Специальная индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития 5-9 класс

0
0
Материал опубликован 29 October в группе

Пояснительная записка:   

Данная программа – это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности воспитанников.

При организации коррекционно–развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно – развивающая работа с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития осуществляется по принципу индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на коррекцию недостатков психического развития детей, ликвидацию пробелов в знаниях.

Данный курс направлен на коррекцию работы всех видов анализаторов: зрительного слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного, что является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. А также коррекция социальных и коммуникативных уменийпозволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Развитие познавательных процессов является мощным стимулятором познавательной активности, как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; развитие внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т. д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); развитие восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование мыслительной деятельности: стимуляцию мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

Цель коррекционно-развивающей программы:

- развитие и коррекция познавательных процессов воспитанников с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью ) с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.

Задачи:

Проведение диагностической работы

выявления особых образовательных потребностей;

мониторинга динамики развития обучающегося.

Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

развитие пространственного восприятия;

коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

развития познавательной сферы;

развитие памяти (зрительной, слуховой);

опосредованного запоминания

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие мышления;

развитие мыслительных операций;

развитие понятийного мышления;

развитие воображения;

Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

Повышение мотивации к учебной деятельности.

Форма работы-индивидуальная. Занятия проходят в кабинете педагога-психолога. Программа рассчитана на обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы. Занятия проводятся в форме комбинированных занятий 2 раз  в неделю (68 занятия в год) продолжительность каждого занятия составляет от 20 до 30 минут, в зависимости от возможностей свойств внимания и нервной системы детей.

Структура занятий.

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки:

Организационная часть:

1. Ритуал приветствия. Цель проведения ритуала приветствия является настрой на работу, создание доверия и повторение материала пошлого урока.

Основная часть:

2. Объявление темы занятия, за которым следует мотивирующее упражнение или обсуждение: благодаря которому ребенок получают возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной проблемой (интеграция).

3. Работа по теме. Основное содержание представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов.

Заключительная часть:

4. Подведение итогов (обобщение)

5. Ритуал завершения занятий.

Предполагаемые результаты:

овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

развитие у ребенка любознательности, умения замечать новое;

развитие адекватных представлений о собственных возможностях;

проявление дисциплинированности и трудолюбие;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Основное содержание программы

Содержание программы состоит из следующих разделов:

развитие ощущения;

развитие восприятия;

развитие внимания;

развитие памяти;

развитие мышления;

развитие произвольности;

развития зрительно - двигательной координации;

развития артикуляции;

развитие пространственных представлений;

развитие самоконтроля;

развитие эмоционально-волевой сферы;

развитие социальных и коммуникативных умений.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование),

наблюдение за учащимся во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки и т. п.) и др.

Основой занятий являются коррекционно-развивающие упражнения, специфические для каждого раздела:

Упражнения на развитие ощущения: «Послушай тишину», «Узнай по звуку», «Цветные полоски», «Назови и проверь постукиванием, «Послушай звуки», «Шершавые дощечки», «Шумящие коробочки», «Тяжелые коробочки».

Упражнения на развитие восприятия: «Найди одинаковые», «Найди ошибку», «Составь фигуру», «Загадочные контуры», «Найди фото».

Упражнения на развитие внимания: «Выполни команду», «Кто точнее нарисует?», «Крестики, точки», «Повтори рисунок», «Соблюдай правило», «Называй и считай», «Найди слоги», «Делаем вместе».

 Упражнения на развитие памяти: «Магнитофон», «Запомни и перескажи», «У кого ряд длиннее?», «Запомни точно», «Нарисуй по памяти», «Запомни и найди», «Телеграфисты».

 Упражнения на развитие мышления: «Конкретизация понятий», «Цветная сказка», «Найди одинаковые», «Назвать одним словом», «Способы применения предмета», «Отгадай слова», «Составление предложений»,  «Найди одинаковые и отличающиеся»,  «Назови предмет», «Покажи одинаковые».

Упражнения на развитие пространственных представлений: «Раскрась правильно», «Определи фигуру», «Переверни рисунок», «Найди одинаковые», «Выполни правильно», «Живые цепочки», «Поставь значки», «Говори правильно», «Расставь в правильном порядке», «Где спрятались игрушки?».

 Упражнения на развитие самоконтроля и произвольности: «Образец и правило», «Учитель — ученик, ученик — учитель», «Назови и проверь постукиванием», «Перепутанные линии».    

Упражнения на развития зрительно- двигательной координации: «Где этот домик?», «Проведи, не касаясь!», «Молния» и  «Речка».

Упражнения на развития артикуляции: «Произнеси чисто».

10. Упражнение на установление причинно-следственных связей:  «Установление закономерности подбора слов», Игра «Почему это произошло?», «Что может произойти, если…», «Продолжи предложения», «Найди связь».

1. Развитие интеллектуальной сферы

Тема урока

Кол-во часов

1

Первичная диагностика.

1

2

Развитие слуховых ощущений.

1

3

Развитие произвольного внимания.

Развитие зрительныхпамяти.

1

4

Развитие пространственных представлений

(усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

1

5

Развитие пространственных представлений

(усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева», «справа», «между», «сверху», «снизу»).

1

6

Развитие пространственных представлений (определение местоположение объекта в строке и столбце).

1

7

Развитие умения выполнять словесные поручения.

Развитие слуховую память.

1

8

Развитие объема внимания.

1

9

Развитие пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «левее», «правее», «на», «над», «под»).

1

10

Развитие слухового внимания.

Развитие непосредственной вербальной памяти.

1

11

Развитие ориентирования в пространстве.

Развитие понятийного мышления.

1

12

Развитие умения анализировать и сравнивать образец.

Развитие произвольного внимания.

1

13

Развитие зрительно-двигательных координации.

Развитие зрительной произвольной памяти.

1

14

Развитие зрительной памяти.

Развитие понятийного мышления.

1

15

Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность.

Развитие зрительнойпамяти.

1

16

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений.

1

17

Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений).

1

18

Тренировка зрительно-пространственного восприятия.

1

19

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие непосредственной зрительной памяти.

1

20

Развитие зрительного анализа.

Развитие понятийного мышления.

1

21

Развитие произвольного внимания

(устойчивость и переключение).

1

22

Развитие зрительного анализа.

Развитие пространственных представлений.

1

23

Развитие умения воспроизводить образец.

Развитие зрительно -двигательных координации.

1

24

Развитие гибкости мышления.

Развитие произвольного внимания

(распределение).

1

25

Развитие процессов анализа и синтеза (анаграммы).

Развитие произвольного внимания

(переключение, устойчивость).

1

26

Развитие произвольного внимания (объем).

Развитие пространственных представлений (усвоение словесных обозначений).

1

27

Развитие памяти на последовательность действий.

Упражнение на установление причинно-следственных связей 

1

28

Развитие мышления (процессы синтеза).

Умение устанавливать закономерности.

1

29

Развитие умения сравнивать.

Развитие непосредственной зрительной памяти.

1

30

Развитие мышления (процессы синтеза).

Развитие зрительно-двигательных координации.

1

31

Формирование процессов саморегуляции.

Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).

1

32

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Развитие умения копировать образец.

1

33

Развитие произвольного внимания. Развитие точности движений (макродвижений).

1

34

Повторная диагностика

1


2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Тема

Кол-во часов

1

Основные эмоциональные состояния (позитивные, негативные, нейтральные эмоциональные состояния),

1

2

Положительные эмоциональные состояния.

3

3

Отрицательные эмоциональные состояния.

3

4

Нейтральные эмоциональные состояния.

3

5

Чувство страха.

1

6

Чувство гнева.

1

7

Чувство злости.

1

8

Чувство обиды.

1

9

Чувство вины.

1

10

Чувство стыда.

1

11

Чувство грусти.

1

12

Чувство радости.

1

13

Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

1

14

Формирование позитивного отношения к своей семье.

1

15

Формирование позитивного отношения к своему классу.

1

16

Актуализация позитивного эмоционального опыта.

1

17

Повышение самооценки.

1

18

Развитие эмпатии.

1

3.Развитие социальных и коммуникативных умений
с включением психологических тренингов

Тема

Кол-во часов

1

Формирование навыков общения.

1

2

Устранение барьеров общения "Я + Ты"

1

3

Развитие навыков бесконфликтного общения.

1

4

"Конфликты и способы их разрешения". Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

5

Формирование эмоциональной реакцииобучающегосяв конфликтной ситуации.

1

6

"Стили общения"

1

7

Развитие умения договариваться друг с другом.

1

8

Отстаивание своей точки зрения и аргументации "Моё мнение"

1

9

Формирование адекватных форм поведения.

1

10

"Обучение владению собой"

1







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации