Специфика логопедической работы с гиперактивными обучающимися в коррекционной школе.
Аношенко Лариса Геннадьевна
Учитель-логопед
ГКОУ С(К)Ш
г. Выкса , Нижегородской области
Специфика логопедической работы с гиперактивными детьми в коррекционной школе
Организация коррекционно-педагогической работы с гиперактивными детьми должна соответствовать двум обязательным условиям.
Первое условие – формирование и развитие речевых и моторных функций необходимо осуществлять в эмоционально-привлекательной форме. Это существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю.
Второе условие – подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной функциональной способности, одновременно не перегружали бы другие дефицитарные способности, т.к. известно, что параллельное соблюдение двух, а тем более трёх условий деятельности, вызывает у ребёнка существенные затруднения, а порой невозможность выполнения.
Предъявляя ребёнку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность. Контроль за собственной импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать мышечную радость и может допускать определённую долю рассеянности внимания.
Формирование действий самоконтроля надо проводить поэтапно.
Должна быть разработана серия упражнений и коррекционных игр для гиперактивных детей, которые могут чередоваться в структуре единого игрового сюжета специально организованных занятий.
Педагогическое воздействие на детей и его продолжительность должны определяться темпом индивидуального продвижения и сопровождаться дифференцированной помощью ребёнку как на групповых занятиях, так и в процессе индивидуальной работы в соответствии с результативностью.
Гиперактивность и сверхвозбудимость у обучающихся коррекционной школы является следствием неадекватной сенсорной интеграции в их мозге.
Не получая ясных ощущений от рук и глаз, ребёнок не может обводить по трафарету, раскрашивать фигуры, писать, не соскальзывая со строки, складывать картинку из пазлов, аккуратно резать ножницами, совмещать края двух листов бумаги и т.д. Учителям может показаться, что ребёнку просто неинтересно, но неинтересно ему потому, что его ощущения и ответы на них не дают ему никакой информации и не приносят удовлетворения, поэтому технологии коррекции гиперактивности на логопедических занятиях предполагают:
Обучение приёмам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций;
Обучение самомассажу;
Игры для развития быстроты реакции, координации движений;
Игры для развития тактильного взаимодействия;
Пальчиковые игры;
Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
Гиперактивный ребёнок постоянно испытывает непреодолимую потребность в движении, его мозг перевозбуждён и отвечает слишком активно, он «прыгает по всему классу» не потому, что этого хочет, а потому, что его мозг выходит из - под контроля. Чрезмерная активность является вынужденной реакцией на ощущения, ни организовать, ни выключить которые невозможно. Дезорганизация работы мозга не даёт ему сконцентрироваться и удерживать внимание, следовательно, он не способен понять, чему его учат. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения, ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения. Взрослые часто лишь усугубляют проблемы ребёнка, заставляя его выполнять непосильные задания. Предъявление дисциплинарных требований по отношению к нему не эффективно, а часто и бессмысленно.
Важно организовать занятие так, чтобы ребёнок меньше находился в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, чаще давать ему двигательную разрядку.
Перед началом каждого занятия рекомендуется расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии.
Расслабление – это забота о самом себе, помощь самому себе, создание условий для нормальной работы своего организма. При обучении расслаблению по контрасту с напряжением мы привлекаем внимание детей к определённым группам мышц (рук, ног, туловища, лица, шеи).
Снизить эмоциональное напряжение поможет лёгкий массаж, самомассаж, приятные тактильные ощущения.
Чтобы разнообразить процесс коррекционной работы, сделать наиболее интересным для ребёнка, нужно скучную работу превратить в увлекательную игру. Для этого надо подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, любая передаваемая информация должна быть эмоционально окрашенной, тогда она полноценно будет восприниматься обучающимися.
В играх гиперактивным и легко возбудимым детям трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других детей. Поэтому необходимо начинать с индивидуальной работы с ребёнком, затем включать его в деятельность с 2-3 – мя детьми, а затем и с большей подгруппой. Полезно обучить детей играм, которые смогли бы направить их избыточную энергию в позитивное русло.
Обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции:
- Игра «Маленькая птичка» (развивает мышечный контроль)
1 куплет.
Маленькие птички на веточках сидят.
Воробьи, синички на солнышко глядят.
Припев:
Чик-чирик, чик-чирик,
Весело живём.
Чик-чирик, чик-чирик,
Песенки поём.
2 куплет.
Полетели птички стайкой погулять.
Воробьи, синички стали щебетать.
Припев:
3 куплет.
Отыскали зёрнышки, сели поклевать.
Хорошо на солнышке птичкам отдыхать.
Припев:
4 куплет.
Притаилась кошка, за кустом сидит,
Глазки закрывает, будто сладко спит.
Припев:
Кошка.
Мяу! Мяу!
Взрослый.
Беда! Беда! Разлетайтесь кто куда!
- Игра «Говори!», направленная на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и
сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?” (Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в
классе) потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”;
“Сколько будет два плюс три?” и т. д.” Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
- Игра «Черепаха», контролирующая свои движения.
Помогает в развитии самоконтроля.
Взрослый и ребёнок (или несколько детей) встают у стены. Необходимо дойти до противоположной стены в очень медленном темпе, при этом стоять на одном месте запрещается. Побеждает тот, кто дойдет самый первый.
- Игра «Ласковый мелок», способствующая снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений и т. д.
Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребёнку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» всё, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину.
Повсеместно в педагогической практике используются физкультминутки, но для сверхвозбудимого ребёнка их явно недостаточно. На своих занятиях я даю задания, где нужно не только говорить, но и действовать. Например, работая над звукопроизношением, можно использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.
Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность, школьники учатся концентрировать своё внимание и правильно распределять его. Развивается память детей, т.к. они учатся запоминать определённые положения рук и последовательность движений. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Кроме своего прямого назначения, эти игры способствуют налаживанию отношений с ребёнком.
Психогимнастика развивает нравственные представления, познавательные процессы – в частности, формирует сенсорные эталоны, эмоциональные реакции и способы их выражения, произвольность эмоциональной регуляции, коммуникативной сферы.
Психогимнастика создаёт богатейший потенциал для развития сферы эмоций. Так, робкий, со слабо развитой речью обучающийся через приобретение мышечной эмоциональной раскрепощённости и возросшей уверенности в себе приобретает и улучшение в области связной речи, оказывается способен общаться с взрослыми и сверстниками, а также уверенно отвечать у доски.
«Выразительные движения», как характерные моторные реакции, включающие мимику, жесты, пантомимику, т.е. альтернативные средства общения можно использовать в качестве частичного замещения «физкультурных минуток», релаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной). Как самостоятельный вид групповой работы, а также для индивидуальной работы с обучающимися, имеющими слабые моторные реакции, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Коррекционно-развивающие игры и упражнения рекомендуются родителям для занятий с детьми в домашних условиях.
Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, выбрать правильный способ закрепления полученных детьми школьных навыков в домашних условиях, вооружить определёнными знаниями, умениями и некоторыми приёмами коррекции неадекватного поведения и сверхвозбудимости.
Литература:
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2015.
Е. А. Дьякова Логопедический массаж. Москва ACADEMA 2005
О.Б. Иншакова Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1, Часть 2. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС» 2022
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников М.: В. Секачев, 2014.
Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у дошкольников. Рабочая тетрадь и Методическое руководство. — М.: В. Секачев, 2014.
Э.Я. Степаненкова Сборник подвижных игр для занятий с детьми 2-7-ми лет.