Статья «Создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из обучающихся, независимо от сенсорных, интеллектуальных, речевых и двигательных возможностей, методом дифференцированного подхода»
Создание благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из обучающихся, независимо от сенсорных, интеллектуальных, речевых и двигательных возможностей, методом дифференцированного подхода.
Маркелова О.А.
Учитель – дефектолог
высшей квалификационной категории
ГБОУ « Казанская школа 142 для детей с ОВЗ»
Эл адрес : markelova_oa@mail.ru
т. 89272433171
Аннотация
В данной статье описываются условия для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из обучающихся, независимо от сенсорных, интеллектуальных, речевых и двигательных возможностей, методом дифференцированного подхода. Какие задачи должен поставить педагог перед тем как начать занятия? Что получат дети по выходу из театральной студии?
Ключевые слова: творческий потенциал, благоприятная среда, театральная студия, дети с нарушением интеллекта.
Творческий потенциал есть у каждого человека, это внутренние возможности , которые могут проявиться в определенный момент и при определенных обстоятельствах.
Таким образом, мы должны попытаться ответить на вопрос: при каких обстоятельствах в общеобразовательном учреждении ребёнок покажет, продемонстрирует всё, или хотя бы часть своих возможностей, раскроет, на что он способен в творчестве.
Нам необходимо выяснить, какие условия должны быть созданы в общеобразовательном учреждении, чтобы ребята раскрыли здесь свои творческие возможности.
На начальном этапе я поставила перед собой несколько задач:
Где будет осуществляться образовательный процесс?
Кто с кем из детей взаимодействует, общается на занятиях?
Каковы педагогические цели взаимодействия субъектов процесса?
Каковы их психологические установки?
На каком материале (литературном, вокальном, танцевальном , музыкальном) строится общение педагога и детей?
Отношение семьи к нашей деятельности?
Для того, чтобы эти условия были созданы я включила в образовательный процесс:
1) активно- деятельностные технологии обучения и воспитания;
2) создала эмоционально привлекательную среду для занятий;
3) психологически комфортную атмосферу взаимодействия с ребятами, партнёрские отношения между педагогами и обучающимися, «ситуацию успеха» для каждого ребёнка (по Л. С. Выготскому).
Итак, ребёнок сделал свой выбор – пришёл к нам в театральную студию, теперь мне надо сделать так, чтобы игра в театр стала деятельностью, определяющей индивидуальное развитие человека, чтобы творческий потенциал ребёнка здесь у нас, проявился, раскрылся, развился, возрос.
Я варьировала, изменяла содержание и формы организации образовательного процесса; при этом следила за происходящими в коллективе и в каждом из ребят изменениями, чтобы адаптировать свои действия к изменяющимся условиям.
Следующим моим шагом было создать условия, создать такую обстановку, чтобы всё, выше перечисленное в отношении творческого потенциала моих детей, осуществилось. Какими путями я этого добилась:
- применяла активно- деятельностные технологии обучения и воспитания, т.е. мы с детьми не только и не столько говорили о театре, сколько действовали – играли в театр.
- я создала в студии эмоционально привлекательную среду, психологически комфортную атмосферу взаимодействия с ребятами, партнёрские отношения между мной и обучающимися, «ситуацию успеха» для каждого ребёнка (по Л. С. Выготскому).
Другими словами, так организовали интересующую ребёнка активную деятельность, что он хотел, стремился на занятия именно ко мне. Постарались сделать так, чтобы ему в нашем коллективе было удобно и интересно.
Бывает так, что на уроке ученик воспринимается учителем как обладающий средними, невыразительными способностями, то включаясь в активную деятельность на занятиях в театральной студии, он может развить в полной мере свои творческие способности, проявить себя как лидер, обладающий инициативой, самостоятельностью, ответственностью. А это те качества, которые необходимы каждому человеку для полноценного существования в современном мире.
Педагог и обучающиеся: цели и характер общения.
В мире нет ни одного ребёнка без способностей. Как узнать, что у этого мальчика или девочки способности лежат именно в сфере моих интересов? В области актёрства? Раз пришёл в театральное объединение, значит – есть способность к лицедейству? Нет!!! Далеко не всегда! Мотивы абсолютно разные: необходимость развития речи, общительности, снятия зажимов. Из самых примитивных: желание «выступать». У старших – потребность в общении со сверстниками в нестандартных, нешкольных условиях.
Из всех детей, которые приходят выразительных, чувствующих сценическую ситуацию, способность переживать и проживать чужое переживание – 2-3 на группу. И нет гарантии, что они задержаться надолго.
Итак, они приходят на занятия, мотивы у них разные, способности тоже. А моя цель – в отношении всех! – сделать всё, чтобы каждый раскрыл себя. Задача моей студии объединять разных детей.
В нашей театральной студии ребята привлечены не только к театральным постановкам, но и к другим видам творчества. Наши дети занимаются кроме театра вокалом, хореографией, рисованием. Мы все вместе мастерим декорации и реквизит, причём некоторые идеи, которые принимаются к работе, поступают зачастую от детей.
Дети почти постоянно наблюдают процесс моего творческого поиска. Я редко прихожу к ним с готовыми решениями. А если и предлагаю, то не как окончательную, а как исходную для совместного обсуждения, для коллективного решения. В работе над постановкой я:
Разрешаю делать ошибки. Стараюсь избегать критики.
Создаю ситуации, в которых можно поступать по-разному: по-своему, по показу педагога ( это особенно нужно детям с ТМНР), подсмотреть у товарища ( а кто то и сделает так же) .
Включаю приёмы, которые позволяли бы ребятам демонстрировать их творческие способности. Предлагаю им самостоятельно решать творческие задачи: изобразить предлагаемого животного или выход сороки перед началом представления.
Так же мы работаем над культурой и техникой речи
Работа над упражнениями, развивающими грудной резонатор
Работа над органами артикуляции
Работа над дикцией
Игры со словами, развивающими связную речь
Освоение сценического пространства
Сценические этюды на воображение
Работа над образом.
Занимаемся ритмопластикой
Совершенствование осанки и походки
Язык жестов. Мимика. Анализ мимики лица
Музыкально – пластические импровизации
Имитация поведения животных
Работа над координацией движений
В театральной студии «Сюрприз» сейчас занимается больше 20 детей. С 1 до 9 класса. Все абсолютно разные. Есть дети не говорящие, но прекрасно чувствующие музыку. Им не нужно ничего говорить, они могут показать, станцевать и это у них прекрасно получается. Большинство ребят кроме школы и театральной студии занимаются и в других секциях. Двери
моей театральной студии открыты для каждого ученика. И я понимаю, что это двери в разные направления. А самое приятное в моей работе, это видеть, как они меняются из года в год, как снижаются зажимы, преодолевается робость, неуверенность в себе, а у некоторых детей появляется речь.
Театрализованная игра научила детей налаживать контакты со сверстниками, взаимодействовать с ними, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации в общении. А закончить свою статью я хочу словами В. А. Сухомлинского
«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если ее, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»
Литература
9 способов пробудить свой творческий потенциал.
Педагог – личность творческая. Формирование творческой активности у педагогов.
Развитие воображения у детей.
Угольникова Е.Н. Развитие творческого потенциала детей в сфере дополнительного образования. // Молодой ученый. – 2015 – №22 .