Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях
Даутова Г.Ф.
учитель истории
МКОУ Мусинская СШ
На каждом уроке обучающиеся должны сознательно осваивать учебный материал. Но как запомнить, понять материал темы, если тебе так скучно и не интересно? Конечно, на каждом уроке нужна мотивация, интересное задание, которое сможет зажечь интерес обучающихся.
Для этого я во время своих уроков часто использую проблемные вопросы. Но важно, чтобы не учитель давал готовые вопросы, а обучающиеся сами формулировали проблемный вопрос. Для этого предварительно проводится работа с версиями, предположениями учеников, какую же тему они будут изучать. Исходя из темы, учитель дает направление, наводящие вопросы и обучающиеся самостоятельно составляют проблемный вопрос урока. Весь урок будет строится на постепенном разборе материала в поисках ответа на вопрос. К концу урока у обучающихся должен сложится пазл и появиться ответ на сложный вопрос. Например, в 5 классе при изучении темы «Завоевание Греции Македонией» возникает проблемный вопрос: Почему именно Македонии удалось завоевать Грецию? Разбирается вся тема и в конце урока обучающиеся дают ответ на вопрос.
Также отличным мотивирующим методом является метод дифференцированных заданий. Даются домашние задания разных уровней сложности: на «3», на «4», на «5». Обучающиеся, которые хотят получать высокие оценки, выполняют разные интересные проекты: рисуют иллюстрации, составляют кроссворды, головоломки, пишут рассказы, эссе, берут интервью, делают презентации и доклады. Разные интересные формы домашней работы развивают мотивацию во время самого урока. Например, если во время изучения начального этапа Валикой отечественной войны, дать обучающимся задание взять интервью у своей бабушки или дедушки, распросить об их жизни во время войны, оформить их рассказ в виде статьи в газету, то на дальнейших занятиях по изучению истории Великой отечественной войны, конечно, возникнет большой интерес, ведь это связано с историей их семьи.
Для мотивирования обучающихся можно широко использовать дидактические игры, викторины, конкурсы. Эти методы больше подходят для нестандартных повторительно-обобщающих уроков, чтобы это не было простым повторением, с ответами на вопросы по учебнику или тест на оценку, а интересная игра. Например, пройдя тему «Древняя Русь», можно организовать конкурс знатоков истории Древней Руси. А после темы «Правление Ивана Грозного» провести урок-судебное заседание, и т. д.
Таким образом, есть множество методов, позволяющих повысить мотивацию обучающихся. Некоторые из них я широко использую во время своих уроков, но еще есть к чему стремиться. Я нахожусь в поиске все новых интересных идей для мотивации обучающихся.