Выступление «Использовании современных образовательных технологий и методов в работе учителя математики»

1
0
Материал опубликован 23 July 2020

Отчет об использовании современных образовательных технологий и методов в работе учителя математики МБОУ Лицей №27 имени Героя Советского союза И.Е. Кустова г. Брянска

Путренок Натальи Николаевны.

(Выступление на совещании учителей математики)

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

/А. Дистервег/


Слайд 1. Создавая модель своей методической системы я хотела, чтобы мои ученики максимально приблизились к модели выпускника современной средней школы.

Молодой человек (наша звездочка), вступающий в жизнь, должен обладать следующими компетенциями:

Информационной (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативной (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальной (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Учебно-познавательной (способность к самостоятельной познавательной деятельности);

Ценностной (связанной с ценностными ориентирами учащихся).


Слайд 2. От сюда и вытекает цель моей методической системы - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.


Слайд 3. Но, используя в своей работе только традиционные уроки, сделать это сложно, т.к. традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии, такие как:

проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;

А так же элементы других инновационных технологий.

технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа);
– интерактивные методы.

Их сочетание и системное применение и позволяют сформировать основные компетенции учащихся.

Слайд 4. Теперь вкратце о каждой используемой мною технологии:

Проблемное обучение

Пример №1.

Перед изучением теоремы о средней линии треугольника рассматривается практическая задача, для решения которой надо уметь найти длину стороны треугольника, зная длину средней линии треугольника.

Задача. ДЕ – средняя длина треугольника АВС.

t1595500866aa.png

Определите сторону АВ, если ДЕ=4 см.

- Что известно по условию задачи?

- Известно, что ДЕ – средняя линия треугольника АВС.

ДЕ = 4 см. Требуется найти длину стороны АВ.

Учащиеся пытаются самостоятельно решить задачу, но затрудняются. Создается проблемная ситуация, в результате которой выясняется, что для решения этой задачи нужны новые знания.

Далее доказываем совместно с учащимися теорему о средней линии треугольника, используя второй признак подобия треугольников.

Пользуясь этой теоремой ученики легко решают проблему: АВ = 8 см.

Пример № 2. Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника».

Этап - решение проблемы урока

У вас у каждого лежит на парте модель треугольника. Пронумеруйте его углы. Составьте угол из углов треугольника, определите вид этого угла и найдите его градусную меру.

t1595500866ab.gif

Оторвите углы треугольника и моделируйте.

Какую закономерность вы заметили? (Сумма углов треугольника равна 180º). Случайно ли сумма углов треугольников оказалась равной 180º или этим свойством обладает любой треугольник?

Создание проблемной ситуации. Учащиеся понимают, что ответ они могут дать лишь наугад.

Как мы назовем утверждение, которое сформулировали? (Гипотезой)

Ребята высказывают свои соображения. Проблемный диалог с учащимися

А почему это утверждение мы назвали гипотезой? (Потому что мы практически это увидели, но не доказали).

Как убедиться, что гипотеза стала истиной, т. е. что она справедлива для любого треугольника? (Её надо доказать).

Далее доказывается теорема о сумме углов треугольника.

Слайд 5. Технологию развития “критического мышления”;

Остановлюсь подробнее на применении приемов технологии Критического мышления на своих уроках.

Приём «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Для его написания существуют следующие правила:

Название – 1 существительное, описание – 2 прилагательных, действия – 3 глагола, чувство – фраза из 4 слов, повторение сути – синоним (1 слово)

Примеры синквейнов, составленных учениками:

Треугольник

Равнобедренный, равносторонний

Строится, является, называется

Сумма сторон треугольника – периметр

Фигура

Призма
Правильная, наклонная
Рисовать, измерять, строить
Мир, как через призму.

Радуга

«Мозговой штурм» (сбор как можно большего числа идей). Применяется мною на версионных уроках.

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап – создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.



Пример   использования   приёма   «Мозговой  штурм»   на уроке алгебры   в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Ситуация: Над  вашей  Компанией  нависла  угроза банкротства,  в  случае 

невыполнения  следующего   задания:

 Докажите, что выражения

t1595500866ac.gif  и   t1595500866ad.gif

являются натуральными числами

Задаю вопросы тренировочного характера;

Учащиеся предлагают обоснованные версии своих действий, затем выбирается наиболее рациональная.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен..

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


Прием «Ромашка»:

Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.

Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе

t1595500866ae.png


При проведении уроков подготовке к ЕГЭ в старших классах я использую так называемую формулу «ПОПС»:

П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).

Слайд 6. Информационно-комуникативные технологии и интерактивные методы.


На уроках математики мною используются различные Информационно-комуникативные технологии и интерактивные методы.

многие уроки проводятся с применением интерактивной доски (т.к. она находится у меня в кабинете). Это существенно увеличивает интерес учащихся к преподаваемому предмету;

защита проектов учащимися;

создание различных образов, путем “собирания” их средствами доски;

проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое.

Все уроки сопровождаюся компьютерными презентациями. (Мною разработаны презентации по многим темам школьного курса математики);

При проведении уроков активно используется сеть Интернет.

Использую электронные учебники, обучающие программы (уроки алгебры и геометрии Кирилла и Мефодия», обучающая программа «1С:Репетитор. Математика» и др.).



Слайд 7. Проектные и исследовательские методы в обучении.

Деятельность - единственный путь к знаниям

Бернард Шоу

Метод проектов я использую во многих темах курса математики. Примерами могут служить проекты по теме: «Практическое применение логарифмической и показательной функций» -11 класс, «Виды уравнений и способы их решений».- 8 класс

Задания для групп:

- сбор информации по конкретной теме;

- Подбор 10-15 примеров и задач по данной теме;

- оформление отчета о проделанной работе;

- защита проекта.

Результат: защита проектов, а затем оказание помощи одноклассникам, испытывающим затруднения по данному учебному материалу.


Так же у нас в лицее работает МНА. Мои учащиеся пишут исследовательские работы по различным темам курса математики:

Невероятная карьера нуля;

Логические задачи;

Теорема Пифагора;

др.

Слайд 8. Игровые методы.

Они обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

В качестве примера приведу некоторые игровые моменты.


Дидактическая игра «Юный художник».

Эта игра проводится по теме «Координатная плоскость». Ученикам предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате которых получается определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин. Готовые работы я вывешиваю на стенде в кабинете.

Игра «Горячий стул» - ученик садится на стул, а учащиеся задают примеры для устного решения до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет тот, кто предложил последний пример, игра продолжается. Побеждает тот, кто решил больше примеров.

На уроках геометрии можно предложить игру «Теорема - пазл». Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом – чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство.

Слайд 9. Обучение в сотрудничестве.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

На уроках я активно использую работу в парах, групповую работу.

Пример.

А) В начале урока на этапе проверки письменного домашнего задания в группах из 4 человек организуется проверка домашних примеров «по вертушке». Допущенные ошибки исправляются, выполняется работа над ошибками. Затем все четыре тетради складываются вместе и сдаются на проверку учителю. Учитель сообщает, что проверять он будет только одну тетрадь из каждой группы.

Б) Далее группы «рассыпаются» и происходит обычная индивидуальная проверка знаний учащихся, например, в форме математического диктанта или проверочной работы.

В) Затем учитель объясняет всему классу способ решения новой задачи, например, «на движение», заслушивает от нескольких учеников класса комментарий ее решения. Снова объявляется групповая работа. На сей раз группам предлагается решить аналогичную задачу «на движение». Распределение обязанностей в группах будет следующим: один ученик выполняет чертеж, другой выписывает необходимые величины, третий подбирает формулы, четвертый выполняет вычисления (работа «по цепочке»). Отрабатывается понимание решения данной задачи всеми участниками группы.

Г) Правильность решения определяется либо выборочной проверкой тетради любого члена группы, либо на основе устного ответа любого участника. Можно также устроить «турниры столов», собрав представителей от каждой группы по уровням подготовленности.

Для себя я тоже разработала правила сотрудничества с учащимися:

Оценивай реальное реально;

Каждый минус превращай в плюс;

Не позволяй себе сердиться;

Оглядываясь назад, иди вперед.


Слайд 10. В процессе обучения я провожу уроки разных типов:

Урок – лекция;

Урок – семинар;

Урок – исследование;

Урок – версия;

Урок – диспут;

Проблемные уроки;

Интегрированные уроки;

И др.


Слайд 11. О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников:

победы и призовые места моих учеников в детских творческих конкурсах, предметных олимпиадах;

активное участие моих воспитанников и призовые места в лицейской неделе науки;

высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

высокое качество знаний лицеистов по математике;

высокий уровень сдачи ЕГЭ.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации