Статья на тему «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
«Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Выполнила воспитатель МБДОУ 86 «Малютка» 2 группы раннего возраста
Тиханова О.В.
В г. Нижний Новгород в каждом районе города на данный момент работают большое количество государственных детских садов. От маленьких уютных садиков до больших комбинатов с большим количеством групп. Я работаю в МБДОУ Детский сад № 86 «Малютка» с детьми раннего возраста во 2 группе с детьми 2-3 лет. Детский сад состоит из 4 групп для детей от 1,5 до 3 лет. С каждым годом к нам все больше приходят малыши. Все они разные, со своим характером, со своими индивидуальными особенностями. Каждый из них уникален. Кто-то уже может говорить предложениями, а кто- то имеет множество проблем.
В руках воспитателя есть много возможностей, способов и технологий для формирования необходимых элементарных умений, представлений и навыков. В раннем возрасте необходимо заложить основы физического здоровья, дать начало представлениям о гигиене, стране, окружающем мире, людях, творчестве, музыке, труде и т.д. Мне 33 года, на данный момент я учусь в Мининском педагогическом университете на 3 курсе, работаю в детском саду 3 года, воспитываю двух замечательных дочек 6 и 8 лет. На своем опыте, не только педагогическом, но и родительском могу утверждать, что с детьми в возрасте от одного года нужно играть не менее 20 минут в день совместно, разговаривая при этом со своим ребенком. Личная гигиена: Памперсы! Не стоит ими так увлекаться! Это стало настолько удобно родителям, что они просто перестали детей знакомить с горшком. Дети его не знают. И не хотят на него садиться. В итоге такого удобства дети до 3 лет перестали понимать, что такое мокрое, горшок для таких деток становится чем-то неизведанным. И придя в детский сад, вместо того, чтобы развивать навыки, формировать элементарные качества, воспитатели вынуждены сначала знакомить, обучить тому, что ребенок должен и так уже знать к приходу в детский сад. Соответственно все планы, которые выстраивают педагоги сдвигаются. И результат достижений будет куда ниже к концу учебного года. Для чего играть именно 20 минут в день? Так, родители и дети будут иметь тесную взаимосвязь, родители будут давать необходимую информацию, как играть с игрушками, давать им первоначальное представление, у деток будет формироваться словарный запас. Это очень важно! На сегодняшний день, часто воспитатели сталкиваются с тем, что дети, приходя в садик, к сожалению, не имеют представления как катать машинку, как кормить куклу, что такое пирамидка. Они не знают потешек, словарный запас очень низок. В группе из 20 человек говорят только 5 детей. Это очень низкий показатель. 3 из 20 детей не откликаются даже на свое имя. И лишь один родитель из 3 таких деток старается и активно занимается развитием своего чада. Если воспитатели и родители будут действовать совместно они достигнут больших успехов. Это будет общее достижение! Достижение во благо ребенка. Мне помогают в работе индивидуальные занятия. Да, приходится уделять таким занятиям не мало времени, но результат того стоит. Я составила свой проект по изучению 4 основных цветов. Он рассчитан на неделю. Также можно использовать этот проект для изучения нужного цвета в течении всего учебного года. В него входят: игры на одевание и раздевание кукол; дидактические игры с плакатом, игры на липучках, вкладыши, сортеры, лото. Это моя любимая тема, т.к. цвета детки 2 лет не знают. Также сюда подключать нужно формы, пирамидки. Обучающие игры приносят радость детям и новые знания. Мощный инструмент в руках воспитателя- это обыгрывание темы. Вовлечь, заинтересовать, и создать атмосферу, яркие атрибуты, иллюстрации, чтобы дети с удовольствием ждали следующего занятия. Игры для детей раннего возраста нужны крупные, которые содержат от 2 до 4 элементов. Карточки Домана, по моему мнению, эффективное и занимательное занятие. Очень нравится детям. Если следовать инструкциям, словарный запас можно существенно увеличить. Главное показывать их по 5 шт. и каждый день менять лишь одну карточку. Я опробовала этот метод уже давно, еще со своими детьми в раннем возрасте. Это было для меня открытием! Книги по психологии помогают мне в работе. Часто родителям своих маленьких воспитанников я советую автора С. Арсентиева « Маленькие детки. Маленькие бедки». Книга посвящена развитию и воспитанию детей в возрасте от 1 года до 3 лет и построена в форме отдельных историй-размышлений. Книга легко и быстро читается, в ней есть необходимые советы и ответы на то, как реагировать на поведение малышей. Моя мечта сделать небольшую библиотеку с такими книгами для родителей. Уверена, даже молодым специалистам, начинающим работать в детских садах это помогло бы. Учитывая то, что в садиках работают много переквалифицированных специалистов. И это, к сожалению, ужасно. Т.к. ни одни курсы не дадут такой информации, как средние профессиональные и высшие профессиональные учебные заведения. Ведь работая с маленькими непоседами, просто необходимо знать их психологию, мотивы, нормы развития по возрасту. Еще один немаловажный момент, привлекать детей к посильной помощи во всех делах. Так, детки чувствуют себя важными, чувствуют, что они помощники, что без них мы никак не справимся. Это влияет на самооценку детей любого возраста. Считаю, что нестандартные техники обучения делают занятия увлекательными и необычными. Сейчас большое разнообразие техники лепки и рисования. Мои любимые: пальчиковое рисование и техника примакивание, отщипывание, размазывание. Книга Е.А. Янушко 2019 г. «Лепка с детьми раннего возраста. От 1 года до 3 лет» содержит прекрасные занятия, которые можно использовать в течении года. Занятия написаны от простых к сложным. Отличный помощник при составлении планов, индивидуальных занятий с детьми. Это увлекает всех участников занятия. Дети испытывают множество эмоций! Это развивает моторику рук! Это формирует логическое мышление и последовательность действий! О пользе развития моторики рук можно и не говорить. Это уже всем известно. А результат дарит радость и много впечатлений всем участникам. Что же еще самое главное в моей работе? Что мне помогает? Это улыбка! Как бы не было тяжело, без улыбки и безусловной любви к детям не получится дать им все то, что мы можем. Улыбка всегда располагает и родителей, и детей к педагогам.