12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кижаева Лариса Владимировна98

Специфика обучения первоклассников с ОВЗ в сельской школе

С каждым годом количество первоклассников, испытывающих трудности в обучении, увеличивается. 80% городских первоклашек имеют отклонения от нормальных нейропсихологических данных. В небольшую же сельскую школу все дети приходят, в основном, неподготовленные к требованиям Федеральных образовательных стандартов. Например, в 2019-ом году в ГБОУ СОШ пос.Чапаевский по результатам ПМПк из 9-и дошкольников 7 детей с недоразвитием речи III степени, у 4-ых уровень психофизических функций, знаний, умений, навыков не соответствует возрастным нормам, 3 ребёнка школьно-незрелые и только двое условно готовы к обучению. И такая картина не единична.

Вследствие этого, почти в каждом классе есть дети, обучающиеся по адаптированной рабочей программе, которая направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Вся ответственность за обучение первоклассников и развитие у них познавательных процессов ложится на учителя: так как одна часть родителей ассоциальна (подвержена пагубной зависимости); другая - безграмотна (родители не закончили даже 9 классов основной школы); третья считает, что учить и воспитывать детей должна только школа… Тем радостнее, весомее и значительнее становится положительный результат в обучении чтению, письму, счёту самых младших школьников с ОВЗ в таких сложных учебных отношениях. Как он достигается?

Путём систематических коррекционных упражнений, способствующих развитию фонематического слуха, памяти, внимания, связной речи, моторики, пространственно-временных представлений. Попробую представить некоторые факты данной системы.   

Форма подачи информации, в основном, алгоритмичная, четкая, лаконичная. Системная подача информации создает системно организованную память. При этом существенно снижаются нагрузки на внимание.

-Составление и озвучивание схем по окружающему миру…

Чтобы информация, наиболее быстро и крепко запоминалась, её обыгрываем или иллюстрируем. Например, повторяя и запоминая скороговорки, используем жесты, движения, добавляя к точному проговариванию физическую разминку. А разучивая стихи, зарисовываем схематические рисунки по содержанию.

Учебные демонстрации (и презентации) используем короткие (3—5 мин) и легкие.

Контроль за возникновением как сильных отрицательных, так и положительных эмоций. Регулярные похвальные поощрения. Если даже за урок ребёнок не продемонстрировал какого-то знания, то за весь учебный день он обязательно получит хоть 1 балл (жетон-звёздочка) за работу, которая достойна громкой оценки «МОЛОДЕЦ!» от всего класса вместе с учителем.

Обучение чтению обязательно предшествует формированию навыков письма.

-«Артикуляционная гимнастика»

-«Чтение слоговых таблиц», «Слоговое лото», «Доскажи словечко», «Чистоговорки»

-«Узнай звук», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Звук заблудился»

-«Цепочка слов», «Лесенка слов»…

Глазодвигательные упражнения, как первое звено сложной психологической структуры чтения.

- «Гимнастика для глаз» по слайдам, печатным схемам…

Формирование комплекса образов, которые позволяют совершать плавный переход от звуков к их графическому изображению.

- «Жучок-буквоед», «Фотографирование предметов», «Допиши букву»

 Занимательные модели», «Слова – невидимки»…

Цель обучения чтению - понимание, а не проговаривание вслух.

- «Смысловая догадка», «Звук заблудился»…

Предварительное проговаривание и рассуждения развивают осмысленность учебных действий и способность планирования.

Переход к беглому чтению, как залогу грамотного письма, так как навык письма может развиваться только на базе сформированного визуально-слухового образа слова.

- «Слоговая дорожка», «Следи-прочти-скажи»…

Форма учебных занятий чаще игровая.

- «Почта», «Любопытный», «Кто кого», «Ты-мне, я-тебе»…

Эмоционально-образное представление (например, букв, цифр, геометрических понятий) повышает продуктивность запоминания речевой и символической информации.

-«Дорисовывание симметричной половины изображения»

-«Упражнения на воспроизведение статики движений (праксис позы)

-«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур»

- «Определить, чей силуэт», «Разложи предметы по своим местам»…

Для закрепления материала, т.е. перевода его из кратковременной, оперативной памяти в долговременную, повторять на протяжении урока один и тот же алгоритм задания, повышая тем самым вероятность усвоения.

Предотвращение утомления с помощью 2-ух обязательных физминуток (одна стихотворная, другая музыкально-танцевальная) и дополнительных физических упражнений, сопровождающих учебные задания.

-«Пальчиковые игры» (с речевым сопровождением; разведение и сведение ладоней, поочерёдная смена положений рук;  без речевого сопровождения), -«Гимнастика моего язычка»

-«Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (Сколько положили зайчиков, столько приседаний, сколько морковок, столько хлопков и т.д)

Обучение ориентировано не на слабые, а на сильные звенья психической деятельности учащихся. Такое обучение обеспечивает вовлечение в работу новых нервных импульсов и новых мозговых структур. Сложность заданий, следуя советам Л. С. Выготского, меняется по трём основным параметрам: от совместного действия к самостоятельному; от действия по внешней программе к действию по внутренней; от развернутого поэлементного выполнения и контроля действий к их свернутым формам.

Помощь родителей, психологов, логопедов чрезвычайно необходима для развития интеллекта ребёнка! Но, конкретно, в нашей местности она, к сожалению, минимальна! И всё же в таких условиях педагог, владеющий богатым арсеналом методических приемов и технологиями развивающего обучения, выстраивает дидактическую схему, которая позволяет каждому ребенку найти свой путь к разрешению учебных проблем, к овладению базовыми стандартами образовательной программы, а нередко и к более высокому уровню знаний, умений и навыков.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.