Современные технологии в работе учителя математики
Всероссийский дистанционный конкурс для работников образования на лучшую статью
«Современные технологии в работе учителя математики»
Автор: учитель математики ГБОУ РО НШИ с ПЛП
М. В. Франк
«Школа тоже должна идти в ногу со временем,
а где-то и опережать его, чтобы готовить ребят
к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить
их овладевать новыми знаниями и умениями,
свободно, творчески мыслить».
Владимир Путин.
В соответствии с динамично изменяющейся образовательной ситуацией в нашей стране актуальной проблемой остается создание условий для проявления и развития свойств личности каждого обучающегося, а также наиболее полного раскрытия его творческого потенциала.
Мир меняется. Постоянно осуществляются модернизирование и технический прогресс. Время диктует свои правила. Невозможно современному учителю обойтись без новых технологий в образовательном процессе.
Сегодня основная задача учителя математики в условиях реализации ФГОС второго поколения и Концепции развития математического образования – организовать продуктивную деятельность каждого обучающегося на уроке и во внеурочное время, направленную на раскрытие его творческого потенциала.
Основной формой обучения в современной школе остаётся урок. Однако, урок математики сегодня – это непросто практикум по решению задач. Современный урок должен помочь старшекласснику освоить способы существования в современном обществе: научить ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и приобретать опыт по принятию ответственности за свои решения.
В связи с вышесказанным, необходимо обновление технологической культуры учителя, в первую очередь – на уровне урока. Эффективным способом реновации технологической культуры учителя может стать деятельность педагога по созданию системы инновационных уроков математики с применением цифровых образовательных платформ.
Хочется остановиться на уроках «открытия» нового знания (автор идеи, модели и технологии разработки развёрнутого конспекта урока «открытия» нового знания в логике ФГОС – научный руководитель экспериментальных и пилотных площадок по апробации УМК в школах Ростовской области Л.В. Зевина).
Конструирование современного урока математики в логике деятельностной парадигмы вводит в учебную деятельность такой метапредметный вид, как целеполагание. Целеполагание – самая важная часть конструирования урока «открытия» нового знания, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Целеполагание в педагогическом и психологическом смысле направлено на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, а в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного организатора учебной деятельности.
Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно формулировать проблемные вопросы и конструировать ситуации активного включения детей в урок, формируя у них понимание того, что значит «научиться учиться», чтобы они могли не только отвечать на поставленные вопросы, но и формулировать свои.
Обязательно учитываются уровень знаний и опыт учащихся; доступность материала; толерантность и необходимость выслушивания всех мнений: правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; направленность на активную мыслительную деятельность.
Урок «открытия» знания в логике ФГОС даёт возможность учителю организовать свободную учебную деятельность учащихся. В результате воспитанники могут самостоятельно затронуть и содержательно раскрыть теоретические вопросы, воспользоваться теорией к месту и по ситуации. При этом ранее приобретённые знания, самостоятельно используемые в различных ситуациях из урока в урок, постепенно становятся опытом учащегося.
Высокая психолого-педагогическая результативность применения урока «открытия» нового знания в логике ФГОС обусловлена тем, что создаются условия для комфортного общения между учителем и учеником. Ведь в процессе общения личность и педагога, и воспитанника развивается, обогащается нравственными ценностями. Развитие творческой личности возможно только тогда, когда труд ученика и учителя становится интересным, увлекательным, живым и целесообразным для обеих сторон участников.
Особое внимание уделяется мотивации познавательной деятельности учащихся, т. к. основными факторами, побуждающими ученика к этому, являются его самореализация и персонализация. В ходе урока обучающиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
На уроке предоставляется возможность каждому обучающемуся проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение, как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей.
Учитель во время урока оказывает поддержку любому проявлению творчества, самостоятельности, толерантности, создавая этим ситуацию успеха, и поддерживая благоприятный психологически комфортный микроклимат.
Урок «открытия» знания в логике ФГОС развивает творческие способности учащихся, такие, как подвижность и гибкость мышления, быстрота ориентации и адаптации к новым условиям, способность высказывать различные точки зрения и аргументировать свою.
Проведение таких уроков основано на применении активных образовательных ресурсов (ИКТ, ЭОР, ЦОР и др.) и технологий интерактивного обучения; метода проектов.
Применение в работе инновационного образовательного ресурса «ЯКЛАСС», разработанного и поддерживаемого Фондом развития интернет – инициатив при Президенте РФ, помогает учить по – новому, а самое главное – доступно, интересно и понятно.
Цифровая платформа «ЯКЛАСС» содержит большое количество интерактивных заданий, теоретический блок. Даёт возможность старшекласснику применить знания на практике, достичь планируемых результатов, оценить свои достижения.
Внедрение в образовательный процесс интерактивной тетради Skysmart для применения знаний и умений в новой ситуации помогает учащемуся работать в комфортном для него режиме, проявить себя.
С применением уроков «открытия» новых знаний и образовательных платформ повышается учебная мотивация старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
2.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М: Просвещение. – 220 с.
3.Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. – М: Просвещение, 2002.