыков учащихся. На уроках значительно снижаю «удельный вес» информационной функции и усиливаю направляющую, инструктивную функция. Ведущим методом производственного обучения на моих уроках выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.

Участие обучающихся в производительном труде, необходимость самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях объективно определяют высокие требования к уровню познавательной и учебно-производственной активности подростков.

Тесная взаимосвязь теории и практики. Это определяет необходимость координации изучения специальных предметов и производственного обучения таким образом, чтобы теория, опережала практическую деятельность, как по содержанию, так и по времени изучения.

Структура процесса производственного обучения подростков с ОВЗ —в специально организованных учебных мастерских, на учебных участках на производстве, в условиях реального производства.

Специфика средств осуществления процесса производственного обучения. Наряду с дидактическими средствами обучения особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, техническая и технологическая документация и наглядность.

У обучающихся с ОВЗ и инвалидов с интеллектуальной недостаточностью страдает способность к восприятию и переработке новой информации.

Работая с учащимися с ОВЗ, обычно обращаю внимание на недостатки их внимания в образовательной деятельности. Вместе с тем имею в виду, что эти недостатки в значительной мере обусловлены снижением их активности на уроках.

Зрительное восприятие обучающихся с ОВЗ характеризуется недостаточной активностью, замедленностью, затруднением детей в восприятии и переработке словесной информации, 70% таких обучающихся не могут сразу пересказать услышанный материал урока или описать увиденное, при демонстрации наглядного материала, давать полные ответы на поставленные вопросы, им постоянно требуется помощь педагога.

На уроках производственного обучения провожу индивидуально-повторное обучение, предусматривающее ограничение умственной и физической нагрузки. Такая форма обучения им доступна.

Особые технологии:

четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения и воспитания;

структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению;

комплексное применение дидактических, технических, компьютерных

средств обучения и контроля;

усиление диагностических функций обучения и воспитания;

гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения.

важно не только сформировать у учащихся знания, умения, навыки, но и развивать мышление, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний.

Для повышения качества обучения и профессионального мастерства, обучающихся с ОВЗ и инвалидами с интеллектуальной недостаточностью:

созданы условия, направленные на адаптацию к обучению;

цели и задачи урока формулируются совместно с обучающимися;

при организации учебно-познавательной деятельности применяю методики ориентированные на действие;

практическая деятельность обучающихся осуществляется самостоятельно под наблюдением, корректировкой мастера;

учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля);

систематически изменяю показатели деятельности учащихся в сравнении с показателями лидеров для совершенствования их собственной деятельности;

использую деловое совершенство - эталонный уровень развития достижений; оценку своей деятельности учащиеся дают по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей);

всегда ориентирую и направляю деятельность обучающихся на развитие личности, творческих способностей, профессиональной культуры, готовности и способности к профессиональной деятельности.

Для поддержания нормального уровня психофизического состояния подростков использую: похвалу, поддержку с помощью

профессиональных присказок, поговорок в устной или информационно-иллюстративной форме.

Например:

- «Терпение и труд все перетрут".

«Дело мастера боится!".

«Мастерство тому дается, кто весь делу отдается».

Главными условием нормального психосоциального развития и обучения ЛОВЗ и инвалидов с умственной недостаточность является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием лиц, которые внимательно относятся к эмоциональному их благополучию.

Обучающиеся с ОВЗ на производственной практике на швейном предприятии.

Освоение приемов работы на машинах специального назначения.



 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.