12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Елена Андреевна759
Россия, Мордовия респ., Саранск

Смирнова Елена Андреевна

учитель истории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №32»




Современные технологии в работе педагога.

Опыт использования интерактивных презентаций на уроках истории и обществознания



«Учитель должен обращаться не столько

к памяти учащихся, сколько к их разуму,

добиваться понимания, а ни одного запоминания»

Ф.И. Янкович де Мариево


Введение

Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение истории невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии. Необходимость использования ИКТ на уроках обусловлена требованием времени и не вызывает никаких сомнений. Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Поэтому учителю просто необходимо владеть актуальными и наиболее продуктивными методами обучения и новыми образовательными системами.

Использование ИКТ на уроках истории дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения, а также расширяет кругозор обучаемых, активизирует их познавательную деятельность, формирует у учащихся умение самостоятельно находить нужную информацию, повышает интерес к предмету, что положительно влияет на качество знания. Кроме того, использование современных технологий способствует расширению доступа к информации, увеличению выразительных возможностей её предоставления, соединению рациональных и эмоциональных аспектов, включению игровых элементов на уроке.

1. Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становление опыта

Современный учитель должен считаться с тем, что современные технологии обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

Использование современных технологий на уроках истории раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Современные технологии позволяют визуализировать информацию: исторические карты, портреты исторических личностей, картины, изображающие различные эпохи – все это помогает проникнуться в тот или иной исторический период. Поэтому у меня возникла идея, активно использовать в своей работе современные технологии для повышения интереса учащихся к предмету и для повышения эффективности обучения истории.

Новые технологии используются мной в разных направлениях: демонстрация презентаций, отрывков из исторических и документальных к/ф, фотографий исторических событий и деятелей различных эпох, разбор исторических документов, выведенных на экран, работа через Электронный журнал и т.д. Однако в последнее время все эти направления я стала объединять в интерактивные презентации, в которых компоную весь материал по определенному уроку. Готовясь к каждому занятию, я перерабатываю большое количество источников, который хотелось бы продемонстрировать ученикам, однако всё показать в рамках одного урока, конечно, не удается. Но, тем не менее, в эту презентацию, я включаю весь подходящий, на мой взгляд, материал, а во время урока уже ориентируюсь, что лучше продемонстрировать. После уроков ученики самостоятельно смогут поработать с презентацией и познакомится со всеми моими заготовками (в том числе и с теми, которые на уроке не были рассмотрены), получив презентацию через Электронный журнал.

Впоследствии, появилась идея не только визуализации информации с помощью современных технологий, но и закрепления полученных знаний. Причем ученик должен проверить свои знания, не отходя от доски и тут же получить правильный ответ. Так появился проект создания интерактивных презентаций, полностью сопровождающих урок: от этапа мотивирования на учебную деятельность (видеоролик, картина, высказывание исторического деятеля или ученого…) до этапа закрепления и рефлексии.

Таким образом, особое внимание в своей педагогической практике я уделила созданию интерактивных презентаций.

2. Теоретическая база опыта

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи, как Полат Е. С., Дмитреева Е. И., Новиков С. В, Цветкова Л. А.  Так Руденко-Моргун О. И. в своей статье «Компьютерные технологии как новая форма обучения» пишет: «Мы живём в век информационной, компьютерной революции, которая началась в середине 80-х годов и до сих пор продолжает наращивать темпы. Вот её основные вехи: появление персонального компьютера, изобретение технологии мультимедиа, внедрение в нашу жизнь глобальной информационной компьютерной сети Интернет. Все эти новшества легко и незаметно вошли в жизнь: они широко используются почти во всех профессиональных сферах и в быту».

В статье Т. В. Палиевой и О. А. Реутской «Модель применения интерактивных презентаций в самостоятельной учебной работе учащихся» дается определение интерактивной презентации, типология и положительные черты обучения с помощью этого направления современной технологии.

Кроме этого, я периодически знакомлюсь с опытом работы коллег по данной теме на образовательных сайтах: «Урок.РФ», «Инфоурок», «Российский учебник», «Педлидер». При подготовке к урокам изучаю методические рекомендации, справочники и Интернет-ресурсы.

3. Технология опыта

Сделать урок интересным, увлекательным, запоминающимся, заинтересовать учащихся, а значит добиться хороших результатов при изучении истории и обществознания – важная задача для учителя. Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование современных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем. Основными целями применения современных технологий на уроках истории и обществознания являются:

повышение мотивации к изучению истории и общества;

высокая визуализация обучения;

значительная информативность;

фрагментарность учебного материала, его строгая дозированность по слайдам позволяет преподносить информацию небольшими порциями, что способствует повышению качества его усвоения;

интерактивность дает возможность удовлетворять разнообразные познавательные интересы детей;

при возникновении затруднений в понимании, запоминании, применении учебного материала у учащегося есть возможность вернуться к необходимому слайду для уточнения, разъяснения и т. п.;

формирование у учащихся информационной культуры;

формирование навыков самоконтроля и самооценки.

При создании интерактивных презентаций важно учитывать тип и структуру урока, однако, такая презентация может использоваться и при самостоятельной работе учащегося.

Разработанные мною интерактивные презентации имеют следующую структуру:

титульный слайд и оглавление;

задания предварительного допуска (проверка знаний и умений, необходимых для работы с основным содержанием презентации);

учебный информационный материал, связанный между собой гиперссылками;

задания по формированию практических умений и навыков;

контрольные и тестовые блоки;

возможен глоссарий;

Эффективность использования интерактивных презентаций при организации самостоятельной учебной работы зависит от соблюдения ряда педагогических условий:

техническое обеспечение данного вида работы;

соответствующая профессиональная готовность педагогических кадров, способных как создавать интерактивные презентации, так и организовывать эффективную работу по их применению;

учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся;

учет особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

использование интерактивных презентаций в сочетании с другими методами и формами организации самостоятельной работы учащихся.

Для достижения наилучшего результата интерактивная презентация должна обладать следующими качествами:

эргономичностью (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям как по дозировке учебного материала, так и по дизайну его оформления (выбор цветового решения, размер шрифтов, расположение объектов, включение анимации и видеоматериала, звукового сопровождения и др.));

простой системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации;

структура интерактивной презентации должна соответствовать общедидактическим и методическим требованиям;

Основным элементом всех моих презентаций является гиперссылка. Работая у интерактивной доски, можно просто нажимать рукой или стилусом на кнопки (гиперссылки) и переходить на нужный слайд. При отсутствии такой доски в ход идет компьютерная мышь.

Приведу в пример отрывки из разных уроков истории и обществознания с демонстрацией слайдов из интерактивных презентаций.

Это одна из первых интерактивных презентаций, созданных мной. Урок истории в 6 классе «Первые известия о Руси». Для урока нужно было представить много исторических документов, но создавая презентацию, я поняла, что на поиск этих документов в самой презентации для показа ученикам занимает много времени, а время на уроке очень ценно.

На этом слайде, нажав на стрелочку любого пункта из плана, можно перейти на соответствующий слайд.

t1591353593aa.png

Такой выбор перехода на интересующую тему удобен ученикам во время повторения материала дома, т.к. у ребят могут возникнуть какие-то затруднения с определенными темами, и захочется уделить им особое внимание, сразу перейдя по ссылке.

Перейдя по первой ссылке, появляется следующий слайд:

t1591353593ac.png

На данном слайде есть кнопки (ссылки) работы с различными документами t1591353593ad.png, «вопрос» по теме слайда t1591353593ae.png и «переход» к следующему пункту плана t1591353593af.png.

Кнопка «О Киеве» отсылает на слайд с документом:

t1591353593ag.png

После работы с документом нужно нажать кнопку «возврат» t1591353593ah.png и вновь появится основной слайд первого пункта. И так со всеми кнопками с названиями документов.

Для закрепления знаний по данному пункту нужно нажать на кнопку «вопрос» t1591353593ai.png и появится слайд с закрепляющими вопросами:

t1591353593aj.png

После работы с вопросами возвращаемся t1591353593ak.png на основной слайд пункта и переходим к следующему вопросу:

t1591353593am.png

Таким образом построены и остальные вопросы данного урока.

Продолжая работать с интерактивными презентациями, я пыталась усовершенствовать их, приспосабливать к задачам современного урока.

Так выглядит первый слайд одной из последних моих работ:

t1591353593an.png

В начале урока ребята видят только этот слайд и пока не знают, о чем пойдет речь. Я нажимаю на кнопку меню «Мотивационный этап» и ученики видят следующее:

t1591353593ao.png

Из увиденного, ребята должны сделать вывод, о чем пойдет речь на уроке и какие вопросы нам нужно будет обсудить.

Вернувшись в меню t1591353593ap.png, я нажимаю на кнопки «Тема урока»,

t1591353593aq.png

«План урока»,

t1591353593ar.png

«Проблемный вопрос».

t1591353593as.png

По ссылкам в плане происходит переход к вопросам, рассматриваемым на уроке.

t1591353593at.png

На слайде первого пункта плана есть кнопки «назад» t1591353593au.png, «вперед»t1591353593av.png, которые быстро вернут к предыдущему вопросу или отправят к следующему, заданияt1591353593aw.png, тексты t1591353593ax.png и кнопка «В начало» image-20200605134233-1.png , если нужно вернуться в основное меню. Кнопки «назад», «вперед» и «в начало» есть на всех слайдах основных вопросов плана урока, что позволяет быстро и просто ориентироваться в презентации.

Для закрепления темы урока в конце презентации я поместила тест:

t1591353593az.png

Можно вызвать ученика к интерактивной доске, и он самостоятельно ответит на вопросы, нажимая на нужные клавиши с правильным или не правильным ответом.

Если ученик нажал на «правильную» клавишу, появится следующий вопрос. Но если он ошибется, появится такой слайд:

t1591353593ba.png

Нажав на кнопку «Вернуться к тесту», ученик возвращается на слайд с вопросом и исправляет ошибку, нажав на нужную клавишу.

После прохождения теста появляется слайд с домашним заданием:

t1591353593bb.png

На мой взгляд, способ ведения урока с помощью интерактивной презентации увеличивает интерес ребят к предмету. Современные дети привыкли к визуальной информации и такого рода презентации приковывают их внимание. В интерактивную презентацию можно вставить весь материал, который хочется показать на уроке и можно быстро отыскать нужный документ или фотографию, нажав на ссылку. Нерассмотренный на уроке дополнительный материал ученики смогут изучить дома, получив презентацию через Электронный журнал.

4. Анализ результативности

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках истории и обществознания в виде интерактивной презентации способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе. Кроме того, в процессе дистанционного обучения, введенного из-за пандемии кароновируса, ребята получали ссылки на интерактивные презентации, размещенные на моем сайте, и могли самостоятельно проработать некоторые вопросы, не рассмотренные на онлайн уроках.

Таким образом, повышается активность учащихся, это положительно сказывается на уровне знаний, расширяет круг детей, которые активно участвуют в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровня.

5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Хочется отметить трудности и проблемы при использовании данного опыта в моей работе:

недостаточная степень оборудования школы;

нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся;

у учителя не всегда достаточно времени для подготовки к уроку, на котором используется компьютер;

недостаточная компьютерная грамотность учащихся;

влияние компьютера на здоровье ученика.

Не смотря на достоинства компьютерного обучения, есть и недостатки. Нельзя злоупотреблять компьютеризацией. Поэтому при работе с компьютером, я соблюдаю нормы организации учебного процесса с использованием ИКТ и использование здоровьесберегающих технологий.

На уроках проводятся разнообразные физкульминутки и гимнастики для глаз. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Заключение

Способ ведения урока с помощью интерактивной презентации увеличивает интерес ребят к предмету. Компьютерные технологии интересны новому поколению, а работа с ними на уроке приковывает взгляды учеников к доске и учителю. К тому же, в интерактивную презентацию можно вставить весь материал, который хочется показать на уроке и без долгих скитаний по слайдам быстро отыскать нужный документ или фотографию просто нажав на ссылку. Все оставшиеся без внимания источники, портреты, видео и т.д. ученики смогут изучить дома, получив презентацию через Электронный журнал. Таким образом, разработанные мной интерактивные презентации подходят как для работы на уроке, так и для самостоятельного изучения дома.

Опыт моей работы представлен на Интернет-ресурсах: Сайт школы №32: http://sc32sar.schoolrm.ru, на личном сайте https://lenaas21.wixsite.com/smirnova .

Список литературы

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта – Наука, 1986. 150 с.

2. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Современная педагогика. 1999. № 3. С.27.

3. Кругликов В. Н., Платонов Е. В., Шаранов Ю. А. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.

4. Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средство управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802 

5. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с.

6. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М.: Просвещение, 1991. 305 с.

7. Спирин Л.Ф. Основы педагогического анализа. М.: Просвещение, 1985. 271 с.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Ватолина Светлана Анатольевна, 17.08.20 в 18:13 0Ответить Пожаловаться
Елена Андреевна, поздравляю с Победой в конкурсе!!!
Смирнова Елена Андреевна
Комментарий был удалён пользователем 17 авг 2020 в 21:21
Паненкова Ирина Михайловна, 25.08.20 в 15:19 1Ответить Пожаловаться
Елена Андреевна, с победой поздравляю. Не сдавать позиций, так держать!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.