12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Голубец Анастасия Андреевна32
Cтатья для конкурса «Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

Одним из социальных запросов современного общества является необходимость воспитания людей, обладающих критическим мышлением, способных самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Я как учитель всегда стремлюсь отвечать требованиям современного образования, поэтому и обучение иностранному языку строю с учетом реализации компетентностного и личностно-деятельного подхода с возможностью выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории. Кроме того, современность образования является залогом постоянной мотивации, роста качества образования, а значит и успешности обучающихся в будущем. Поэтому я активно осуществляю поиск современных образовательных технологий и внедрение их в образовательный процесс. Для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебного предмета «Иностранный язык» я выбираю образовательные технологии, способствующие формированию компетенций, обеспечивающих качество обучения и необходимых для взаимодействия и сотрудничества в условиях межкультурной коммуникации. Также моя деятельность построена с учетом реализации компетентностного и личностно-деятельного подхода с возможностью выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

В своей педагогической практике я выделяю несколько основных групп эффективных современных образовательных технологий.

По принципу реализации программы учебного предмета

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения предполагает осуществление обучения с учётом индивидуальных способностей, возможностей и интересов. Особую роль дифференцированное обучение играет при работе в инклюзивной среде.

Как правило, в связи с недостаточной дифференцированностью восприятия, слабостью развития познавательных процессов: памяти, мышления, речи, дети с ОВЗ имеют более низкий уровень подготовки к обучению иностранному языку. Поэтому при работе в инклюзивных классах я строю

работу с учетом типологических и индивидуальных особенностей, образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, обучающихся в них.

Темы программы изучаются модульно, а сложность заданий нарастает линейно, что дает возможность дифференцировать задания. Так, при изучении лексики в начале темы, обучающиеся с ОВЗ усваивают материал совместно с остальными. Когда по ходу прохождения тем изучаемая лексика усложняется идиоматическими выражениями и фразовыми глаголами, я разрабатываю индивидуальные задания, позволяющие закрепить и отработать элементарную лексику. Так же дело обстоит и с обучением грамматике.

Простые грамматические конструкции и правила большинство обучающихся с ОВЗ способны усвоить при выполнении общих для всех обучающихся заданий. При выполнении лексико-грамматических упражнений дети пользуются специально разработанными памятками, схемами по отдельным темам. При наличии значительного успеха предлагаю им общие для всех обучающихся задания, при появлении трудностей несколько упрощаю или меня форму задания. На учебных занятиях по активизации отработанных навыков в речи всячески способствую включенности обучающихся с ОВЗ в учебный процесс. Для меня важно способствовать социализации, обучению и развитию в кооперации. Поэтому при развитии умений говорения, обучающиеся совместно с остальными готовят диалоги и небольшие монологические высказывания с опорой на схему или образец, работают над проектами. При этом в своей работе всегда предусматриваю возможность гибкой вариации учебной программы и условий обучения. При составлении плана прохождения программы и планировании занятий учитываю комплексную оценку предметных, метапредметных и личностных результатов, мнение родителей. Ежемесячно провожу диагностическую работу и заношу данные в таблицу мониторинга для отслеживания умений каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Технология индивидуализации обучения помогает реализовывать личностно - ориентированный подход, учитывая особенности и способности каждого обучающегося. Коррекция траектории обучения обучающегося, использование tracking sheets, критериального оценивания, являются методами технологии индивидуализации обучения.

Одним из эффективных используемых мной методов обучения, реализующих ФГОС общего образования, является метод проектов. Поэтому я активно использую его в своей профессиональной деятельности. В процессе диагностики результатов обучения с целью дальнейшего мониторинга успеваемости и развития обучающихся в процессе работы по проектной методике я заметила, что обучающиеся начального и среднего звена даже при наличии сильной мотивационной составляющей и познавательной активности иногда получали результаты ниже ожидаемых. Проведя анализ своей деятельности, я поняла, что наилучшие результаты можно получить при условии ознакомления детей с tracking sheets (учебных маршрутов), освещающих критерии оценивания. Так я осознала необходимость модернизации метода контроля и оценивания, изучила метода критериального оценивания и внедрила его в процесс обучения. Обучающиеся, используя tracking sheets, не просто знают, что у них должно получиться в итоге, они видят перед собой цель, разработанные ими пути достижения этой цели. Решая задачи, они видят, как их действия будут оценены. Так развиваются навыки самоконтроля и самокоррекции, самостоятельной постановки цели, нахождения путей ее достижения. Теоретическое описание метода, способы его включения в ход проведения учебных занятий, результаты и перспективы развития при условии дальнейшего использования метода критериального оценивания я обобщила для доклада на районном семинаре для учителей английского языка. Доклад, презентацию с наглядным отображением результатов успешности применения этого метода и роста качества успеваемости можно просмотреть по ссылке: https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/транслирование-опыта

Используемым мной УМК (Spotlight) предполагает модульное прохождение программы, что содействует реализации технология модульного обучения. Содержание учебного предмета разделено на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в общий курс. Перед каждым модулем я провожу входной контроль ЗУН, по завершении – итоговый контроль с целью выявления пробелов в усвоении модуля. Обязательным является работа над ошибками, рефлексия. Использование технологии модульного обучения способствует систематизации знаний, развитию регулятивных УУД.


По принципу взаимодействия

Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности обучающихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации.

Технология обучения в сотрудничестве реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность за решение учебных задач.

Коммуникативное обучение и обучение в сотрудничестве являются ведущими способами в развитии Soft Skills. На занятиях я всегда предлагаю обучающимся работу парах или малых группах, совместную разработку и презентацию проектов, мотивирую на использование английского языка как инструмента получения нужной информации, решения вопросов.


По принципу построения занятий

Первыми, помогающими мне работать над обозначенной темой профессиональной деятельности, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Несомненным достоинством ИКТ является их способность значительно расширить рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, интенсификацировать самостоятельную работы учащихся и повысить познавательную активность. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

Технология использования компьютерных программ позволяет мне эффективно дополнить процесс обучения языку согласно теории множественного интеллекта. Мультимедийные программы, которые я использую как для аудиторной, так и самостоятельной работы, задействуют все каналы восприятия, повышают качество усвоения материала.

Интернет-технологии и приложения используются моими обучающимися для поиска информации, разработки проектов, ведения научных исследований, создания учебных игр, проведения контроля в интерактивной форме.


Проектная технология ориентирована на моделирование социального взаимодействия обучающихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку. По каждому модулю учебника обучающиеся разрабатывают небольшой проект или готовят исследовательскую работу с последующей презентацией.

Игровая технология позволяет активизировать мышление и раскрыть личностный потенциал каждого обучающегося. Игровую технология я использую для закрепления лексического и лексико-грамматического материала.

Метод физического реагирования (Total Physical response) я использую в обучении детей младшего школьного возраста. При использовании этого метода стараюсь как можно активнее задействовать невербальные методы коммуникации и строю ассоциативные связи. Простой пример использования метода физического реагирования- разучивание песенки «Head and Shoulders», где каждая фраза сопровождается соответствующим движением, жестом.

Кейс-технология позволяет мне найти нетривиальный подход к раскрытию проблемы, отработать речевые умения детей вести беседы в различных ситуациях общения. Использование кейс- технологии предполагает создание реальной проблемной ситуации, знание альтернативности ее решения, а также формулирование единой цели и принципов групповой работы по созданию оптимального решения. Применение кейс-технологии обусловлено необходимостью обучения детей критически и стратегически мыслить, анализировать сложные проблемы и поэтапно находить их рациональное решение, слушать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказывать сою точку зрения. Я использую кейс-технологию на учебных занятиях, посвященных отработке монологической и

диалогической речи, раздаю speaking cards, описывающие проблемную ситуацию. Дети обучаются применять на практике материал, полученный на занятиях, а также использовать личный опыт в решении проблем. Важной составляющей организации работы по этой технологии является создание благоприятной атмосферы и учет эмоционального состояния обучающихся.

Task-Based learning. Урок строится вокруг выполнения основного задания, и изучаемая лексика определяется результатами его выполнения. Так, например, при работе по теме “Day after Day” (6 класс УМК “Spotlight”), занятие “Plan your favourite day” с использованием TBL актуально на этапе изучения лексики. Такое занятие включает в себя следующие этапы:

Pre-task. Используя языковую догадку, видео-фрагменты, word’s clouds , я помогаю детям определить тему учебного занятия и даю указания, что им нужно будет делать на следующем этапе.

Task. На этом этапе дети выполняют задание (планируют день) в парах или группах, используя имеющиеся у них знания.

Planning. Дети репетируют презентацию своего плана, обсуждают, что собираются сказать. Я наблюдаю за процессом, помогаю по мере необходимости, отмечаю лексику, с которой нужно будет ознакомить остальных обучающихся перед выступлением пары/ группы.

Report. Обучающиеся презентуют планы. Задание класса- выбрать один. После презентации дети могут задать вопросы выступающим. Затем я даю детям обратную связь.

Analysis. На этом этапе я выделяю различные аспекты (грамматические конструкции, фразовые глаголы, словосочетания, идиомы) выступлений для анализа. Можно выписать 5 полезных фраз, попросить детей догадаться об их значении и попытаться закончить предложения.

Practice. Обучающиеся выполняют различные практические упражнения, которые помогают им более уверенно освоить новый лексико-грамматический материал.

При использовании TBL технологии обучающиеся имеют возможность через приближенные к жизненным ситуации, в условиях естественного контекста приобрести разнообразный языковой опыт.

CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) успешно сочетается с такими технологиями как TBL, технологией проектного обучения, технологией смешанного обучения и состоит из -компонентов: CULTURE (культура), CONTENT (содержание), COMMUNICATION (общение), COGNITION (познание). Технологию CLIL уместно использовать при изучении тем, связанных с историей, географией, биологией, химией. Дети учатся эффективно использовать иноязычную речь для обсуждения вопросов других предметных областей. Таким образом, язык перестает быть самоцелью и служит средством развития и совершенствования лингвистической и коммуникативной компетенции, обучению принятия других культур и ценностей, повышает мотивацию. При изучении темы “Eco- helpers” (Module 8 УМК “Spotlight” ) провожу занятие с применением технологии CLIL при изучении законов экологии, нашего влияния на природу, разрабатываем план помощи природе, правила сохранения ресурсов. При этом, используя английский язык, изучаем, что такое электричество, как часто и как много электричества мы потребляем и что необходимо сделать для сохранения этого природного ресурса. Так использование технологии CLIL позволяет в естественных для развития навыков общения условиях тренировать все языковые

аспекты, расширять межкультурные знания, развивать мышление и творческий потенциал, что делает общение на иностранном языке более эффективным.

Смешанное обучение- это сочетание форм традиционного обучения с элементами электронного. В нем используются специальные информационные технологии. Учебный процесс представляет собой чередование фаз традиционного и электронного обучения. Смешиваться могут аудиторное и дистанционное, структурированное и неструктурированное, самостоятельное и коллаборативное обучение.

Существует несколько моделей смешанного обучения. В своей профессиональной деятельности я регулярно использую модели группы «Rotation». Модель смешанного обучения Station –Rotation я применяю при проведении занятий по разработке проектов и исследовательской деятельности и придерживаюсь следующих этапов.

Онлайн-обучение. В качестве домашнего задания предлагаю посмотреть видео/ прочитать небольшую статью по теме занятия, ответить на проблемные вопрос (вопросы направлены на развитие познавательной и поисковой деятельности). Например, работая в 5 классе по теме «Семья», предлагаю видео и текст по теме и прошу прислать мне список незнакомых слов по теме «Семья». Использую список, в приложении learningapps создаю учебную игру на закрепление лексики.

Фронтальное обучение. Обсуждаем тему, читаем предложенный учебником текст, активизируем отработанную дома лексику в речи. Предлагаю детям работу в группах над исследовательской работой “Famous Families”.

Обучающиеся работают в парах над созданием коллективных проектов. Я создаю документ «Презентация» в Google документах и отправляю детям ссылку на него

Онлайн-обучение. Обучающиеся вносят свои тексты на слайды, добавляют картинки. Так происходит смена станций при работе по модели Station –Rotation технологии смешанного обучения.

В классах с высокой мотивацией востребована модель Flipped - Classroom смешанного обучения. При работе по этой модели освоение учебного материала происходит онлайн, а отработка учебного материала (практика, проекты) в классе. Модель перевернутого обучения освобождает от необходимости знакомить весь класс с новым материалом фронтально и позволяет построить учебное занятие с учетом готовности обучающихся.

Работа учителя всегда предполагает проявление активности и творчества, поиск нового и интересного. Поэтому при подготовке к учебным занятиям я использую разнообразные цифровые ресурсы, помогающие мне создать условия для эффективного и продуктивного обучения, повышения мотивации и познавательной активности обучающихся.

Одним из таких ресурсов является ISLСollective, предлагающий рабочие листы (worksheets) различной тематики для отработки лексики и грамматики, навыков чтения и говорения. На сайте есть функция удаленного заполнения рабочего листа (обучающемуся отправляется ссылка, где ребенок может заполнить лист с помощью смартфона или компьютера) с последующей отправкой ссылки на готовую работу учителю, что стало наиболее актуально в период реализации дистанционного обучения. При закреплении материала я отправляю обучающимся ссылку на интерактивную страницу. После заполнения дети отправляют выполненное задание мне на почту.

Для проведения онлайн-занятий, консультаций, обсуждения проектов я использую платформы Zoom (для большого количества участников) и Google Meet(для обсуждения в небольших группах).

Для создания онлайн-тестов, применяемых для мониторинга качества усвоения материала, я часто использую Google формы. Все выполненные тесты приходят на Google диск, где я просматриваю успешность выполнения данного теста всеми обучающимися или отдельным ребёнком, а также выделяю те вопросы, при ответе на которые у детей чаще всего возникали сложности. Исходя из этих результатов, я провожу мониторинг и оценку. Пример https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/google- формы Такой способ значительно экономит время и повышает интерес обучающихся.

При организации групповой, парной работы или при подготовке проектов с успехом использую Google Документы, Таблица и Презентации.


Обучающиеся, под моим руководством работают в этих документах в удаленном доступе. Для этого я создаю документ, объясняю обучающимся правила пользования материалами в общем доступе и отправляю ссылку на него. Так, например, совместно с обучающимися 8 класса мы использовали данные сервисы при работе по темам

«Пригласительные открытки» и «Знаменитые люди». https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/google-презентации каждый учащийся работал на отдельном слайде, добавлял текст, фото, имел возможность изменения темы презентации.

При создании учебных игр для отработки материала в учебном кабинете, дома, на перемене или в условиях дистанционного обучения я использую онлайн- сервис для учителей Learnigngapps. Такие учебные игры способствуют закреплению материала, повышают мотивацию, активизируют познавательную активность, наполняют занятия положительными эмоциями. Пример игры для закрепления лексического материала по теме «Продукты питания» для обучающихся 2 класса можно посмотреть по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pxkiu9xd320.

Создаваемые мною небольшие видео-уроки актуальны для самостоятельного прохождения материала в случае пропуска занятия, для повторения при подготовке домашнего задания. Для создания такого урока я составляю презентацию по теме урока, включаю запись экрана. Сохраненную запись отправляю в соцсети/на платформу/ cайт/ в мессэнджер. Пример https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/видео-уроки

Ещё одним часто используемым мной приложением является «Plickers», которое способствует удержанию внимания обучающихся при прохождении сложных тем, для реализации мотивационной составляющей при проверке небольших тестовых заданий. При работе с этим приложением я раздаю обучающимся предварительно подготовленные карточки с QR-кодами, где каждая сторона отмечена буквой-вариантом ответа. Для ответа на вопрос ребенок должен повернуть карточку таким образом, чтобы правильной ответ находился слева. Затем я захожу на сайт и с помощью своего смартфона запускаю опрос. Сканирую ответы обучающихся и результаты выводятся на экран. Таким образом легко проводить мониторинг и анализ качества усвоения материала. Дети, видя результаты своих тестов, стремятся к получению знаний и совершенствованию навыков.

В качестве подсказки при определении детьми темы занятия или совместно с детьми на этапе рефлексии применяю приложение Word’s cloud для создания облака из

слов. Пример составленного облака для занятия по теме "Изучение лексического материала по теме «Мебель»» по ссылке https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/дистанционное-обучение-цифровые-тех Дети читали слова, вспоминали их значения, думали, как можно это всё назвать одним словом и определяли тему урока.

На внеурочных занятиях с успехом применяю инфографику. По ссылке https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/дистанционное-обучение-цифровые-тех можно посмотреть инфографику, созданную на этапе рефлексии при проведении классного часа в 5 классе. Получившийся постер совместно с детьми был распечатан постер и прикреплен в "Классный уголок".

Кроме того, к каждому учебному занятию создаю мультимедийные презентации и рабочие листы, включающие в себя учебные интересные задания, игры для введения и закрепления лексико- грамматического материала, активизации познавательной активности, контроля усвоения материала. Поурочные разработки, представленные на сайте учителя по ссылке https://golubetsteacher.wixsite.com/mysite/pourochnye-razrabotki

Воспитание и обучение — две взаимообусловленные части целостного педагогического процесса, взаимодействие которых необходимо для гармоничного развития личности. Я являюсь классным руководителем 6 класса и уделяю внимание процессу воспитания обучающихся не только при проведении учебных занятий по английскому языку, но и работая с детьми в качестве классного руководителя. Регулярно провожу тематические классные часы (посвященные Дню Победы, Дню памяти погибших во время ВОВ, Дню России, Дню космонавтики, Дню экологии способствующие воспитанию патриотизма, гражданской ответственности. Также организую детей для совместной работы по оформлению и организации классных мероприятий, праздников, для участия в различных акциях.


Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий и цифровых дидактических материалов стимулирует личностную, интеллектуальную активность, развивает познавательные процессы, способствует формированию компетенций, повышает качество образования.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.