Статья на тему «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»
Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения.
На сегодняшний день мы смело можем сказать, что система образования не стоит на месте и постоянно совершенствуется. Наступил век инновационных технологий и это, несомненно, двигает общество в сторону определённого развития. Очень долгое время считалось, что образование даётся ученику на всю жизнь. От того, насколько фундаментальные знания были получены учеником в школе, зависело его будущее. Но сегодня мы отказываемся от парадигмы исключительности знаний в сторону системно-деятельностного подхода. Наша цель - создать условия для формирования учебной деятельности, знания- лишь средство достижения планируемых результатов в учебном процессе. Мы, учителя, в особенности чувствуем сложность гармоничного внедрения современных технологий обучения в образовательный процесс, и, конечно, в первую очередь принимаем на себя роль первооткрывателей в этом вопросе, учёных-исследователей, экспериментаторов. С одной стороны, мы должны учиться сами, с другой- учить других. Кроме того, запросы общества вынуждают нас быть мобильными, регулярно пополнять свои знания и компетенции в соответствии с постоянно меняющимися требованиями к педагогам и к выпускникам образовательных учреждений. При этом мы всегда должны помнить и о том, что совсем нелегко приходится тем, кто перенимает наш опыт и знания- детям.
Современность ведёт к значительным и быстрым изменениям во многих сферах жизни общества. Образование- не исключение. Наряду с привычными технологиями обучения появляются новые технологии обучения. Разновидностей их- бесчисленное множество. Многие технологии практически не изменились и мы используем их и по сей день. При этом, мы должны понимать, что часть из них представляют собой лишь модификацию опыта прошлого, т.е. видоизменение и адаптацию к современности трудов великих деятелей педагогики. А другие же, напротив, представляют собой абсолютно новое, неизведанное для нас и требуют изучения, апробации на практике.
Педагогическая технология- понятие сложное и многогранное. Я понимаю его как совокупность различных методов, форм, приёмов, позволяющих достигнуть опредёлённого образовательного результата. То есть это то обширное средство, позволяющее нам в системе подойти к вопросу образования и достигнуть нужных целей. Изучив литературу по данному вопросу я пришла к выводу, что на сегодняшний день педагогическая технология понимается с четырёх позиций:
1.Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т, Лихачёв, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).
2.Педагогические технологии как способ. Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир Б., Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технология — это процесс коммуникации (способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.
3.Педагогические технологии как научное направление. Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемейер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.
4. Педагогические технологии как многомерное понятие. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (В.И. Боголюбов, М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Е.В. Коротаева, В.Э. Штейнберг, Д. Финн, К. Силбер, П. Митчелл, Р. Томас).
Из приведённых подходов следует, что педагогическая технология — это категория педагогики, обладающая большой степенью общности, обобщённости. Разнообразные трактовки понятия «педагогическая технология» говорят, по существу, лишь о том, что это качественно новая ступень в развитии педагогики.
Сама системность понятия «педагогическая технология» подразумевает то, что она имеет определённую структуру, элементы в совокупности, системе. На мой взгляд, это и определяет первую проблему. Исходя из скромного опыта и наблюдений могу сказать, что учителя часто путают понятие «технология» с формами, методами, средствами в отдельности. Но это в корне неверно. Технология- в любом случае набор вышеуказанных частей. Любая технология охватывает обширную отрасль педагогики, имеет связи с другими науками. Кроме того, всё это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.
К примеру, когда мы говорим о здоровьесберегающих технологиях обучения, мы подразумеваем, что применяя эти технологии, мы используем следующие различные приёмы и методы:
-Игровые комплексы артикуляционной гимнастики
-Дыхательная гимнастика
-Физминутки
-Логоритмические упражнения
-Самомассаж и др.
Используем определенные средства для достижения целей этих технологий на уроке:
-учёт особенностей аудитории
-создание благоприятного психологического фона
-создание условий для самовыражения
-разнообразие различных видов деятельности и др.
Во-вторых, новые технологии, на мой взгляд, регулярно вводятся, но учителя не имеют времени и ресурсы для качественного изучения сути технологии, для подготовки к её применению на практике. Работа по освоению материала и его качественному использованию полностью ложится на плечи учителя. Как следствие, сложности, большие затраты собственного времени и ресурсов приводят к падению уровня мотивации у учителя, а следовательно, к невозможности качественно использовать нововведение на занятиях.
Получается, что новые стандарты обучения были введены совсем недавно, мы стоим перед фактом, что изменения должны быть введены и использоваться на практике. Но как именно это осуществить, мы не знаем. Я думаю, что отличным решением было бы введение обязательного обучения для всех специалистов. Тогда бы повсеместно учителя не стеснялись отсутствия своих компетенций в этом вопросе. Кроме того, должны быть организованы специальные встречи, семинары, на которых в благоприятной обстановке учителя могли бы поделиться опытом( как внутри школы, так и между школами, городами и т.д.). Чтобы замотивировать учителей, нужно показать им все преимущества работы с современными технологиями.
Следующая проблема- отсутствие поддержки со стороны родителей и детей. Родители не проинформированы в полной мере об изменениях, которые проводятся в системе образования. Чтобы решить эту проблему, нужно организовывать специальные тематические родительские собрания, вводить информацию в СМИ, делать рассылки и пр. В этом случае рано или поздно интерес возрастёт, содействие и понимание родителей поможет активно внедрять новшества в обучении.
Хочется отметить, что не всякая технология подойдёт для всего коллектива учащихся. Для одного ребёнка она будет верным способом повышения интереса к предмету и продуктивности работы, для другого- источником проблем и пробелов в обучении. Опять же, это требует педагогической компетентности в этом вопросе, определённого «чутья», и, конечно, затрат времени и энергии.
Путь решения- дифференциация в обучении. Дети сегодня очень отличаются как по уровню развития, так и по темпам обучаемости. Создание условий для дифференцированного обучения- важная задача современного учителя.
Кроме того, я вижу проблему в том, что учитель ,владеющий определённой методикой, которую он освоил достаточно давно, не всегда может освоить те технологии, которые предложены к работе. Учитель продолжает работать. В результате ученик не может полностью погрузиться в деятельность, самостоятельно не находит информацию для решения той или иной задачи. Это значит, что многие учителя сознательно избегают более глубокого изучения вопроса. Чтобы исправить это, необходимо осуществлять консультации по вопросам( минимум на уровне администрации школы).
Пути решения озвученных проблем многогранны, я же предложила те, которые считаю наиболее реально осуществимыми в процессе обучения на сегодняшний день. Прежде чем принять решение, педагоги должны апробировать технологии и выбрать те, которые будут наиболее комфортными и результативными.