Статья на тему «Создание дидактической игры совместно с детьми»
ЕПИФАНЦЕВА ЕКАТЕРИНА ВИКТОРОВНА,
воспитатель МБДОУ д/с№301,г.Самара
СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ СОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ
Я работаю в группе для детей с ЗПР. Дети испытывают значительные затруднения при запоминании знаков и символов, поэтому использую пиктограммы в своей работе по методике Л.Б Баряевой. И как показывает практика, детям это очень нравится и значительно облегчает им процесс запоминания какой-либо информации
Использование пиктограмм для развития ребёнка используются довольно давно. Впервые метод пиктограмм был разработан Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.
Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:
- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;
- для обозначения опасных веществ и предметов;
- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;
- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;
- на упаковке товаров;
- в системе знаков программ компьютера и тд.
Чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.
Одна из форм работы с пиктограммами , это создание дидактической игры совместно с детьми
Цель игры: познакомить детей со свойствами воды, ее использованием и способами сбережения
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды, ее использованием;
Побуждать детей находить способы сбережения воды;
Упражнять в умении «читать» пиктограммы;
При помощи карточек-пиктограмм составлять рассказ;
Развивать связную речь детей;
Воспитывать бережное отношение к природе и её водным ресурсам.
Возраст игроков: 6 - 7 лет
Количество игроков: 2- 6 участников
С ребятами мы разработали игровые карты с различными названиями: "Свойства воды", " Какая бывает вода?", "Где можно встретить воду в природе?", "Как люди используют воду?", "Кому нужна вода?", "Что загрязняет воду? и шестью пустыми клетками под ними. Правила игры были нами заимствованы из игры лотто.( ведущий из коробки одну за другой достает карточки-пиктограммы. Дети вместе разгадывают карточку-пиктограмму, затем участники игры должны соотнести карточку со своим игровым полем, забрать карточку, закрывая ею место на карте.) Затем мы приступили к рисованию самих пиктограмм.
Также мы с ребятами придумали, как в эту игру можно поиграть по другому.
1. Обратное лото.
Детям раздаются по шесть карточек - пиктограмм, ведущий выкладывает на середину стола игровое поле, участники игры по очереди должны закрывать пустые клетки на поле, проговаривая, почему он кладет эту карточку на это игровое поле. Затем выкладывается следующее игровое поле, выигрывает тот, кто первый и правильно отдаст свои карточки-пиктограммы.
2.Найди ошибку
Ведущий выкладывает игровое поле, сам выкладывает карточки-пиктограммы, делая намеренно одну или две ошибки. Игроки должны найти эту ошибку и исправить ее. Победителем становиться тот, кто нашел исправил больше всех ошибок и становиться ведущим.
3.Чего не хватает.
Ведущий выкладывает игровое поле с шесть карточками-пктограмммами, дети отворачиваются, одну или две карточки ведущий убирает.
.Кто быстрее закроет свою карточку.
Все карточки-пиктограммы разложены картинками вверх, у ребенка по одному игровому полю. Задание - каждый ребенок за определенное время, должен выбрать только свои карточки и закрыть ими свое игровое поле.
5. Придумай пиктограмму сам
По игровым картам «Берегите воду» и Что загрязняет водоёмы» предложить детям самим придумать и нарисовать пиктограммы.
6.Составь рассказ
По игровой карте и соответствующих ей карточек-пиктограмм составить рассказ.
Дети с большим интересом играют в игру придуманную и сделанную собственными руками игру
Мы хотели бы и дальше продолжить эту работу, привлекая родителей.
Сделать дидактическую игру как результат закрепления лексической темы, например «Профессии», «Безопасность».
Кияйкина Наталья Федоровна
Шуткова Татьяна Михайловна