Способы коррекции «ненормативного» поведения детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию
Способы коррекции «ненормативного» поведения детей дошкольного возраста
на занятиях по физическому воспитанию.
Автор: Зеленкин Александр Валерьевич
Инструктор по ФИЗО
МАДОУ «Детский сад №352» г.Перми
На сегодняшний день нарушения поведения детей дошкольного возраста являются причиной многих трудностей в дальнейшем их развитии. Порой такие нарушения значительно сдерживают приобретение детьми навыков общения в социуме, становятся источником непонимания и неприятия со стороны окружающих, а также оказывают разрушающее воздействие на здоровье и психику самого дошкольника. Ребенок с «ненормативным» поведением начинает отставать от сверстников в общем, а также физическом развитии, что, конечно, ведет к снижению его социальной адаптации в обществе.
Причинами неконструктивного поведения детей дошколного возраста могут стать разнообразные факторы воздействующие извне. Возможно их можно классифицировать в две группы. В одном случае нарушения поведения ребёнка определяются особенностями нейродинамики: нестабильность психических процессов, психомоторная расторможенность или заторможенность.
Такого рода нейродинамические расстройства, чаще всего, в гипервозбудимом (импульсивном) поведении ребёнка, с эмоциональной неустойчивостью, легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полной инертности к неупорядоченной активности.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (часто защитного) реагирования ребёнком на те или иные затруднения в жизни, а также на неудовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией.
Коррекция и предупреждение неконструктивного поведения должно целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, используя его в разнообразных видах деятельности, чётко обозначать правила поведения в соответствии с особенностями социального окружения (национальные,семейные и т.п), следить за соблюдением единой системы требований к выполнению таких правил. Для достижения наилучшего эффекта коррекции неконструктивного поведения в дошкольном учреждении могут заниматься практически все специалисты, а мероприятия должны проводиться комплексно (в единой системе).
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста отражает возможности работоспособности их организма, имеющиеся потребности и интересы, разнообразные формы наглядно-образного, наглядно-действенного и логического мышления, особенности преобладающего вида деятельности, в связи, с развитием которой происходят важнейшие изменения в психике ребенка, и готовит его к переходу к следующей ступени развития.
Из всех форм «ненормативного» поведения в дошкольном возрасте чаще всего встречаются тревожное и агрессивное.
Результаты наблюдений специалистов по развитию дошкольников позволили выявить некоторые специфические особенности выполнения основных движений. У тех детей, у которых наблюдалась склонность к агрессивному поведению зафиксированы повышенные показатели при выполнении педагогического тестирования. У детей склонных к тревожности, наоборот, были выявлены низкие показатели развития основных двигательных навыков.
На основании педагогических наблюдений для коррекции неконструктивного поведения дошкольников подбираются различные формы и средства физической культуры (специальные физические упражнения, игровые задания, подвижные игры), которые максимально учитывают индивидуальные психофизические особенности каждого ребёнка.
Созданию условий для эффективного формирования двигательных навыков и развития психофизических качеств в том числе способствуют и здоровьесберегающие технологии.
Одной из эффективных здоровьесберегающих технологий для предупреждения и исправления неконструктивного поведения детей является самомассаж, то есть массаж, который ребёнок способен выполнить самостоятельно.
Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики, который оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. Во время проведения подобной техники в игровой форме, мы реализуем сразу несколько поставленных задач. Так происходит
-профилактика заболеваний,
-укрепление различных групп мышц,
-развитие сердечно сосудистой, дыхательной,
- конечно же нервной системы.
Приёмы самомассажа помогают:
-развитию ритмичности, координации движений;
-закаливанию;
-ориентированию в пространстве.
Помимо этого, регулярные занятия будут благоприятно действовать на психоэмоциональную устойчивость, физическое здоровье и повышать функциональную деятельность головного мозга, тонизируя весь организм. Самомассаж в игровой форме дает нам следующие возможности:
Физическое укрепление организма;
Развитие памяти и образного мышления;
Формирование положительного настроя;
Снижение уровня переутомляемости детей;
Снижения уровня тревожности и гиперактивности детей.
Таким образом, регулярное применение самомассажа способствует формированию у ребенка навыков собственного оздоровления и сознательного стремления к здоровью.
Главное правило в используемой технике-«не навреди». Длительность сеанса в среднем составляет порядка 10 минут, что позволяет использовать его в различных режимных моментах:
Утренняя гимнастика
Динамические паузы в НОД
Самостоятельная игровая деятельность
Индивидуальная работа с детьми и т.д.
Также самомассаж является одним из лучших способов организации заключительной части непосредственно-образовательной деятельности. Кроме оздоровительного эффекта игры с самомассажем поднимают настроение, сближают детей, помогают им раскрепоститься, снимают мышечные зажимы, снижают утомляемость после основной нагрузки, концентрируют внимание детей, помогают сохранить дисциплину после весёлых подвижных игр.
Для того, чтобы заинтересовать детей самомассажем, важно создать подходящую атмосферу. Например, обыгрывать массажные движения веселыми стихами, включить спокойную музыку. Упражнения должны быть в меру сложные, легко запоминаться, не причинять дискомфорта, не способствовать быстрому утомлению, а главное, выполняться регулярно. То есть как итог, мы должны получить удовлетворенного процессом ребенка с положительным настроем и желанием заниматься дальше.
Основные рекомендации для проведения самомассажа.
Самомассаж необходимо выполнять 2-3 раза в день, не более 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми нужно проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять не меньше восьми раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки.
Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения обязательно проводить расслабление: поглаживание или стряхивание рук. Выполнять самомассаж можно только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными ногтями.
Также имеются и противопоказания: заболевания кожных покровов и головы, лихорадочные состояния, воспалительные процессы, увеличенные лимфоузлы, конъюнктивиты. Очень много упражнений можно проводить с использованием нетрадиционных материалов. Например такие упражнения как: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажные мячи. В качестве одного из приемов самомассажа в том числе используются комплексы артикуляционных упражнений.
Источники интернет ресурсов:
1)https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota
2)https://znanio.ru/media/konsultatsiya-dlya-vospitatelej
3)https://znanio.ru/media/agressiya-detej-doshkolnogo-vozrasta
4)https://www.maam.ru/detskijsad/osobenosti-raboty-s-detmi-s-nekonstruktivnym-povedeniem
5)http://www.psiholog-pyatashova.ru/index.php/dlya-vas-pedagogi/na-zametku/43-na-zametku