Специальная индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5-9 класс
Пояснительная записка:
Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников.
При организации коррекционно–развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется по принципу индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков психического развития детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Данный курс направлен на коррекцию работы всех видов анализаторов: зрительного слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного, что является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. А также коррекция социальных и коммуникативных уменийпозволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Развитие познавательных процессов является мощным стимулятором познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
Цель коррекционно-развивающей программы:
- развитие и коррекция познавательных процессов воспитанников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью ) с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.
Задачи:
Проведение диагностической работы
выявления особых образовательных потребностей;
мониторинга динамики развития обучающегося.
Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
развитие пространственного восприятия;
коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
развития познавательной сферы;
развитие памяти (зрительной, слуховой);
опосредованного запоминания
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие мышления;
развитие мыслительных операций;
развитие понятийного мышления;
развитие воображения;
Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
Повышение мотивации к учебной деятельности.
Форма работы-индивидуальная. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога. Программа рассчитана на обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы. Занятия проводятся в форме комбинированных занятий 2 раз в неделю (68 занятия в год) продолжительность каждого занятия составляет от 20 до 30 минут, в зависимости от возможностей свойств внимания и нервной системы детей.
Структура занятий.
В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки:
Организационная часть:
1. Ритуал приветствия. Цель проведения ритуала приветствия является настрой на работу, создание доверия и повторение материала пошлого урока.
Основная часть:
2. Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение: благодаря которому ребенок получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой (интеграция).
3. Работа по теме. Основное содержание представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов.
Заключительная часть:
4. Подведение итогов (обобщение)
5. Ритуал завершения занятий.
Предполагаемые результаты:
овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
развитие у ребенка любознательности, умения замечать новое;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
проявление дисциплинированности и трудолюбие;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Основное содержание программы
Содержание программы состоит из следующих разделов:
развитие ощущения;
развитие восприятия;
развитие внимания;
развитие памяти;
развитие мышления;
развитие произвольности;
развития зрительно - двигательной координации;
развития артикуляции;
развитие пространственных представлений;
развитие самоконтроля;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие социальных и коммуникативных умений.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование),
наблюдение за учащимся во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки и т. п.) и др.
Основой занятий являются коррекционно-развивающие упражнения, специфические для каждого раздела:
Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».
Упражнения на развитие восприятия: «Найди одинаковые», «Найди ошибку», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».
Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?», «Крестики, точки», «Повтори рисунок», «Соблюдай правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».
Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «Запомни и перескажи», «У кого ряд длиннее?», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».
Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета», «Отгадай слова», «Составление предложений», «Найди одинаковые и отличающиеся», «Назови предмет», «Покажи одинаковые».
Упражнения на развитие пространственных представлений: «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Расставь в правильном порядке», «Где спрятались игрушки?».
Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные линии».
Упражнения на развития зрительно- двигательной координации: «Где этот домик?», «Проведи, не касаясь!», «Молния» и «Речка».
Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».
10. Упражнение на установление причинно-следственных связей: «Установление закономерности подбора слов», Игра «Почему это произошло?», «Что может произойти, если…», «Продолжи предложения», «Найди связь».
1. Развитие интеллектуальной сферы
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Первичная диагностика. | 1 |
2 | Развитие слуховых ощущений. | 1 |
3 | Развитие произвольного внимания. Развитие зрительныхпамяти. | 1 |
4 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 |
5 | Развитие пространственных представлений (усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»). | 1 |
6 | Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце). | 1 |
7 | Развитие умения выполнять словесные поручения. Развитие слуховую память. | 1 |
8 | Развитие объема внимания. | 1 |
9 | Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»). | 1 |
10 | Развитие слухового внимания. Развитие непосредственной вербальной памяти. | 1 |
11 | Развитие ориентирования в пространстве. Развитие понятийного мышления. | 1 |
12 | Развитие умения анализировать и сравнивать образец. Развитие произвольного внимания. | 1 |
13 | Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие зрительной произвольной памяти. | 1 |
14 | Развитие зрительной памяти. Развитие понятийного мышления. | 1 |
15 | Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. Развитие зрительнойпамяти. | 1 |
16 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | 1 |
17 | Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 |
18 | Тренировка зрительно-пространственного восприятия. | 1 |
19 | Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
20 | Развитие зрительного анализа. Развитие понятийного мышления. | 1 |
21 | Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение). | 1 |
22 | Развитие зрительного анализа. Развитие пространственных представлений. | 1 |
23 | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие зрительно -двигательных координации. | 1 |
24 | Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределение). | 1 |
25 | Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы). Развитие произвольного внимания (переключение, устойчивость). | 1 |
26 | Развитие произвольного внимания (объем). Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений). | 1 |
27 | Развитие памяти на последовательность действий. Упражнение на установление причинно-следственных связей | 1 |
28 | Развитие мышления (процессы синтеза). Умение устанавливать закономерности. | 1 |
29 | Развитие умения сравнивать. Развитие непосредственной зрительной памяти. | 1 |
30 | Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие зрительно-двигательных координации. | 1 |
31 | Формирование процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия (восприятие формы). | 1 |
32 | Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие умения копировать образец. | 1 |
33 | Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений). | 1 |
34 | Повторная диагностика | 1 |
2. Развитие эмоционально-волевой сферы
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния), | 1 |
2 | Положительные эмоциональные состояния. | 3 |
3 | Отрицательные эмоциональные состояния. | 3 |
4 | Нейтральные эмоциональные состояния. | 3 |
5 | Чувство страха. | 1 |
6 | Чувство гнева. | 1 |
7 | Чувство злости. | 1 |
8 | Чувство обиды. | 1 |
9 | Чувство вины. | 1 |
10 | Чувство стыда. | 1 |
11 | Чувство грусти. | 1 |
12 | Чувство радости. | 1 |
13 | Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я». | 1 |
14 | Формирование позитивного отношения к своей семье. | 1 |
15 | Формирование позитивного отношения к своему классу. | 1 |
16 | Актуализация позитивного эмоционального опыта. | 1 |
17 | Повышение самооценки. | 1 |
18 | Развитие эмпатии. | 1 |
3.Развитие социальных и коммуникативных умений
с включением психологических тренингов
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Формирование навыков общения. | 1 |
2 | Устранение барьеров общения "Я + Ты" | 1 |
3 | Развитие навыков бесконфликтного общения. | 1 |
4 | "Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения. | 1 |
5 | Формирование эмоциональной реакцииобучающегосяв конфликтной ситуации. | 1 |
6 | "Стили общения" | 1 |
7 | Развитие умения договариваться друг с другом. | 1 |
8 | Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение" | 1 |
9 | Формирование адекватных форм поведения. | 1 |
10 | "Обучение владению собой" | 1 |